Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (649) | 4 декабря 2017г.
 

Будущего всем не хватит

Началась кампания мобилизации элит

ИА «Центр-Инфо»

Обнародованный в ноябре план мероприятий с участием президента РФ Владимира ПУТИНА явно указывает на то, что либо на пресс-конференции 14 декабря, либо на медиафоруме ОНФ 18-19 декабря он сделает столь ожидаемое страной заявление. Фактически с этого момента сценарий предвыборной кампании станет официально понятен всей административной вертикали. В общем, накануне Нового года страна начнет жить в режиме «70x70». Однако для номенклатуры на местах это будет режим выживания. Те, кто сможет правильно попасть в тренд и не захлебнуться в бурных политических потоках, получат шанс на будущее в среднесрочной перспективе. Остальным, скорее всего, будущего не хватит.

Режим «70x70»

Одна из основных политических интриг уходящего года (выдвижение Путина) может быть распутана по одному из двух существующих сценариев. Первый сценарий явный и легко читаемый по хронологии текущих и запланированных на декабрь событий. Второй, наоборот, крайне завуалирован и понятен лишь узкому кругу лиц из числа лидеров крупнейших кланов федерального уровня, все активнее конкурирующих за возможность «помогать» Путину принимать важные для страны решения. Этот сценарий в основном недоступен для пускай даже и очень внимательного наблюдателя. Он пишется в режиме онлайн и полностью зависит от постоянно меняющегося баланса сил в окружении Путина. Чего только стоят визуально ослабшие позиции председателя правления ПАО «НК «Роснефть» Игоря Сечина в рамках судебного разбирательства по «Делу Улюкаева». Причем произошло это внезапно. А ведь буквально после выборов президента РФ в марте 2012 г. газета «Ведомости» называла Сечина вторым после Путина в стране человеком по уровню влияния (https:// www. vedomosti.ru/ library /articles/2012/03/ 19/pervyj_vozle_ putina#/cut). Однако, похоже, с приближением очередных выборов кому-то понадобилось существенно изменить баланс. С учетом этого фактора займемся анализом первого сценария с его явной и читаемой хронологией событий.

Путин неоднократно подчеркивал, что говорить о выдвижении его кандидатуры для участия в предстоящих выборах президента РФ преждевременно, пока официально не будет принят закон о начале выборов. В соответствии с действующим законодательством это должно быть сделано в период 90-100 дней до дня голосования. День голосования намечен на 18 марта 2018 г. Следовательно, закон о начале выборов должен появиться между 7 и 17 декабря. Закон должен быть одобрен сначала в Госдуме РФ, затем в Совете Федерации РФ. 16 и 17 декабря -это суббота и воскресенье. Традиционный день для пленарных заседаний Совета Федерации — это среда. Однако свое первое декабрьское заседание Совет Федерации решил провести не в среду 13 декабря, а в пятницу 15 декабря. Для этого должен был иметься серьезный повод. И он есть. На 14 декабря намечена большая пресс-конференция президента РФ Владимира Путина. Вполне ожидаемо, что на этом мероприятии Путину будет задан вопрос о выдвижении, на что он должен иметь все основания ответить — давайте дождемся принятия соответствующего закона. И такой возможности уже не было бы, если бы Совет Федерации был проведен 13 декабря.

Далее, 18-19 декабря в Москве пройдет итоговый «Форум действий» Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» (ОНФ) с явно предвыборным названием «Россия, устремленная в будущее». На официальном сайте ОНФ о предстоящем форуме сказано следующее: «Он станет самым масштабным в истории движения — в нем примут участие более 4 тыс. человек: активисты и эксперты ОНФ, руководители федеральных органов власти, федеральные и региональные журналисты». Масштаб события вполне будет соответствовать уровню главного решения активистов ОНФ — выдвижение Путина для участия в выборах. Тем более что Путин является лидером ОНФ, соответственно, было бы странным видеть его выдвижение от какой-либо иной группы лиц. Но и это еще не все. Сразу после форума ОНФ 22-23 декабря в Москве пройдет XVI съезд партии «Единая Россия», на котором партии, скорее всего, при определенном стечении обстоятельств (см. «Хронограф» №38 (648) от 27.11.17) будет позволено присоединиться к поддержке кандидатуры Путина, выдвинутого от ОНФ.

