Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (663) | 9 апреля 2018г.
 

Передовой опыт

Транспортники Тольятти успешно осваивают технику на КПГ

Борис Кротов

В конце марта Самарская губернская дума объявила о процедуре оценки регулирующего воздействия в отношении законопроекта Самарской обл., который будет регулировать перевозки общественным транспортом. Согласно ему, к полномочиям правительства Самарской обл. будут отнесены обязанности по установлению требований к экологическим характеристикам транспортных средств, осуществляющих маршрутные перевозки. Возможно, этими полномочиями региональная исполнительная власть воспользуется довольно оперативно, тем более что транспортные предприятия региона сейчас усиленно нарабатывают опыт эксплуатации транспортных средств на компримированном природном газе (КПГ). В Тольятти МП ТП АТП-3 уже два года успешно осуществляет перевозки на одной из самых больших в регионе партий газомоторных автобусов.

Экология перевозок

Функционирование общественного транспорта в городах имеет не только логистические, но и экологические аспекты деятельности. Если говорить о Тольятти, то здесь на долю автотранспорта приходится до 65% всех выбросов, которые регистрируются в городе. На частный автотранспорт власти, конечно, никак повлиять не могут (хотя установка газовых баллонов у автолюбителей достаточно популярна). А вот крупные муниципальные перевозчики постепенно переходят на более экологичные транспортные средства. Последние два года МП ТП АТП-3 эксплуатирует самый большой в регионе парк автобусов, работающих на КПГ.

Сейчас, учитывая пока еще не самый высокий уровень внедрения газомоторного топлива в повседневную практику, ожидать существенного сокращения объема выбросов от автотранспорта не приходится. Специалисты-экологи считают, что сократить количество выбросов в атмосферу можно, но для этого должна получить мощную поддержку система общественного транспорта. По статистике, газовые двигатели по своим параметрам значительно превосходят требования ЕВРО-4. Выбросы в 1,9 раза ниже, что касается сажи, в 3,2 — по углеводороду (СН), в 1,6 — по оксиду азота (N0), наконец, в 200 раз (!) по оксиду углерода. В случае если в городе будет достаточно большое количество удобных маршрутов, а также четкие единообразные условия оплаты и льгот, это станет хорошей альтернативой личному легковому автомобилю.

Систематическая эксплуатация автобусов марки Volgabus на газомоторном топливе дает ценный для транспортников опыт и выявляет те проблемные места, с которыми в будущем могут столкнуться любые автопарки, решившие перевести технику на КПГ. Перспективы применения такого топлива в самых разных отраслях обширны — это и автопарки, и используемая для ремонта и эксплуатации дорог спецтехника, и транспортные компании, и сфера ЖКХ. Таким образом, наиболее ценным становится реальный опыт предприятий, которые единовременно используют в повседневной работе такие транспортные средства. В Тольятти такой опыт уже имеется. И он может быть растиражирован на другие города и регионы.

Как это работает

По словам представителей тольяттинского МП ТП АТП-3, эксплуатация автобусов на газовом двигателе не сложнее, чем на дизельном, но имеет свои нюансы. «Период адаптации, конечно, был, но наши водители и ремонтники успешно с ним справились. Были вопросы, какие-то непонятные моменты, но мы успешно внедрили технику на газомоторном топливе в повседневную работу. Могу сказать, что проблем с небольшим ремонтом и поддержанием автобусов в технически исправном состоянии у нас нет. Но не все работы мы можем выполнить самостоятельно», — рассказал главный инженер МП ТП АТП-3 Александр Кулик.

Основная сложность, которая пока не устранена в вопросах эксплуатации таких автобусов, — это регулярная поверка баллонов для газа. По регламенту ее нужно проходить один раз в три года, и, учитывая, что этот вопрос напрямую относится к обеспечению безопасности пассажиров, халатность здесь не допустима. По словам транспортников, технически эти работы никакой сложности не предоставляют. А вот бюрократическая сторона вопроса впечатляет даже тех, кто привык иметь дело с обширным парком разномастной техники — такой, к примеру, как в АТП-3. «Поскольку мы ограничены нормами 44-ФЗ (Федеральный закон №44 от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». – Прим. ред.), то эта работа может быть выполнена только в рамках муниципального контракта. Для этого необходимо провести процедуру, определить начальную цену, а также организовать закупку. И здесь мы сталкиваемся с тем, что организаций, которые способны выполнять такие виды и объемы работ с выдачей официального заключения в России, не так много. В Самарской обл. — одна. А у тех, кто работает на свободном рынке, цены космические, а их разброс впечатляет. Плюс если мы отправляем технику, допустим, на освидетельствование в Набережные Челны (РАРИТЭК), мы должны снять автобус и водителя с линии, отправить их своим ходом в командировку, ну и, соответственно, оплатить командировочные и проживание. При отнюдь не низких ценах на услуги», — рассказал Александр Кулик.

Другие варианты — к примеру, покупка участка для тестирования газовых баллонов компрессора для тестирования газовых баллонов — тоже нереализуемы. Такой компрессор стоит порядка 25 млн р. А существующие потребности МП ТП АТП-3 сделают его использование попросту нерентабельным. Все говорит в пользу того, что надо начинать решать эту проблему на законодательном уровне. Органы государственной исполнительной власти разных уровней должны начать создавать простые и доступные условия для эксплуатации техники на КПГ. Это возможно за счет повсеместного развития специализированной инфраструктуры.

Мелочей не бывает

Но, несмотря на жесткий бюджет транспортного предприятия, внедрять передовые ноу-хау в повседневный производственный процесс удается. К примеру, во время покупки 102 автобусов для нужд МП ТП АТП-3 в 2012 г. была приобретена для них и специальная мойка-портал, кстати, единственная в регионе. Теперь помывка одного автобуса занимает всего 4 мин., и соответственно, персонал, на который возложена эта функция, показывает более высокую производительность. Кроме того, значительно экономится вода. Приобретенная профессиональная бытовая химия также позволяет существенно сократить процесс уборки в салоне автобуса. Вместо четырех часов теперь процедура уборки длится 1 час, а транспорт поддерживается в чистоте в любую погоду. Это положительно влияет на облик города и на отношение пассажиров. Наверное, в т. ч. и поэтому пассажиропоток последние годы демонстрирует устойчивый и последовательный рост. Из этого можно сделать вывод, что мелочей не бывает.

Новинки сервиса, несмотря на то что их стоимость бывает внушительной, оправдывают себя. «Многое из того, что мы покупаем, ориентировано на сокращение затрат предприятия. Имея большой опыт в эксплуатации техники, мы понимаем, что самое дешевое — не самое лучшее. Более дорогие шины для автобусов в пересчете на километр пробега оказываются более экономичными. И так практически по всем автозапчастям и комплектующим, даже самым, казалось бы, незначительным. За последние годы закуплена мойка, оборудование для ремонта боковых порезов шин (которые мы раньше вынуждены были попросту списывать). Заменен компрессор в ремонтной зоне. Закуплено оборудование для напыления металла — это современная альтернатива сварке узлов и агрегатов, антикоррозийной защите. Потраченные на нее средства уже несколько раз окупили себя. Не говоря о том, что хорошее состояние транспортных средств — это безопасность и удовлетворение современных запросов пассажира. Для этого мы и работаем», — отмечает директор МП ТП АТП-3 Александр Абрамов.