Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (619) | 27 марта 2017г.
 

Просадка бюджета

Чиновники среднего звена гасят инициативу Михаила Бабича

Егор Кошеров

До 4 апреля министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской обл. будет принимать предложения по проекту постановления правительства региона об определении уполномоченной организации, оформляющей и выдающей патенты иностранным гражданам. Не исключено, что утверждение уполномоченной организации сегодня почему-то тормозится. Если это так, то действия отдельных чиновников идут вразрез с инициативами как губернатора Самарской обл. Николая МЕРКУШКИНА, так и полпреда президента РФ в ПФО Михаила БАБИЧА (на фото), еще в июне прошлого года торжественно открывших многофункциональный миграционный центр (см. «Хронограф» №36 (606) от 28.11.16). Если затянуть с легализацией потока мигрантов, то к летнему сезону он вновь может уйти в теневую и коррупционную плоскость. О налоговых поступлениях придется забыть.

Регионы-пионеры

С 1 января 2015 г. квоты для мигрантов в России были заменены трудовыми патентами. По сути, законодатели сделали все, чтобы устранить ряд проблем старой системы регулирования отношений с приезжей рабочей силой. В первую очередь это низкая эффективность самого механизма квотирования. Ранее на рынке преобладали серые схемы — от изменения и перепродажи квот в интересах отдельных работодателей до привлечения к работе мигрантов с разрешениями на работу, но без договора и с зарплатой «в конвертах». Как результат, фиксировалась пониженная фискальная нагрузка на доходы мигрантов и мизерные поступления в бюджет.

Также у мигранта отсутствовала возможность легализоваться самостоятельно. Как следствие, у него формировалась зависимость от работодателя, который выступал эксплуататором по многим признакам рабского труда. Наконец, претил различный порядок оформления разрешения для работы у юридических лиц и патента для работы у физических лиц. Для получения патента не нужно было проходить медобследование, сдавать русский язык и получать полис ДМС. Подобные «проколы» способствовали приросту таких опасных заболеваний, как ВИЧ-инфекция, наркомания, туберкулез, лепра и сифилис. Создавались предпосылки для роста преступности, тем более что ответственность за легальность пребывания мигранта в РФ нес не сам мигрант, а принявшее его на работу лицо.

Для устранения каналов незаконной миграции и коррупционных посреднических схем с начала 2016 г. в ряде российских городов-миллионников заработали многофункциональные миграционные центры (ММЦ). ММЦ открылись в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Самаре, Тольятти. Теперь граждане иностранных государств могут получить все быстро и легально — от консультации до патента — в одном окне, ничем не рискуя. Как следствие легализации мигрантов начался рост поступлений в бюджет.

Быстрая приемка

В Самаре ММЦ заработал 9 июня 2016 г., в Тольятти — 1 октября. Ввод в эксплуатацию ММЦ санкционировали полпред президента в ПФО Михаил Бабич и губернатор Николай Меркушкин. Однако в отличие от других регионов чиновники более низкого ранга, отвечающие за раскрутку центров с пользой для бюджета, с тех пор предпочитают много говорить, а делать «по чайной ложке».

К примеру, проект постановления правительства Самарской обл. «Об определении уполномоченной организации, участвующей в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов...» был опубликован на сайте регионального министерства труда только 15 марта. Из пояснительной записки к проекту за подписью врио министра труда Ольга Фурсовой следует, что определение уполномоченной организации является необходимым условием для повышения качества предоставляемых государственных услуг и повышения пропускной способности ГУ МВД России по Самарской обл. В соответствии с поручением вице-губернатора Александра Фетисова 27 января 2017 г. состоялось заседание рабочей группы при областной межведомственной комиссии по вопросам внешней трудовой миграции. По результатам заседания было рекомендовано определить в качестве уполномоченной организации ООО «Центр помощи мигрантам» (ЦПМ). ЦПМ осуществляет свою деятельность по адресу: г. Самара, ул. Кабельная, 13а, являясь оператором открытого Бабичем и Меркушкиным летом прошлого года ММЦ.