Во всем вышеописанном сценарии смущает лишь одно: зачем нужно было с лета обсуждать выдвижение Путина, если ему, как электоральному лидеру, выгодна молниеносная кампания? К тому же по сложившейся практике главный претендент на пост президента заявляет о своих позициях в конце ноября. Впрочем, зачем нужно было четыре месяца повторять мантру «о-своем-намерении-участвовать-в-выборах-Владимир-Путин-до-сих-пор-не-за-явил», население узнает в декабре.

Пока же самое время проанализировать результаты предстоящих выборов. В сложившейся политической ситуации сделать это несложно. Объясняется это в первую очередь тем, что три основных кандидата — Владимир Путин, Геннадий Зюганов (КПРФ) и Владимир Жириновский (ЛДПР) — являются пассивными фигурами. Иначе говоря, такие политические старожилы явно неспособны существенно изменить протокол работы сложившейся электоральной системы.

Здесь следует пояснить, о чем идет речь. Всякая совокупность взаимодействующих субъектов начинает работать как некая система по своим правилам (протоколу). Причем этот протокол, как правило, складывается совсем не так, как хочет каждый отдельный субъект. Просчитать траекторию движения системы и результат этого движения можно, если считать, что протокол неизменен. В данном случае мы имеем именно такую систему. Примечательно, что все три названных кандидата не просто не имеют возможности изменить ее протокол (в силу собственных протоколов), но и активно выступают за ее сохранение. Если не сказать — за консервацию.

В этом отношении прогноз результатов выборов был сделан редакцией Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» больше года назад (см. «Хронограф» №29 (599) от 3.10.16). В соответствии с этим прогнозом Владимир Путин должен набрать порядка 42 млн голосов (см. рис. 1). Это вполне достойный результат, т.к. он обеспечивает легитимность пребывания Путина на посту президента РФ. Здесь следует обратить внимание на то, что легитимность первого лица государства в современной России определяется не нормативной, а электоральной базой. Под тем или иным предлогом (вплоть до проведения каких-то непопулярных реформ) идея 70-процентной поддержки Владимира Путина ставится при каждой кампании. Методом досчета можно предположить, что режим будет чувствовать себя уверенно при поддержке президента не менее 35 млн голосов. Так что нисходящий тренд Путина никаких опасений у его сторонников вызвать не должен.

Другое дело Жириновский с Зюгановым. Система PR-поддержки действующего президента выстроена так, что внутренние проблемы страны не проецируются на него лично. Поэтому Путин неизменно оказывается над кризисом. Причем это положение дел чрезвычайно устойчиво, потому что базируется на сложившейся за последние 300 лет ментальность населения России.

Однако накапливающееся недовольство, раз оно не может проецироваться на первое лицо, находит свой выход в т. н. системной, а более точно в квази-оппозиции. Поэтому, имея восходящий тренд, Зюганов может набрать в марте 2018 г. 15 млн голосов, а Жириновский — 7,5 млн. Все бы ничего, но «заявленные» результаты не вписываются в концепцию «70x70».

Несложно посчитать, что явка при 42-миллионном лидере должна составить 60 млн человек. Таким образом, на всю системную и несистемную оппозицию в этом случае приходится не более 18 млн голосов. Задача не из сложных. Для изменения протокола заместителю главы Администрации президента (АП) РФ Сергею Кириенко нужно лишь убедить Жириновского и Зюганова дать на выборах дорогу молодым однопартийцам. Благо кандидаты на эти почетные роли есть.

КПРФ вполне может выдвинуть Леонида Калашникова из Тольятти, а ЛДПР — самарца Михаила Дегтярева. Вполне презентабельные по нынешним меркам фигуры и лишнего на выборах точно не наберут. Несистемную квази-оппозицию олицетворит телеведущая Ксения Собчак. Ей тоже штурмовать электоральные высоты явно не дано. Что же касается явки, то недобор скомпенсирует административный ресурс. Как это будет сделано — за счет появления дополнительных бюллетеней при подсчете голосов или за счет снижения количества избирателей в протоколах — вопрос чисто технический. Между тем у предстоящих «скучных» выборов, скорее всего, есть угрозы.

Никаких программ!

Если политическим старожилам для того, чтобы изменить протокол, нужно уйти, то относительно новые фигуры могут серьезно изменить политический ландшафт. Особенно если административный ресурс на выборах будет работать не слишком жестко. И вот тут на авансцену могут вывести очень своеобразную фигуру Алексея Навального.

