Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (158) | 20 ноября 2006г.
 

Эффект привлекательности

Создает Газбанк для потенциального инвестора

Татьяна Пишкова

На 29 ноября запланировано внеочередное собрание акционеров ЗАО КБ «Газбанк». В повестке дня — вопрос о внесении изменений в устав. Вероятнее всего, изменения будут касаться увеличения доли в уставном капитале банка председателя совета директоров Газбанка Олега ДЬЯЧЕНКО. Кстати, пока это единственный акционер банка, реализовавший свое право на приобретение акций в выпущенной эмиссии. В то же время эксперты не исключают, что изменения в устав будут касаться полномочий владельцев блокирующих долей (пакет должен превышать 25% от уставного капитала) при принятии решений. А это в очередной раз подтверждает информацию о том, что ЗАО КБ «Газбанк» готовится к процедуре слияний и поглощений в регионах присутствия ОАО «ВоТГК», председателем совета директоров которого является Владимир АВЕТИСЯН. Он тоже акционер Газбанка.

До недавнего времени доли акционеров Газбанка были равными — по 14,41% от уставного капитала. Исключение составляли председатель совета директоров ОАО КБ «Солидарность» Алексей Титов (ему принадлежали 14,46%) и председатель Самарского регионального отделения Социал-демократической партии России Геннадий Звягин (13,48%). 26 октября ЗАО КБ «Газбанк» выпустило эмиссию в размере 50 700 тыс. штук стоимостью 10 р. каждая. Предполагалось, что акции будут размещены среди акционеров с сохранением их долей в уставном капитале. Однако на сегодняшний день свою долю (в общей сумме 90,5 млн. р. по номиналу) в выпущенной эмиссии приобрел только Олег Дьяченко. В результате чего она возросла до 16,62%. Нереализованное право других участников эмиссии акционер Газбанка Андрей Кислов объяснил «Хронографу» произошедшей технической ошибкой, которая позволит остальным акционерам выкупить свои доли только в начале 2007 г.

В то же время существует ряд фактов, заставляющих усомниться в существовании какой-либо ошибки. Для реализации преобразований ЗАО КБ «Газбанк» привлекает специалистов ИК «Тройка Диалог», высокий профессионализм которых исключает возможность возникновения ошибок. Кроме того, для акционеров банка, представляющих холдинг «Волгопромгаз» (Владимира Аветисяна, Александра Гриднева, Павла Иванова и Олега Дьяченко) это далеко не первое преобразование подобного характера.

Данное увеличение уставного капитала явно планировалось давно и тщательно, поэтому никаких технических ошибок возникнуть в принципе не могло.

Нереализованное право на покупку акций остальных участников вполне укладывается в запланированное привлечение стороннего инвестора (см. «Хронограф» №32 (151) от 9.10.06). При условии, что вся эмиссия будет размещена с учетом уже размещенных 90,5 млн. р., совокупная доля нынешних акционеров в уставном капитале составит примерно 55%. Это контрольный пакет акций, что для потенциального стороннего инвестора делает непривлекательным оставшиеся 45%. Если акционеры действительно вынашивали планы по слиянию и поглощению, потенциальному инвестору они должны предложить не меньше, чем блокирующий пакет, или порядка 40-45%, с тем чтобы при примыкании к нему еще одного-двух акционеров можно было получить более 50% акций в уставном капитале банка.

Формально структуру акционеров банка можно разделить на две группы. Одна из них представляет людей из холдинга «Волгопромгаз» и включает в себя Владимира Аветисяна, Олега Дьяченко, Александра Гриднева и Павла Иванова. Другая состоит из Геннадия Звягина, Алексея Титова и Андрея Кислова. Две эти группы не имеют разногласий, но их формальное разделение вполне может демонстрировать потенциальному инвестору возможность получения контрольного пакета при покупке им 45% акций банка и объединении с этой группой из трех человек.

В нынешнем уставном капитале (497 млн. р.) представители Волгопромгаза контролируют в банке 57,64%. Группа из трех акционеров — 42,35%. Когда эмиссия в 507 млн. р. будет размещена полностью, доля группы Волгопромгаза размоется до примерно 35%, что меньше контрольного, но больше блокирующего пакета акций. Доля оставшихся трех акционеров снизится примерно до 18%. Таким образом, нынешние акционеры Газбанка создают иллюзию отсутствия в банке консолидированной группы, обладающей контрольным пакетом акций. Поэтому сторонний инвестор, владеющий 45% акций, при принятии решений на собраниях акционеров может объединяться с группой, владеющей 18% акций, или хотя бы одним из них (на каждого примерно по 6%), что позволит получить большинство голосов при голосовании.

Таким образом, участие в размещении эмиссии только одного из акционеров банка позволило создать эффект привлекательности для потенциального инвестора.

Участие в размещении представителя Волгопромгаза объясняется очень просто. Если бы свою долю в эмиссии выкупил кто-нибудь, не представляющий холдинг, то при полном размещении эмиссии доля Волгопромгаза была бы на уровне блокирующего пакета — 25%. Это могло существенно снизить их возможности по удержанию контроля после осуществления сделки слияния.

Несмотря на то что Дьяченко, как и Аветисян, является учредителем Волгопромгаза, при покупке эмиссии выбор пал на Дьяченко, вероятно, потому, что Аветисян — топ-менеджер госкомпании. Являясь управляющим директором бизнес-единицы №2 РАО «ЕЭС России», лишний раз демонстрировать свои доходы, увеличивая долю в уставном капитале банка, для него нежелательно. Что касается Гриднева и Иванова, то это выходцы из Волгопромгаза, не являющиеся изначальными собственниками при формировании холдинга. Можно предположить, что они являются не прямыми собственниками акций Газбанка, а номинальными держателями этих долей, на самом деле частично принадлежащих Аветисяну и Дьяченко.

Создание эффекта привлекательности для потенциального инвестора позволит Газбанку ускоренными темпами войти в регионы присутствия ОАО «ВоТГК» (см. «Хронограф» №34 (153) от 23.10.06). Появление на новом рынке путем открытия новых офисов было бы для Газбанка более затратным, нежели приход на уже готовую площадку местного банка с уже имеющейся у него клиентской базой. Находясь в доминирующем положении, руководство Газбанка сможет завернуть в местное отделение все финансовые потоки по линии энергетики. Тем более что сейчас ВоТГК и ее сбытовые структуры начали процесс перезаключения договоров на будущий год. О том, какой банк обслуживает финансовые потоки ВоТГК в регионах, уточнять будет излишним.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.