Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (631) | 3 июля 2017г.
 

Две беды «Таркетта»

Инфляция и «Формула-1» могут привести успешное предприятие к предбанкротному состоянию

Андрей Неретин

Спонсорское участие отрадненского АО «Таркетт» в проекте «Формула-1» (FIA Formula One World Championship) может сыграть с ним злую шутку. Напомним, что по итогам 2015 г. АО «Таркетт» осталось в обойме крупнейших предприятий Самарской обл. по размеру выручки — около 16 млрд р. Данные за 2016 г. до сих пор не раскрыты. Однако совокупность других показателей позволила сделать вывод, что по итогам 2015 г. нужно было начинать думать о применении антикризисных мер управления предприятием. Вместо этого в 2016 г. гендиректор АО «Таркетт» Анатолий НУЖДИН решил сделать свое предприятие спонсором одного из самых дорогих и непрофильных для России видов спорта — гонок «Формула-1».

Итоги работы АО «Таркетт» в 2015 г. должны были стать для руководства предприятия определенным сигналом. Наметилась явная динамика снижения рентабельности (см. таблицу). Из приведенных в таблице данных видно, что размер выручки «Таркетта» с 2011 по 2014 г. имел рост, сопоставимый с уровнем инфляции. Аналогичными темпами росли и затраты.

Существенно картина начала меняться в 2015 г. Так, если в 2014 г. выручка предприятия составляла 17,7 млрд р., то по итогам 2015 г. она оказалась на уровне 16 млрд р. Таким образом, обороты «Таркетта» упали на 1,7 млрд р. (10%). Это означает, что людям — избирателям России — сегодня не до напольных покрытий.

Данное положение дел отразилось и на прибыли «Таркетта». Если по итогам 2014 г. чистая прибыль составляла 2,941 млрд р., то по итогам 2015 г. снизилась уже до 683 млн р. Падение более чем в 4 раза. Такая динамика выглядит несколько непропорциональной. Хотя если учесть, что в течение всего 2015 г. в России наблюдалось падение ВВП, то динамика «Таркетта» по 2015 г. вполне вписывалась в общий тренд.

Основные финансовые показатели АО
Основные финансовые показатели АО

Однако стоит отметить, что, в отличие от прибыли, падение уровня рентабельности у «Таркетта» началось немного ранее 2015 г. Так, например, падение рентабельности по EBITDA началось в 2014 г., а падение рентабельности по чистой прибыли и того раньше -в 2013 г. Это видно из все той же таблицы.

С учетом озвученной динамики показатели «Таркетта», полученные по итогам 2015 г., должны были стать для Анатолия Нуждина серьезным сигналом. Для профессионального и дальновидного менеджера это могло бы послужить толчком для перехода к антикризисным мерам. Между тем уже весной 2016 г. «Таркетт» вдруг решил выступить спонсором трансляций Гран-при России «Формула-1» в Сочи. Прямо скажем, непрофильный для России спорт. Причем один из самых дорогостоящих. Непонятно и то, как Нуждин в случае возникновения кризисной ситуации будет объяснять работникам отсутствие возможности индексирования зарплаты. Не рассказами же о причастности «Таркетта» к «Формуле-1»?

То, что ситуация на «Таркетте» сложная, известно уже за пределами Отрадного. В частности, 18 августа 2016 г. газета «Вестник Отрадного» (№33 (1248)) в одной из своих публикаций сообщала: «Предприятие работает сегодня с перебоями, то снижая выпуск напольных покрытии, то снова наращивая».

Между тем падение прибыли «Таркетта» прямо влияет на отчисления в бюджет региона по налогу на прибыль. Если по итогам 2014 г. АО «Таркетт» перечислило 552 млн р. по налогу на прибыль, который является одним из системообразующих доходов бюджета Самарской обл.,

то уже по итогам 2015 г. предприятие перечислило всего 55 млн р., т.е. в 10 раз меньше. Таким образом, сегодня уже трудно отнести «Таркетт» к числу ведущих налогоплательщиков региона. Причем внешние процессы дают основания полагать, что по итогам 2016 г. ситуация по сравнению с 2015 г. вряд ли могла быть лучше (итоги 2016 г. до сих пор не раскрыты). Следовательно, увлеченность Нуждина «Формулой-1» может выйти боком. Причем не только для «Таркетта» и его трудового коллектива.

«Таркетт» является одним из градообразующих предприятий Отрадного. Ситуация на заводе прямо отражается на общественно-политических настроениях города. На примере Тольятти хорошо известно, как проблемы на градообразующем ПАО «АВТОВАЗ» создают точки социальной напряженности. И если на таком предприятии дела идут не лучшим образом, то это в первую очередь на руку идеологам пятой колонны. Подобные действия подрывают доверие граждан к политике президента РФ Владимира Путина. Это крайне опасно для страны в канун предстоящих в 2018 г. выборов президента РФ.

Впрочем, действия руководителей «Таркетта» выглядят вполне объяснимыми, если принять во внимание версию о том, что в становлении производства на «Таркетте» решающую роль могла сыграть финансовая помощь самарских нефтяных компаний, вошедших впоследствии в ОАО «НК «ЮКОС» Михаила Ходорковского. Такая помощь была. Это признавали основатели завода Анатолий Нуждин и его брат Валерий Нуждин, который сегодня занимает должность заместителя генерального директора АО «Таркетт» (см. «Хронограф» №40 (568) от 7.12.15).