Феномен Навального мог возникнуть только в путинской России. Ни при каком другом режиме ничего подобного даже представить себе нельзя. Когда речь идет о «тройке старожилов», то всем понятно, что рассуждения о предвыборной программе носят чисто декларативный характер. Раз уж у нас «в Рассей» выборы, то должны быть и предвыборные программы. На деле же эти программы сторонникам Путина, Жириновского и Зюганова не нужны.

Отечественный электорат делает выбор на дорефлексивном уровне (вспомните слоган: «голосуй сердцем!»). Номенклатура в свою очередь голосует и агитирует за сохранение доступа к ренте. В принципе пребендальные предпочтения можно было бы назвать политической программой, но с позиции этики это не совсем удобно. Однако парадокс в том, что у главного «оппозиционера» Навального тоже никакой программы нет. И, главное, быть не может.

Основоположник советской методологии Георгий Щедровицкий описывал личность, противостоящую коллективу (в нашем случае -пространству), еще в лекциях 1981 г. В качестве примера такой личности он приводил героя эпохи Возрождения Джордано Бруно. Если бы Бруно не пошел на костер, о нем бы никто сегодня не помнил. Кстати, у Бруно «программа» была, но место в истории он заработал явно не ею.

Обходясь без политической программы, Навальный изменяет протокол системы по трем основным направлениям.

Первое — он мобилизует электоральные группы, которые никогда не ходили на выборы: школьники, имеющие паспорта. Второе — консолидирует электоральную массу -«памятники Ленину сносить не будем (это для зюгановцев), потому что на это нет денег (это для среднего класса)». Третье — главное его качество — противостояние системе. Явно девиантное поведение (с каждым задержанием капитализация Навального растет). Это уже для электората Жириновского и непосредственно Путина. Как меняется настроение этого электората, показано в легендарном фильме Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Всего-то понадобилось обратить внимание «электората» на то, что в баланде плавают черви. Базовый потенциал Навального отражен в кривой графика «Отложенный протестный электорат».

Наконец живучесть Навального в совокупности с методологической проработкой его имиджа указывает на его способность находить общий язык с крупнейшими российскими рентопользователями. Это значит, что единого фронта элит против Навального не будет. Тем не менее Навального пока к выборам не допускают. Это может объясняться тем, что его участие может спутать все карты. Однако возможно, что Навальный просто не дотягивает до заданного результата и его хотят приберечь для следующих выборов. Например, в 2020 г.

В надежных руках

Возможен и более простой вариант. В последний момент «консолидация» элит, похоже, пошла в обход Навального. Это объясняется двумя факторами. Сужение национальной ренты обострило межэлитное противостояние на федеральном уровне (см. «Хронограф» №38 (648) от 27.11.17). Это означает, что и фавориту президентской гонки придется опираться на ограниченное количество экономических лидеров современной России. С учетом ротации губернаторов т. г. главным фаворитом является Госкорпорация «Ростех» Сергея Чемезова (см. «Хронограф» №30 (640) от 3.10.17). В этом отношении системные оппозиционеры Калашников (см. «Хронограф» №29 (639) от 25.09.17) и Дегтярев (см. «Хронограф» №33 (561) от 19.10.15) Ростеху явно люди не чужие. Дегтярев (так же как и врио губернатора Самарской обл. Дмитрий Азаров) вообще вышел из структур холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ). Основатель холдинга Владимир Аветисян сегодня присутствует в самарском «белом доме» в качестве заместителя председателя правления ООО «УК «РОСНАНО». А ведь есть еще Госкорпорации «Роскосмос», Росатом и Группа «Транснефть», с которыми у главы Ростеха Чемезова налажено взаимопонимание. При такой консолидации политического ресурса в одних руках Навальный явно оказывается лишним.

Если так, то заявление Владимира Путина в декабре никого не удивит. План мероприятий до конца года для избрания Путина уже объявлен. Какие задачи будут стоять в первую очередь перед номенклатурой в краткосрочной перспективе, уже описано выше. Официально это выражается в расплывчатой формулировке: повышение доверия к избирательной системе. В переводе на обычный язык — организация электоральной поддержки основного кандидата. Это непосредственно касается рентопользователей. Что будет с теми, кто этими задачами не проникся, догадаться несложно. В Самарской обл. об этом можно будет узнавать из корпоративной прессы ВПГ. По крайней мере, будущего всем точно не хватит.