Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (649) | 4 декабря 2017г.
 

Мастерская саботажа

Попечители трудовых мигрантов по-разному готовятся к мундиалю

Егор Кошеров

С середины ноября у чиновников правительства Самарской обл., отвечающих за миграционную политику региона, неожиданно проявились признаки готовности отказа от собственной позиции. Это явление могло быть спровоцировано весьма загадочным протестом облпрокуратуры на постановление об утверждении уполномоченной организации, оказывающей содействие в предоставлении услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам трудовых патентов. Редакцию Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», отслеживающую указанный процесс, случившееся наводит на мысль, что некие заинтересованные лица в преддверии приема Самарой матчей чемпионата мира по футболу 2018 г. и мартовских президентских выборов желают подставить врио губернатора Дмитрия АЗАРОВА. А после компрометации Азарова начать передел рынка оказания услуг мигрантам.

Дали – забрали

Постановлением правительства Самарской обл. от 26.04.2017 №271 была определена уполномоченная организация, оказывающая содействие в предоставлении услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов. В качестве такой организации было выбрано ООО «Центр помощи мигрантам» с ИНН 6319150964 (ЦПМ).

Постановление №271 вступило в законную силу 1 августа 2017 г. Спустя еще несколько дней ЦПМ, являющийся оператором открытого летом 2016 г. полпредом президента РФ в ПФО Михаилом Бабичем Многофункционального миграционного центра (ММЦ) на ул. Кабельной в Самаре, достигло с ГУ МВД РФ по Самарской обл. соглашения об оказании профильного взаимодействия в сфере оказания услуг гражданам, обращающимся в органы МВД. Судя по официальному сайту ММЦ, работа пошла ударными темпами и с положительным эффектом. В начале октября на заседании межведомственной комиссии по вопросам внешней трудовой миграции под председательством врио министра труда, занятости и миграционной политики Самарской обл. Ирины Никишиной было заявлено о потребности в открытии дополнительных подразделений ЦПМ на территории региона. 15 ноября ЦПМ по согласованию с Минтруда (и на основании поручения министерства) открыло дополнительное специализированное подразделение ММЦ, ориентированное на прием-выдачу документов вновь прибывшим иностранным гражданам, в непосредственной близости от строящегося стадиона «Самара Арена». Это было сделано, чтобы ускорить получение трудовых патентов для потенциальных строителей. Замысел состоял в концентрации усилий для ликвидации отставания стадиона от графика сдачи.

И вдруг 17 ноября из-под пера первого заместителя прокурора Самарской обл. Алмаза Хусаинова вышел протест на постановление №271, принятое свыше полугода назад. Хусаинов посчитал, что наделение ЦПМ полномочием по оказанию содействия в предоставлении услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов противоречит нормам действующего законодательства.

Конформизм налицо

28 ноября прокурорский протест был рассмотрен правительством Самарской обл. Точные результаты рассмотрения сейчас выясняются. Однако с учетом определенных обстоятельств мало кого удивит, если окажется, что протест был полностью удовлетворен с подачи того же министерства труда. В таком случае регион в преддверии мундиаля и президентских выборов вновь оказался бы без эффективного инструмента работы с мигрантами.

По поводу случившегося прецедента редакцией ОАЕ «Хронограф» были разосланы запросы в прокуратуру Самарской обл., правительство Самарской обл. и министерство труда. Ответы на момент подписания номера в печать еще не поступили. Если же анализировать сам ход совещания по рассмотрению протеста Хусаинова, то можно заметить, что за его удовлетворение высказались практически все, кто ранее всячески поддерживал процедуру появления уполномоченной организации в сфере миграции и развитие ее мощностей.

Для возврата в миграционное прошлое Олегу Фурсову (на фото второй справа) требуются лоббисты. Фото: ©Дмитрий Бурлаков
Для возврата в миграционное прошлое Олегу Фурсову (на фото второй справа) требуются лоббисты. Фото: ©Дмитрий Бурлаков

Возможно, не согласившиеся чиновники просто не выдержали напора прокуратуры. Возможно, оказались удивлены и предпочли подчиниться. Возможно, просто не осознали последствия.

Так или иначе, ключевую роль, похоже, сыграла позиция министерства труда в лице Ирины Никишиной, курирующей сферу миграции и трудовых отношений. Она могла пойти на поводу у прокуратуры, до последнего момента, кстати, не усматривавшей в принятии постановления №271 никаких нарушений. Напомним, проект постановления №271 прошел антикоррупционную экспертизу в надзорном органе, установившую отсутствие коррупциогенных факторов. А Никишина буквально накануне завала проекта, похоже, даже не испытывала особых сомнений, чуть ли не стоя аплодируя многократному повышению выявления особо опасных заболеваний в среде мигрантов силами (http://mmc63.ru/ru/2017/10/12/%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d0%bb%d0%b8%d0%be%d0%bf%d1%8b%d1%82/) уполномоченной организации.