В пояснительной записке Фурсова прямо указывает, что поддержка ЦПМ обусловлена высокой степенью готовности оператора к осуществлению деятельности в качестве уполномоченной организации. Приводится в пример наличие площадей, пригодных для оказания государственной услуги, месторасположение (удаленность от жилых районов в целях недопущения социальной напряженности со стороны местных жителей), возможность открытия филиалов. Отдельно подчеркивается, что принятие и реализация данного постановления не требует выделения средств областного бюджета. Тот же тезис содержится в финансово-экономическом обосновании к проекту постановления, подписанном другим врио министра труда – Ириной Никишиной. Антикоррупционная экспертиза установила, что проект не содержит коррупциогенных факторов.

Однако пока проект постановления, несмотря на одобрение всеми ответственными инстанциями, не подписан, т.е. принятие решения об утверждении уполномоченной организации подвисло. В причинах этого пытается разобраться редакция Областного аналитического еженедельника «Хронограф».

Включили дурака

Выяснилось, что в пояснительной записке, исполненной Ольгой Фурсовой, содержится ссылка на то, что «каких-либо предложений и замечаний по проекту в министерство не поступило». Отталкиваясь от этого, в Минтруде «родили» целое уведомление о подготовке проекта нормативного правового акта. «Настоящим министерство труда... извещает о начале обсуждения разрабатываемого проекта постановления... и сборе предложений заинтересованных лиц», — поясняется в уведомлении. Срок приема предложений от «заинтересованных лиц» определен с 15 марта по 4 апреля т.г. Предполагаемый срок вступления в силу проекта нормативного акта в случае его принятия указан как май-июнь 2017 г.

Но более всего удивляет следующая формулировка: «Предложения вносятся относительно содержания проекта нормативного акта, возможных последствий его применения и альтернативных вариантов правового регулирования, а также относительно совершенствования практики применения действующих нормативных правовых актов, исключающего необходимость принятия проекта нормативного правового акта». Т.е., с одной стороны, заметен намек на то, что некие заинтересованные лица пытаются продавить через Минтруда альтернативный вариант уполномоченной организации. С другой стороны, усматривается намек, что постановление, подготовленное правительством, можно и не принимать. Т.е. вроде как обойтись без него.

Любопытно, что органы исполнительной власти одновременно прекрасно отдают себе отчет в необходимости утверждения уполномоченной организации со следующим обоснованием: «Определение уполномоченной организации позволит повысить пропускную способность УВМ ГУ МВД России по Самарской обл. и тем самым создаст предпосылки для увеличения поступлений в консолидированный бюджет субъекта». И действительно, разве допустимо просаживать бюджет, имея реальную возможность наполнить его? Похоже, кто-то не стремится к повышению эффективности отдачи от трудовых патентов за счет уже имеющихся мощностей по их оформлению.

Бюрократы и протесты

Очевидно, что авторы идеи об отсрочке появления уполномоченной организации, затягивая проект постановления правительства в бесконечные согласования, подставляют и губернатора, и полпреда Михаила Бабича. Оба первых лица отвечают за ход подготовки региона к проведению матчей Чемпионата мира по футболу 2018 г. Уже ни для кого не секрет, что без достаточного количества трудовых мигрантов завершить все работы в срок будет проблематично. По сути, осталось последнее лето -дальше, собственно, мундиаль.

И вот на фоне сезонного увеличения притока в регион иностранных граждан наблюдается пробуксовка темы с определением уполномоченной организации. Следствием непринятия нормативного акта до апреля — мая т. г. станет переход мигрантской массы в состояние нестабильности, подогреваемое многочисленными серыми посредниками в сфере оформления трудовых патентов и разрешений на временное проживание. А бюджет Самарской обл. начнет неукоснительно отклоняться от плановых показателей. Хотя легальные мигранты могли бы за время «согласования» заработать деньги и посредством налоговых платежей успеть стать частью российского государства.

По сути, некоторые чиновники среднего звена работают против установки федерального центра повышать наполняемость бюджетов всех уровней и оптимизировать их расходы. И уж совсем откровенным вредительством представляются их действия по отношению к желающим легализоваться мигрантам. На выходе регион рискует столкнуться со срывом подготовки к матчам ЧМ по футболу и скачком социальной напряженности. Очаги этой напряженности в течение всего 2017 г. способны формировать отложенный электоральный протест, который может дать знать о себе в день выборов президента России в марте 2018 г.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.