Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (644) | 30 октября 2017г.
 

Алкоголь объединяет

Лоббистов теневого рынка из числа членов фракций КПРФ и ЕР

Татьяна Федорова

События, которые можно было наблюдать 24 октября в Самарской губернской думе (СГД) показали, что есть в Самарской обл. сила, способная объединить позиции двух непримиримых политических сторон — партии «Единая Россия» (ЕР) и КПРФ. И это вовсе не отношение членов двух этих партий в Самарской обл. к личности президента РФ Владимира ПУТИНА. Объединяющим моментом стало выступление против поправок в закон о мерах по ограничению распития спиртного. Эти поправки могли бы существенно ограничить возможности представителей теневого рынка контрафактного алкоголя. Но политики оказались против.

24 октября перед началом пленарного заседания гостей СГД на входе встречал пикет из пяти человек. Идеологам акции протеста стала партия КПРФ. Пикетирующие держали плакаты, призывающие врио губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова заблокировать закон «о спаивании самарского народа команды Меркушкина». Пока одни устраивали шоу на улице, другие (а именно — представители ЕР) занимались этим же в кабинетах. Перед пленарным заседанием успели провести внеочередное заседание комитета СГД по промышленности, предпринимательству и торговле, на котором опять же рассматривался проект закона Самарской обл. «О внесении изменений в ст. 21 и 4 Закона Самарской обл. «О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской обл.». Эти изменения позволили бы снять ограничения, которые мешают участникам легального рынка алкогольной розницы. Если бы они были приняты, то косвенный удар был бы нанесен по теневой части этого рынка (см. «Хронограф» №30 (640) от 2.10.17).

Пресс-служба СГД сообщила: «Законопроект большинством голосов был поддержан депутатами и рекомендован думе к принятию». Но следом в закрытом режиме состоялось заседание фракций. В результате к началу пленарного заседания вопрос о внесении поправок в очередной раз исчез из повестки дня. Отметим, что это уже второй подобный случай. В предыдущий раз 26 сентября вопрос о поправках был снят с повестки дня по личной инициативе председателя СГД Виктора Сазонова (на фото). Комментируя 24 октября ситуацию с поправками, Сазонов заявил: «По предложению фракции «Единая Россия» этот законопроект пока отложен».

Фактически две формально непримиримые партии сплотились на алкогольной теме, на вопросе, который в первую очередь выгоден тем, кто предпочитает теневые схемы реализации контрафактной продукции. Выгода здесь предельно понятна — уход от уплаты акцизных сборов в бюджет. Исходя из этого, становится понятно, что сохранением существующих ограничений для легальной розничной торговли алкоголем занимались лоббисты теневого рынка. Понятно, чьи интересы отстаивают депутаты двух партии, похоже, не безвозмездно. Такое единогласие логично бы смотрелось при приятии более социально-важных законов. Однако зачастую две эти партии голосуют диаметрально противоположно. Например, по теме отмены льгот.

При этом в повестке дня появился проект ФЗ «О внесении изменения в ст. 16 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», который депутаты СГД вдруг решили внести в порядке законодательной инициативы в Госдуму. В пояснительной записке сказано: «Проектом предоставить органам государственной власти субъектов РФ право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания». Кроме как профанацией это назвать сложно. Вряд ли в Госдуме даже приступят к его рассмотрению в ближайшее время. И не факт, что вообще примут. Виктор Сазонов прокомментировал эту инициативу следующим образом: «По новому федеральному закону предприятия общепита могут продавать алкоголь практически без ограничений. А полномочия по регулированию их работы переданы на федеральный уровень, т.е. регион лишается возможности влиять на ситуацию.

Мы считаем это неправильным и просим эти полномочия вернуть на региональный уровень».

Отметим, что существование подобных заведений потеряло бы смысл, если бы у людей была бы возможность купить алкоголь в легальном магазине после 22.00. Кроме того, бороться с подобными точками можно с помощью отзыва лицензий на продажу алкоголя. При тех навыках, что есть у наших чиновников, можно было бы вмиг закрыть любую «разливайку». Была бы на то административная воля. Однако никто этого делать не спешит, поскольку, с одной стороны, это коррупционная кормушка, с другой — бесконечный источник для пиара.

Легальный рынок алкогольной розницы стремительно начал терять позиции в Самарской обл. после громкого убийства основателя сети алкогольных магазинов «Горилка» Олега Дергилева. Нападение на него произошло в 2013 г. Правоохранители смогли найти исполнителей убийства, а заказчики преступления так и остались неназванными. До сих пор не прозвучало ни одной достойной внимания версии покушения на него. И этому есть свои объяснения. В силу ряда обстоятельств Дергилев воспринимался участниками рынка в качестве главной консолидирующей фигурой, способной успешно противостоять лоббистам теневой части алкогольного рынка. Отметим, что после трагического ухода Дергилева из жизни созданная им сеть «Горилка» продолжила работать. Недружественного поглощения созданного им бизнеса не произошло, о чем свидетельствует присутствие в нем вплоть до последнего момента Анны Дергилевой, вдовы убитого Олега Дергилева. Но сложности были, причем они нарастали по мере усиления позиций теневого оборота алкоголя. Что вполне логично. В итоге в октябре этого года вдова Анна Дергилева официально перестала быть владельцем многочисленных операторов сети «Горилка».

24 октября в очередной раз была продемонстрирована слабость позиций участников легального рынка алкогольной продукции. Их слабость в неспособности объединить усилия для отстаивания своих интересов в диалоге с представителями власти. В этом плане им следовало бы поучиться у своих коллег из теневой части рынка.