Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (648) | 27 ноября 2017г.
 

Ротация ЭЛИТ

В Самарском «белом доме» людей НОВАТЭКа могут сменить представители Транснефти

Егор Кошеров

17 ноября после отставки Дмитрия ОВЧИННИКОВА вакантным оказался пост вице-губернатора — руководителя администрации губернатора Самарской обл. До сих пор не определен даже временный исполнитель. Возникшая пауза говорит о том, что решение зависит от мнения лидеров элит федерального уровня. По одной из версий, в этой должности может оказаться представитель кадрового резерва ПАО «Транснефть». Это вполне устроило бы генерального директора ГК «Ростех» Сергея ЧЕМЕЗОВА и опирающихся на его мнение лидеров местных элит. Логика подобной ротации очевидна: Ростех уходит от обвинений в полной узурпации власти в регионе, обретая одновременно с этим в лице Транснефти сильного стратегического партнера в игре против Группы «НОВАТЭК».

Мастерская электоральных аномалий

В должности вице-губернатора — руководителя администрации губернатора Самарской обл. Дмитрий Овчинников отвечал за внутреннюю политику на территории Самарской обл. Фактически он обеспечивал функционирование «ручного» режима управления регионом под руководством губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая Меркушкина. Овчинников обеспечивал Меркушкину электоральные аномалии — результаты выборов, которые мало увязывались с реальным положением вещей. Чего только стоила победа Меркушкина на досрочных выборах губернатора Самарской обл. 14 сентября 2014 г. Напомним, за Николая Меркушкина тогда проголосовало 91,39% избирателей (в абсолютном выражении это более 1,362 млн чел.). Для сравнения: в ходе выборов 4 марта 2012 г. президента РФ за Владимира Путина в Самарской обл. проголосовало только 58,56%, это всего 912 тыс. чел. Получается, что Меркушкин, отработав в Самарской обл. всего два года, сумел набрать голосов почти на 50% больше, чем Путин! При этом Меркушкин был моментально стерт из народной памяти 25 сентября т.г. Мало кто будет спорить с тем, что подобная электоральная аномалия могла случиться без искусственных симуляций.

На предстоящих выборах президента РФ руководству Администрации президента (АП) РФ такие электоральные аномалии не нужны. Это объясняется тем, что в современной российской действительности легитимность действующего президента РФ Владимира Путина обеспечивается не нормативной, а электоральной базой. Следовательно, отпала необходимость держать на службе специалистов по созданию аномалий. В итоге Овчинников получил отставку, а Группа «НОВАТЭК» в его лице — ослабление своих позиций во властных структурах Самарской обл.

Такое могло произойти только при условии, что в борьбу за пост главы администрации губернатора Самарской обл. включились экономические кланы федерального уровня. При таких обстоятельствах ГК «Ростех», лоббируя свою корпоративную фигуру, идет на определенный риск. Ангажированность должностного лица может быть воспринята с раздражением в других клановых группировках. Наиболее оптимальным вариантом для лиц из окружения Сергея Чемезова была бы поддержка креатуры дружественного клана. Ряд признаков указывает на то, что место Овчинникова может занять выходец из Транснефти, которую возглавляет Николай Токарев.

Силовое братство

Генерал-полковник Сергей Чемезов и генерал-майор ФСБ Николай Токарев знакомы друг с другом как минимум с 80-х гг., когда они работали в Дрезденской резидентуре КГБ. Вместе с ними там же работал будущий президент РФ Владимир Путин. По общепринятой информации, в Дрездене Путин, Чемезов и Токарев жили в одном доме и даже в одном подъезде. Дружба сослуживцев оказалась настолько крепкой, что в прессе даже родилась легенда о «силовом братстве» работников советских спецслужб. Относительно недавно их дети организовали совместный бизнес. В частности, сын Сергея Чемезова Станислав Чемезов и дочь Николая Токарева Майя Болотова (в девичестве Токарева) являются соучредителями ООО «Геленджикский курортный комплекс — Меридиан». Кроме того, Станислав Чемезов ранее владел 48,5% ООО «МИК «Русинвест», которое в разное время принадлежало Майе Болотовой и семье губернатора Самарской обл. (2007-2012 гг.), а ныне первого заместителя генерального директора ГК «Ростех» Владимира Артякова.

