Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (640) | 2 октября 2017г.
 

В защиту контрафакта

Виктор Сазонов отложил рассмотрение поправок в антиалкогольный закон

ИА «Центр-Инфо»

27 сентября на пленарном заседании Самарской губернской думы (СГД) ожидалось принятие поправок в региональный закон «О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции». Однако в последний момент этот вопрос был вычеркнут из повестки дня. Как заявил председатель СГД Виктор САЗОНОВ (на фото), это было его личное решение. Принятие поправок могло бы существенно ограничить возможности участников теневого рынка, реализующих контрафактный алкоголь. При дефиците областного бюджета в 3,29 млрд р. увеличение поступлений от акцизов на спиртное было бы не лишним.

Спикер-демагог

Вопрос о поправках в закон «О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции» то появлялся, то исчезал из проекта повестки пленарного заседания по мере его подготовки. В результате поправки так и не стали рассматривать. Напомним, что еще 20 июня 2017 г.на заседании комитета СГД по промышленности, предпринимательству и торговле было принято решение о приятии поправок сразу в двух чтениях. Проект закона о распитии алкогольной продукции подразумевал снятие ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции на 3 часа. Предлагалось разрешить начало торговли с 8.00, а не с 10.00, как сейчас, и продлить ее до 23.00 с нынешних 22.00.

Также предлагалось снять ограничения на торговлю алкоголем в следующие дни: День российского студенчества (25 января), Международный день защиты детей (1 июня), День молодежи (27 июня), День знаний (1 сентября) и Международный день студентов (17 ноября). Причем избыточность данной ограничительной меры вдвойне очевидна. Зачем надо было в Самарской обл. ограничивать торговлю в эти дни, если на федеральном уровне установлен запрет на продажу спиртного лицам, не достигшим 18 лет? Выполняй эту норму, и ни один ребенок не будет иметь легкого доступа к спиртному. Но вместо этого в Самарской обл. все названные дни оказались отданы на откуп бутлегерам.

Причем, как заявляли сами депутаты, «законопроект был детально изучен и доработан специально созданной рабочей группой» (см. «Хронограф» №22 (632) от 10.07.17). Как выяснилось, вычеркнуть из повестки данный вопрос было личным решением спикера СГД Виктора Сазонова. Комментируя этот момент для прессы, он заявил: «Что касается проекта закона об антиалкогольном законодательстве, решение было принято мной. Я имею на это право как председатель Самарской губернской думы. Он был отложен в силу того, что есть вопросы, которые противоречат мнению многих депутатов. Неоднозначная позиция, коль неоднозначная позиция, значит, мы должны еще раз детально к этому вопросу вернуться. Разобраться, посмотреть, просчитать еще раз внимательно экономику, что дадут те или иные запреты либо, наоборот, если эти запреты снять. А в конечном итоге мы должны в первую очередь думать, и смотреть, и прислушиваться к общественному мнению.

Поэтому мы еще раз внимательно это проанализируем, и в итоге, я думаю, совместно с губернатором и правительством мы придем к общему мнению и рассмотрим этот вопрос на следующем заседании Самарской губернской думы». Явная демагогичность речи Сазонова наводит на определенные мысли.

Уловки лоббистов

В случае снятия обозначенных выше ограничений для розничной сферы торговли алкоголем выиграют в первую очередь легальные участники рынка. Т.к. они получили бы более широкий интервал времени для торговли. Известно и другое. Любое законодательное ограничение законопослушных и прозрачных участников алкогольного рынка работает исключительно на руку тем, кто предпочитает теневые схемы реализации контрафактной продукции. Выгода здесь предельно понятна — уход от уплаты акцизных сборов в бюджет. Исходя из этого, становится понятно, что введением существующих ограничений для легальной розничной торговли алкоголем занимались лоббисты теневого рынка. Похоже, они же сегодня пытаются сорвать принятие поправок в антиалкогольное законодательство Самарской обл., подразумевающих отмену чрезмерных и надуманных ограничений.

Важно напомнить, что эти лоббисты вооружились аргументацией, которая на первый взгляд действительно выглядит как реальная антиалкогольная инициатива — «сократить время торговли». Но это ударило именно по легальной части алкогольного рынка. Тем, кто торгует нелегально, никакие законодательные ограничения не помеха. Скорее наоборот, от этих ограничений они только получают в свой оборот долю легального рынка, страдающего от ограничений. Сазонов — человек с богатейшим жизненным опытом, выходец из силовых структур — кто как не он должен лучше других депутатов СГД знать основы всех этих закономерностей. И как работники теневого рынка избегают ответственности. Не по этой ли причине речь Сазонова звучала столь демагогично?

Не имея возможности официально купить спиртное, желающие выпить приобретают его у бутлегеров. Кстати, только за прошлый год в Самарской обл. зарегистрировано 2,2 тыс. пострадавших в результате токсического действия различных спиртов, из которых 319 — с летальным исходом.

Подобный подход может отразиться серьезными последствиями и на экономике региона. Вопрос торговли алкоголем напрямую связан с поступлениями в бюджет. Напомним, что на данный момент дефицит облбюджета 2017 г. составляет 3,29 млрд р.

Увеличение времени для легальных операторов продажи алкоголя автоматически будет пополнять бюджет дополнительными акцизными сборами. По официальной информации, за последний год в Самарской обл. объемы легальной реализации алкоголя сократились в 2,8 раза. Решение Сазонова отложить принятие поправок в закон можно рассматривать как попытку заблокировать один из источников поступлений в областной бюджет. Умышленно это было сделано или нет — другой вопрос. Куда важнее то, что это было сделано в день первого появления Дмитрия Азарова в СГД в качестве нового главы региона, выразившего готовность работать с СГД на доверительных основах и принципах взаимной открытости.

Сазонов перед выбором

Несмотря на действующие ограничения для легальной алкогольной розницы, владельцы спиртзаводов (причем даже из соседних регионов) сегодня активно реализуют свою продукцию в Самарской обл., которая впоследствии в подпольных цехах обретает упаковку различных алкогольных марок. Судя по размаху этого бизнеса, он приносит многомиллионные прибыли. Например, 22 сентября сотрудники УФСБ России по Самарской обл. в Тольятти обнаружили подпольный цех по производству поддельного элитного алкоголя.

Только из одной точки было изъято более 12 т спиртсодержащей продукции и 1250 бутылок с этикетками известных алкогольных брендов «Финляндия», «Хортица», «Белая береза», «Киндзмараули» и другие.

В увеличении времени продаж спиртного заинтересованы представители легального ритейла. В крупных сетевых магазинах до 70% выручки приходится именно на продажу алкогольной продукции. Там все кассовые аппараты напрямую подключены к системе ЕГА-ИС, которая ведет учет отчислений акцизных сборов.

Видимо, представители этих сторон и пытаются повлиять на принятие решения в СГД. Спикер, похоже, еще не выбрал, на какой стороне ему находиться. Что весьма странно. По сути, это выбор между законным и незаконным. О чем тут еще можно думать председателю законодательного собрания Самарской обл.?

Исторический опыт показывает, что любые проявления т.н. «сухого закона» всегда выгодны операторам теневой экономики. Например, в США запрет на продажу спиртного в 1919-1933 г. привел к росту и обогащению гангстерских группировок, которые ввозили и реализовывали подпольный алкоголь. Отмена «сухого закона» в США стала мощным ударом по мафии. Видимо, наши законодательные органы не хотят учиться на исторических примерах.