Можно подчеркнуть, как весной т.г. должностные лица Минтруда бодро расписывались в своей лояльности институту уполномоченной организации. Так, врио заместителя министра — руководитель департамента занятости, миграционной политики и социальных выплат Ольга Фурсова (Поставная) указывала, что «определение уполномоченной организации является необходимым условием для повышения качества предоставляемых государственных услуг и повышения пропускной способности ГУ МВД России по Самарской обл.». Далее чиновница подчеркивала, что поддержка комиссией по внешней трудовой миграции именно ЦПМ обусловлена «высокой степенью готовности оператора к осуществлению деятельности в качестве уполномоченной организации» (см. «Хронограф» №9 (619) от 27.03.17). Отдельно отмечалось, что принятие и реализация постановления об определении уполномоченной организации не требует выделения средств областного бюджета, а напротив, создает предпосылки для увеличения поступлений в консолидированный бюджет субъекта.

Что произошло с ответственными за миграцию чиновниками 28 ноября, когда они даже не попытались возразить Хусаинову, с тем чтобы перевести спор об уполномоченной организации в судебную плоскость, еще предстоит разобраться в деталях.

Делянка Фурсовых

За конформизмом Ирины Никишиной и министерства труда наблюдатели чувствуют присутствие главы г.о. Самара (2014-2017 гг.) Олега Фурсова. Ведь протест прокуратуры по времени совпал с попытками Фурсова восстановиться в должности министра труда.

Стартовый импульс Фурсову придал Дмитрий Азаров, который, обосновывая сделанное муниципальному чиновнику предложение о переходе в министерство, заявил следующее: «Ситуация на рынке труда остается сложной, в т.ч. по занятым в теневой экономике. В этом году зафиксировано снижение численности занятых работников. Понятно, что это направление работы нам нужно усиливать». Тем самым глава региона как бы намекнул Фурсову, что требуется исправить ситуацию с большим количеством нелегальных, не имеющих трудовых патентов мигрантов.

Однако Фурсов, столкнувшись с тем, что его возвращение на должность врио министра приведет к конфликту интересов из-за присутствия номинальной супруги Ольги Фурсовой на должности врио заместителя министра, похоже, решил сыграть на политических струнах и организовать подставу для Азарова. К чему может привести согласие во многом зависящего от Фурсова министерства труда с протестом прокуратуры, вкратце разберем ниже.

Итак, федеральный центр поставил перед Дмитрием Азаровым две стратегических задачи: обеспечение действующему президенту России Владимиру Путину реальной, а не мнимой электоральной поддержки на предстоящих в марте 2018 г. президентских выборах и подготовка Самары к приему матчей чемпионата мира по футболу летом следующего года. Уже ни для кого не секрет, что без достаточного количества трудовых мигрантов завершить все работы по объектам мундиаля в срок будет проблематично. И тут на фоне увеличения притока в регион иностранных граждан происходит приостановка деятельности уполномоченной организации. Следствием этого грозит стать переход мигрантской массы в состояние нестабильности, которое рады подогревать многочисленные серые посредники в сфере оформления трудовых патентов и разрешений на временное проживание. На выходе регион рискует столкнуться со срывом подготовки к мундиалю и скачком социальной напряженности. Очаги этой напряженности в течение ближайших месяцев способны сформировать отложенный электоральный протест, который может дать знать о себе в день выборов.

По большому счету, тем, кто затеял передел в сфере оформления трудовых патентов, все равно, как Дмитрий Азаров будет отчитываться перед Кремлем за результаты миграционной политики. Саботаж нормальных правоотношений в сфере трудовой миграции важен противникам Азарова для возврата к действовавшей до появления уполномоченной организации схеме со множеством посреднических организаций, очередями, волокитой, бесконтрольностью и низким эпидемиологическим порогом.

Кстати, на непосредственную заинтересованность Олега Фурсова в таком сценарии указывает не только «плавающая» позиция Минтруда. Вспоминается, как Фурсову в бытность министром приписывали контроль над минимум тремя организациями, содействовавшими легализации мигрантов. В декабре 2014 г. он даже лично открывал миграционный центр «Южный», который, похоже, был призван «кормить» весьма ограниченный круг чиновников за счет пожелавших полулегально «просочиться» на работу в регионе иностранцев.

Для устранения каналов незаконной миграции с начала 2016 г. в ряде российских городов-миллионников в общем-то и заработали ММЦ. Самара и Тольятти теперь могут дать мигрантам все — от консультации до патента — в одном окне. Когда же эту выстроенную на государственном уровне схему начинают рушить, впору задаться вопросом: а не опасаются ли катализаторы прокурорского протеста, что наверху им припомнят «скелетов в шкафу» вроде шикарных банкетов в фешенебельных отелях?

Комментарии

Владимир ПОТАПОВ, член регионального общественного движения Самарской обл. «Блок гражданского большинства»

- Действительно, ФЗ в сфере миграции прямо предусмотрена возможность определения субъектом РФ организации, принимающей участие в осуществлении полномочий по предоставлению госуслуги. При этом непосредственное оказание госуслуг осуществляют только либо сами госорганы, либо подведомственные им организации. Об этом говорит и закон, и Верховный суд.

Но вместе с этим существуют разъяснения ФАС от 24.01.2014, что круг организаций, обеспечивающих оказание госуслуг (не оказывающих непосредственно, что также важно), ФЗ о госуслугах не ограничен; следовательно, наряду с государственными и муниципальными организациями такие услуги могут оказывать и иные организации, уполномоченные субъектом РФ. Уполномоченная организация самостоятельно не предоставляет госуслуги, а лишь оказывает содействие в их оказании, и объем этого содействия строго регламентирован. Поэтому говорить об обоснованности данного протеста нет оснований.