Таким образом, продвижение креатуры Транснефти на пост руководителя администрации губернатора Самарской обл. — это, пожалуй, самый удобный сценарий для Сергея Чемезова.

Ушедший со своего поста Дмитрий Овчинников воспринимается в первую очередь как человек врио первого вице-губернатора — председателя правительства Самарской обл. Александра Нефедова. Сам Нефедов известен как креатура председателя правления ОАО «НОВАТЭК» Леонида Михельсона (на левом фото). Появление представителя Транснефти оставит оппонентов Чемезова без повода для всевозможных спекуляций на эту тему в коридорах власти. Тем более что у самой Транснефти в Самарской обл. намного больше интересов, чем у НОВАТЭКа. Для НОВАТЭКа Самарская обл. — это всего лишь «историческая родина». Основные проекты находятся за пределами региона, например в Ямало-Ненецком автономном округе http://chronograf.ru/articles/?num=204&a=5680] (см. «Хронограф» №10 (319) от 22.03.10) и Костромской обл. (см. «Хронограф» №20 (590) от 27.06.16).

Позиции Транснефти в Самарской обл. более существенные. Ее дочерняя компания АО «Транснефть-Приволга» со штаб-квартирой в Самаре выступает в качестве оператора магистральных нефтепроводов, расположенных на территории шести регионов страны — Татарстана, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Волгоградской и Ростовской обл. В свою очередь, сближение региональных властей с «дочкой» Транснефти местные элиты будут рассматривать как прекрасную возможность расширить зону своих экономических интересов.

На вышеизложенные сведения может накладываться матрица межкорпоративных конфликтов федерального уровня. Можно предположить, что сегодня развивается противостояние тандема «НОВАТЭК-Газпром» против Ростеха. На наличие этого предполагаемого конфликта, в частности, может указывать PR-война, разразившаяся вокруг выступления уренгойского школьника в Бундестаге (http://www.bbc.com/russian/fe atures-42065404). Спикеров, осуждающих подростка, несложно увязать с интересами Ростеха. Спикеры, защищающие его, в большей степени группируются вокруг тандема «НОВАТЭК-Газпром». Особенно обращает на себя внимание спонсорство ПАО «Газпром» школы, оказавшейся в центре скандала. Кроме того, регион является территорией совместных интересов Группы «НОВАТЭК» и ПАО «Газпром» (Новый Уренгой — крупнейший город Ямало-Ненецкого автономного округа).

Кладовая Транснефти

Напомним, что заказы предприятий из Группы «Транснефть» измеряются миллиардами рублей. Лицам из окружения самарского холдинга «Волгопромгаз» хорошо известны преимущества этих заказов. Так, например, в 2016 г. ООО «НефтеГазо-Технологии» (НГТ) было замечено в числе участников одного из тендеров «Трнанснефть-Приволги» (см. «Хронограф» №30 (600) от 10.10.16). Единственным учредителем НГТ в тот период выступал Павел Азаров, племянник Дмитрия Азарова, на тот момент члена Совета федерации РФ от Самарской обл. С возможностями заказов Группы «Транснефть» знаком и бывший министр транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. (2007-2011 гг.) Валерий Матвеев. До появления в 2007 г. в правительстве Самарской обл. в составе команды губернатора Владимира Артякова Матвеев имел опыт работы в должности заместителя генерального директора ОАО «Зарубежнефть», где курировал вопросы строительства крупных объектов нефтехимической промышленности. С 2005 г. в должности первого заместителя главы Новороссийска отвечал за экономический блок в городской администрации (курировал инвестиционную политику). Там базируется ПАО «Новороссийский морской торговый порт» — основной актив Группы НМТП. Ключевым владельцем Группы НМТП являются структуры Группы «Транснефть». 10 октября 2011 г. Валерий Матвеев был призван на работу в Группу «Транснефть» — получил должность генерального директора ООО «Балтнефтепровод» (в 2013 г. переименовано в ООО «Транснефть-Балтика»). На официальном сайте ПАО «Транснефть» до сих пор содержится сообщение по этому поводу, датированное 10 октября 2011 г. «Валерий Николаевич разбирается в вопросах развития портов, в прошлом он транспортник и нефтяник, его опыт будет гармонично использован в дальнейшем развитии «Балтнефтепровода», тем более что перед компанией стоит задача объединения с «Балттранснефтепродуктом», — отметил официальный представитель ОАО «АК «Транснефть».

