Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (668) | 28 мая 2018г.
 

Дороже жизни

Оказалась система отношений между областным министерством труда и АО «Самаранефтегаз»

ИА «Центр-Инфо»

16-17 мая в выставочном комплексе «Экспо-Волга» состоялся первый специализированный Форум по безопасности и охране труда. Мероприятие проводилось при поддержке министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской обл. с активным участием АО «Самаранефтегаз» (генеральный директор Гани ГИЛАЕВ). Их плодотворное сотрудничество объясняет, почему информация о массовом отравлении со смертельным исходом на объекте дочерней компании ПАО «НК «Роснефть» в министерской сводке происшествий проходит без какого-либо упоминания названия нефтяной компании. В самом министерстве это «упущение» объясняют технической ошибкой.

Прикрыли Гилаева

Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской обл. на своем официальном сайте достаточно скупо известило о массовом отравлении работников со смертельным исходом одного из них, произошедшем 10 марта на объекте АО «Самаранефтегаз». Настолько скупо, что даже не упоминалось наименование нефтедобывающей компании, как и название другой дочерней организации Роснефти, где был трудоустроен погибший. В официальном сообщении регионального Минтруда указывалось: «10 марта 2018 г. на территории м.р. Красноярский произошел групповой несчастный случай. При производстве подготовительных работ на трубопроводе произошло отравление работников. В результате происшествия водитель автомобиля КАМАЗ погиб, мастер и два трубопроводчика находятся на лечении в медицинском учреждении» (http://trud.samregion.ra/App_Shared/We bParts/DataViewers/PopupDocument.aspx? docid=4117a08b-33e7-4ff5-b5d7-bla540f7c3cf). Это сообщение на сайте Минтруда появилось 12 марта 2018 г. Спустя почти месяц, 6 апреля, оно в том же виде было продублировано.

В отличие от Минтруда, правоохранительные органы не стали умалчивать название работодателей. Так, Следственное управление Следственного комитета РФ по Самарской обл. (СУ СК РФ) 11 апреля выпустило пресс-релиз, в котором было сказано: «10 марта 2018 г. при выполнении работ по ликвидации прорыва на выкидной линии «скважина №507 АГЗУ-8» на Красноярском месторождении в районе пос. Светлое Поле Красноярского р-на в связи с допущенными нарушениями правил техники безопасности и иных правил охраны труда со стороны должностных лиц АО «Самаранефтегаз» и ООО «РН-Транспорт», на которых лежали обязанности по соблюдению этих правил, произошел несчастный случай с работником ООО «РН-Транспорт» 1991 г.р., в результате которого он умер на месте происшествия от острого отравления нефтепродуктами».

Маленькое упущение

Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф» обратился к врио министра труда, занятости и миграционной политики Самарской обл. Ирине Никишиной за комментариями. В запросе спрашивалось, по каким причинам информация была озвучена без упоминания работодателей, в то время как министерство в своих официальных сводках обычно всегда упоминает наименование организаций при освещении несчастных случаев на производстве. Также был задан вопрос относительно наличия партнерских отношений между министерством и АО «Самаранефтегаз» и иными дочерними компаниями Роснефти.

Ответ был поразительным. «Размещение информации о несчастном случае без уточнения наименования организации является технической ошибкой специалиста, готовившего данный материал», — сообщил департамент информационной политики администрации губернатора Самарской обл. (ДИПАГ). При этом наличие партнерских отношений всячески отрицалось: «Между министерством и ПАО «НК Роснефть» и ее дочерними предприятиями не заключено соглашение о партнерстве».

К слову, ответ, который предоставил ДИПАГ, датирован 27 апреля. К этому времени уже было известно о том, что по факту нарушения требований охраны труда, повлекшего по неосторожности смерть мужчины, было возбуждено уголовное дело. «По данному факту Красноярским межрайонным следственным отделом СУ СК РФ по Самарской обл. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 143 УК РФ (нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека)», — говорилось в упомянутом сообщении СУ СК РФ от 11 апреля на его официальном сайте.

