Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (158) | 20 ноября 2006г.
 

Дмитрий Савенков:

Главный финансовый документ города нельзя принимать впопыхах

Борис Кротов

15 ноября дума г. Тольятти не приняла в первом чтении проект городского бюджета на 2007 г. Возражения возникли в связи с тем, что у депутатов и чиновников различные представления о приоритетных источниках формирования доходной части. О необходимости неотложно и принципиально сменить парадигму мышления составителей главного городского финансового документа в интервью корреспонденту «Хронографа» рассказал депутат думы г. Тольятти, генеральный директор ЗАО «Мотор-Супер» (Группа «СОК») Дмитрий САВЕНКОВ.

- Дмитрий Леонидович, почему вы так категорично выступили против принятия проекта городского бюджета в первом чтении? Ведь первое чтение — это всего лишь три цифры: доходы, расходы и дефицит...

- Не нужно забывать, что эти три цифры — основные параметры бюджета Тольятти. Во втором чтении мы сможем маневрировать между различными бюджетными статьями, но у нас уже не останется возможности менять общее количество доходов и расходов. Между тем именно это и является основным камнем преткновения: по моему мнению, приведенные цифры совершенно необоснованны. В этом со мной солидарны многие коллеги.

- На заседании думы некоторые депутаты, вторя сотрудникам мэрии, утверждали, что городской бюджет в первом чтении необходимо принимать уже сейчас. В противном случае, по их словам, дума может не успеть принять бюджет в целом и тогда в январе-феврале расходы будут финансироваться исходя из расчета 1/12 от уровня расходов 2006 г. Насколько вероятен такой сценарий?

- Разговоры об 1/12 — это «страшилка» для тех, кто не особо компетентен в экономике и действующем законодательстве. На самом деле на доработку проекта вполне достаточно 2 недель. Еще 10 дней — на проведение общественных слушаний нового проекта бюджета, 5 дней — на ознакомление депутатов, и уже до 15 декабря мы сможем принять этот документ в первом чтении. Таким образом, у нас останутся еще 2 недели на постатейное согласование спорных моментов и в новый год мы войдем с полноценным городским бюджетом. У меня сложилось впечатление, что на сегодняшнем заседании (беседа состоялась 15 ноября. — Прим. ред.) некоторые депутаты отрабатывали вполне четкую установку, полученную от мэрии: создать максимально нервную, суетливую, паническую обстановку, запутать и запугать коллег, чтобы вынудить их принять скоропалительное решение.

К счастью, здравый смысл возобладал, и проект, предложенный мэрией, не прошел. Однако эта искусственно созданная суета все-таки негативно сказалась на принятом решении. Оно оказалось половинчатым: отложив принятие бюджета в первом чтении, дума не дала мэрии поручения привести проект в соответствие с требованиями депутатов.

- Вице-мэр Николай Ренц заявил, что думские протесты не имели под собой никакой экономической основы. Фактически он обвинил депутатов в преследовании своих политических интересов...

- Я не могу говорить за всех, но если бы это было сказано лично мне, я счел бы это оскорбительным. Причем здесь политика, если мэрия сейчас предлагает нам совершенно неприемлемый вариант?

Никто не спорит, что бюджет принимать необходимо, и чем раньше это произойдет, тем лучше. Но это же не значит, что мы должны одобрять любые цифры, не обращая внимания на их обоснованность! Как мэрия будет выполнять план по заложенным объемам земельного налога — 930 млн. р., если в этом году собрано менее 600 млн. р.? Это просто нереально — за полгода увеличить собираемость налога в 1,5 раза. Что мы будем делать, если вдруг обнаружится, что дефицит окажется выше максимально допустимых в соответствии с Бюджетным кодексом РФ 10%? Объявим город банкротом? Введем внешнее управление? Или предложим бюджетным организациям затянуть пояса?

Мне хотелось бы получить ясные ответы на несколько простых вопросов. Когда чиновники научатся собирать земельный налог? Когда мэрия прекратит проедать муниципальное имущество? Когда наши финансисты начнут работать на развитие территории? Что мэрия намерена реально предпринять для увеличения налогооблагаемой базы? Почему до сих пор не предпринималось существенных действий по повышению эффективности сбора налогов? Я уже говорил, что планирование увеличения сбора земельного налога в 1,5 раза сегодня нереально. Для этого достаточно ознакомиться с документами по землеотводу.

Но фактический потенциал Тольятти, по оценке руководителя самарского управления Федерального агентства кадастра Александра Власова, составляет 1,4 млрд. р. Так почему до сих пор эта проблема находится в «процессе решения»? Получается, город может подождать еще несколько лет, пока мы выстроим механизмы по сбору налогов?

К сожалению, чиновники все чаще реагируют на эти вполне конкретные вопросы как на риторические. Если внимательно изучить изменения в нормативные акты, предлагаемые нам сегодня мэрией, то станет очевидно: ни о каком развитии речи не идет. Вот уже в который раз чиновники пытаются увеличить налоговую нагрузку на малых предпринимателей. Разговоры о бизнес-инкубаторе уже воспринимаются как нечто анекдотическое. В то же время для себя наша уважаемая мэрия, похоже, решила сделать особый «чиновничий инкубатор» за счет бюджета — нашего с вами общего кошелька.

Я имею в виду известную историю об освоении региональных трансфертов. Когда мы с вами беседовали в прошлый раз (см. «Хронограф» №33 (152) от 16.10.06. -Прим. ред.), я обратил ваше внимание на известный факт: главное отличие чиновника от промышленника заключается в том, что чиновники не умеют зарабатывать деньги, в их задачи входит только тратить. Они даже специальное слово для этого придумали: «освоение» бюджетных средств. Но на прошлой неделе выяснилось, что уважаемые чиновники не умеют не только грамотно формировать бюджет, но даже расходовать деньги. Как показывают последние данные, тольяттинские чиновники и в этом испытывают трудности: 540 млн. р. «подвисло» из-за того, все большинство департаментов мэрии не смогли собрать необходимые документы. Неужели эти специалисты не понимали, что с введением трансфертов схема отчетности станет более строгой? Или для нас эти областные деньги оказались лишними? В чем проблема?

Мэрия Тольятти, не умея осваивать трансферты, будучи не в состоянии собирать надлежащее количество налогов, пытается нам внушить необходимость проводить облигационные займы. То есть не используя собственные средства, мы будем привлекать заемные. Это же абсурд! Все равно как если бы человек, располагая деньгами, взял кредит, потому что ему лень лезть в карман за бумажником!

21 ноября дума вернется к рассмотрению проекта бюджета. Я хотел бы надеяться, что мэрии хватит недели, чтобы привести его в нормальное состояние. Главный финансовый документ города нельзя принимать впопыхах.