Если события будут развиваться в рамках данной версии сценария, то в ближайшее время следует ожидать отставки Александра Нефедова. В пользу этой версии говорит достаточно странный визит 20 октября к врио губернатора Самарской обл. Дмитрию Азарову представительной делегации с участием председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Леонида Михельсона и губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина. Было похоже, что Михельсона подняли на это лишь с одной целью — лично вмешаться в вопрос сохранения Овчинникова и Нефедова в занимаемых должностях. Но завершилось все лишь подписанием соглашения о сотрудничестве между правительством Самарской обл. и ПАО «НОВАТЭК». Детали этого соглашения были изложены в пресс-релизе пресс-службы губернатора Самарской обл.: «В рамках соглашения обговаривается поддержка волейбольной команды «НОВА» и развитие детско-юношеского волейбола на базе профессиональной команды» (http://www.samregion.ru/ press_center/news/23.11.2017/ski р/6/89602/). С трудом верится, что топ-менеджер уровня Михельсона согласился бы на этот визит только лишь для урегулирования вопросов детского волейбола. Стоимость времени, которое он потратил на этот визит, намного превышает несколько годовых бюджетов детской волейбольной спортшколы (по версии журнала Forbes, Михельсон по итогам 2015 г. оказался самым богатым в России). Случившаяся после его визита отставка Овчинникова показала — разговор не получился.

Да его и не могло бы получиться после того, что произошло ранее. Для проекта «Ямал-СПГ», который контролирует Группа «НОВАТЭК», строительство первых 15 танкеров было заказано южно-корейской верфи. Для Ростеха этот заказ мог бы стать главным краеугольным камнем сотрудничества с Группой «НОВАТЭК» в рамках провозглашенной в России в 2014 г. политики импортозамещения. Этот вопрос также вызвал горячее обсуждение 4 июня 2014 г. в ходе заседания Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности под председательством президента РФ Владимира Путина (г. Астрахань). На том заседании Михельсон даже позволил себе полемику с Путиным. Речь зашла о новом судостроительном комплексе «Звезда» в г. Большой Камень (пригород г. Владивостока). Соинвестором «Звезды» стало ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», работающее в орбите интересов Ростеха. Путину было доложено, что для эффективности проекта «Звезда» крупные российские компании должны начать заказывать здесь строительство судов и что НОВАТЭК предпочитает смотреть за границу. На что Путин задал Михельсону вопрос: «Леонид Викторович, вы не являетесь акционером этой компании?» Михельсон: «Нет, Владимир Владимирович». Путин: «Вы не являетесь и поэтому хотите все заказывать за границей. А если бы вы были акционером компании, вы бы заказывали на российских предприятиях». Михельсон: «Конечно, Владимир Владимирович». Путин: «Конечно-то, конечно, а сами все туда смотрите». Михельсон: «Нам танкеры нужны, 2017-2019 гг.». Путин: «Ну и что? А вы заказывайте через ОСК либо «дочку» ОСК (Дальневосточный центр судостроения и судоремонта), и у них будет расти компетенция тогда, понимаете? Они тогда будут понимать, что и как строится, будут договариваться с партнерами, у которых они делают конечный заказ о передаче компетенции. А так они здесь при чем? Ни при чем. Вы взяли, договорились с ними, заказ сделали туда и все, и деньги заплатили миллиарды, и до свидания. А при чем здесь российское судостроение? А ни при чем вообще». В итоге заседание закончилось, участники покинули Астрахань, разъехались по своим делам, а заказ на танкеры уплыл в Южную Корею. О том, с каким настроением в итоге встретили это известие в Ростехе, догадаться не сложно. Теперь они курируют Самарскую обл., а это значит, что пришло время снова напомнить о себе.

Пока же «Транснефть-Приволга» переживает процесс «переформирования отделов» и отток административного персонала. В пресс-службе корпорации пояснили корреспонденту ОАЕ «Хронограф», что происходящие пертурбации связаны со сменой главы региона. Не исключено, что управленческий аппарат готовится едва ли не целыми отделами переходить на работу в администрацию губернатора. Такое может быть только в одном случае: если администрацию губернатора будет возглавлять «свой» человек.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.