Однако 27 апреля ДИПАГ продемонстрировал собственную нерасторопность или элементарную неспособность мониторить официальные сайты правоохранительных органов региона. Так, например, 27 апреля в ответе ОАЕ «Хронограф» ДИПАГ сообщил: «По состоянию на 25 апреля 2018 г. в адрес министерства не поступала информация о завершении расследования профессионального заболевания (острого отравления) с работниками АО «Самаранефтегаз» и ООО «РН-Транспорт». При этом подчеркивалось: «Происшествие, произошедшее 10 марта 2018 г. с работниками АО «Самаранефтегаз» и ООО «РН-Транспорт», не является несчастным случаем, а является острым профессиональным заболеванием (отравлением) работников соответствующих организаций». По информации чиновников, к такому заключению пришла специальная комиссия, которая была создана Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Министерский цинизм

Казенный стиль ответа ДИПАГ удручает. Во-первых, налицо отсутствие межведомственного взаимодействия: СУ СК РФ публично объявило о возбуждении уголовного дела, а Минтруда до сих пор ждет результатов расследования «профессионального заболевания».

Во-вторых, сама формулировка «профессиональное заболевание» по отношению к гибели работника на производстве звучит бесчеловечно. Водитель КАМАЗа скончался на рабочем месте от отравления нефтепродуктами -совершенно не похоже на его «профессиональное заболевание». Да и мастеру с трубопроводчиками при их трудоустройстве вряд ли сообщалось о том, что их поджидает такой профессиональный «недуг».

В-третьих, трудно поверить в то, что Минтруда в своих сообщениях упустило наименование работодателей по причине «технической ошибки специалиста». В правительстве и министерствах работает огромная масса сотрудников, которые отвечают за подготовку пресс-релизов и мониторинг информационного пространства. И все они «недоглядели» за «технической ошибкой», которая дважды «проскакивала» на сайте министерства. ДИПАГ таким отношением к делу ставит в неловкое положение врио губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова, который в преддверии выборов губернатора в информационном плане вынужден опираться именно на него.

Скорее всего, ошибка была не случайна. Причем не только она. 16-17 мая в «Экспо-Волга» (г. Самара) региональное Минтруда провело первый специализированный Форум по безопасности и охране труда. Появилось пафосное заявление о том, что этот проект -стартап для организаторов. Каждый из них смог проявить себя. Свою роль в проведении форума сыграл «Самаранефтегаз» Гани Гилаева. «Специалисты Куйбышевской железной дороги филиала ОАО «РЖД», АО «Самаранефтегаз», АО «Транснефть-Приволга», ООО «Газпром трансгаз Самара» и других крупных промышленных предприятий приняли участие в олимпиаде по охране труда, где на сцене доказывали знания и умения по оказанию первой помощи и безопасности на производстве», — говорится на официальном сайте «Экспо-Волга» (http://www. expo-volga.ru/press-center/news/2018/ bezopas-nost-na-pervom-meste-/).

Увы, но «Самаранефтегаз» демонстрирует готовность решать вопросы охраны труда пока что только на показных выступлениях. В реальной ситуации, к сожалению, все закончилось гораздо печальнее. Областное министерство труда, видимо, предпочло не заострять внимание на той «неприятности», которая произошла на промысловом объекте предприятия. Ведь в тот момент вовсю шла подготовка к форуму (а это требует серьезных денег), соответственно, велась работа над формированием позитивного имиджа АО «Самаранефтегаз» как ответственного работодателя, ратующего за охрану труда, а тут так некстати случился этот злополучный несчастный случай со смертельным исходом. Видимо, Ирина Никишина, осознавая свое подвешенное состояние на посту министра, предпочла лишний раз проявить понимание к интересам руководителей крупной нефтяной компании.

Комментарии

Александр ЛЕВЫКИН, и.о. прокурора Красноярского р-на

- Приказом Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №146/1 от 11 марта2018г. создана комиссия по расследованию причин группового несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего в результате аварии на опасном производственном объекте «Система промысловых и межпромысловых трубопроводов Красноярского месторождения» АО «Самаранефтегаз»... По вышеуказанному факту... возбуждено уголовное дело. Ход расследования взят на контроль прокуратурой района.