Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (635) | 31 июля 2017г.
 

Победил страх

Выборы президента НПСО прошли на безальтернативной основе

Егор Кошеров

28 июля общее собрание членов Нотариальной палаты Самарской обл. (НПСО) завершилось переизбранием Галины НИКОЛАЕВОЙ в президенты НПСО на следующий четырехлетний срок. Николаева осталась единственным кандидатом, подавшим документы на выдвижение на президентский пост в избирательную комиссию НПСО. Однако победа Николаевой в соревновании без соперников вовсе не означает, что в профессиональном сообществе самарских нотариусов все благополучно. Похоже, внутренние противоречия будут только усиливаться.

12 июля был размещен отчет о заседании избирательной комиссии НПСО по рассмотрению документов по выдвижению кандидатов в президенты сообщества. Председатель комиссии доложил, что в избирком поступили документы инициативной группы нотариусов по выдвижению кандидата Галины Николаевой на должность президента НПСО. «Документы по выдвижению иных кандидатов в срок, установленный п. 8.1.1. устава НПСО, в избирательную комиссию НПСО не поступали», — особо подчеркивается в отчете. В результате проверки поступивших документов на Николаеву комиссия вполне ожидаемо «не нашла ни одного замечания». Таким образом, действующий президент НПСО стал единственным кандидатом на выборах нового президента.

Небольшое напряжение почувствовалось разве что 20 июля, когда на сайте НПСО было размещено сообщение о том, что решением правления НПСО от той же даты время начала заседания внеочередного общего собрания членов сообщества 28 июля изменено на 11.00, а также уточнена повестка заседания.

Не исключено, что дополнительное время понадобилось, чтобы поработать с сомневающимися членами НПСО с правом решающего голоса. Ведь для победы кандидату Николаевой требовалось заручиться поддержкой более 50% голосов членов НПСО с правом решающего голоса, участвующих в общем собрании. На момент подписания номера в печать точные итоги голосования уточнялись, однако победа Николаевой была предсказуемой.

На этом фоне следует обратить внимание на разнящиеся настроения в профессиональном сообществе нотариусов относительно личности Николаевой. Звучат мнения, что стабильность пребывания Николаевой у руля НПСО, скорее всего, обусловлена способностями оказывать влияние на нотариусов, пребывающих в довольно уязвимом положении. Уязвимость членов НПСО в том, что их число строго ограничено количеством граждан, прописанных на территориях, которые охватывает отдельно взятый нотариальный округ. Все нотариальные округа давно сформированы и закреплены за нотариусами. Вклиниться в эту систему извне практически невозможно. Новый нотариус имеет шанс влиться в систему, только если кто-нибудь из старых освободит место. Разумеется, все уже имеющие статус нотариуса стараются всеми силами сохранить его, поскольку повторно получить статус, позволяющий осуществлять государственные полномочия на коммерческой основе, практически невозможно. Это также стоит немалых денег. Сегодня нотариальные округа в Самарской обл. нередко передаются по наследству.

Логично, что перед угрозой отлучения от нотариальной деятельности, которая вполне реальна, учитывая налаженные связи Галины Николаевой с Управлением Минюста РФ по Самарской обл., большинство членов профессионального сообщества предпочло быть более сговорчивым, даже несмотря на свой внутренний протест. Нотариус Кинельского р-на Самарской обл. Марина Шаповалова, имеющая опыт судебного противостояния с НПСО и Минюстом, знает положение вещей изнутри. Но даже она, отвечая на запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф» о судебном споре с НПСО и предстоящих выборах, была предельно дипломатична: «Делиться какими-либо фактами перед выборами — воспользоваться ситуацией, считаю это непорядочным. Голосование тайное, каждый нотариус будет решать за себя. Голословными фактами делиться нет смысла, а факты эти никто не подтвердит из-за страха потерять работу и/или профессиональную пенсию». Прогноз Шаповаловой на выборы президента НПСО звучал не менее виртуозно: «Думаю, что выборы ничего не изменят, победит страх». Так в итоге, похоже, и произошло.