Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (629) | 19 июня 2017г.
 

Самопрепарирование

Проколы СМТ Сергей Шатило списывает на им же выдуманную информатаку

Егор Кошеров

В начале июня директор ООО «Современные медицинские технологии» (СМТ) Сергей ШАТИЛО (на фото) в переписке с Областным аналитическим еженедельником (ОАЕ) «Хронограф» озвучил свою позицию в отношении событий, сопровождающих деятельность его компании. Претензии со стороны УФ АС по Самарской обл., а также трудности со строительством кардиохирургического центра Шатило назвал следствием «кампании, направленной на дискредитацию деятельности СМТ». Похоже, такое объяснение удобно Шатило. Иначе корень проблем пришлось бы искать в собственных недоработках. Однако власти региона во всем разобрались, и уже 30 мая губернатор Николай МЕРКУШКИН представил без пяти минут нового инвестора стройки — ГК «Ава-Петер» из Санкт-Петербурга.

УФАС на страже закона

До 19 июня в Арбитражном суде Самарской обл. был объявлен перерыв в рассмотрении дела по заявлению УФАС по Самарской обл. к СМТ с ИНН 6367009094 и более двум десяткам госучреждений здравоохранения (дело № А55-6899/2017). Третьими лицами к участию в деле привлечены министерство здравоохранения Самарской обл., ООО «ЦЭХ-здоровье», ООО «ДжиИ Хелскеа», ООО «Медсимвол».

УФАС требует признать недействительным открытый аукцион в электронной форме № 01422ООО013 16004463 на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту дорогостоящего медицинского оборудования, установленного в 23 государственных бюджетных учреждениях здравоохранения (ГБУЗ) Самарской обл. (соответчики по делу). Организатором торгов выступало ГБУЗ Самарской обл. «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина», также привлеченное в качестве соответчика. Победителем торгов были признано СМТ, которое в дальнейшем привлекло для выполнения работ субподрядчиков.

Необходимо подчеркнуть, что каждое из 23 медучреждений-соответчиков — ключевое для территории, на которой оно расположено. Медицинские услуги, в т.ч. высокотехнологичные, оказываемые с применением дорогостоящего медицинского оборудования, в этих учреждениях получает значительное количество людей. Без надлежащего техобслуживания медоборудования пациенты больниц не смогут рассчитывать на качественное оказание им услуг посредством данного оборудования.

Сейчас события развиваются по крайне негативному сценарию. УФАС опротестовало аукцион, по результатам которого СМТ должны были приступить к работам по техобслуживанию и ремонту медоборудования, а в данный момент антимонопольный орган готовит ходатайство о применении обеспечительных мер в виде запрета СМТ продолжать выполнять работы по контракту до вступления в законную силу судебного акта по настоящему арбитражному делу. Т.е. оказание СМТ услуг по госконтракту поставлено под угрозу срыва. Следовательно, если техобслуживание и ремонт медтехники вдруг остановятся, эту технику нельзя будет использовать для оказания сложных высокотехнологичных медицинских услуг пациентам.

Но ведь многие из этих услуг носят плановый характер. И что самое неприятное — велико количество внеплановых услуг, которые зачастую требуется оказывать в экстренном порядке. Однако экстренный порядок невозможен, когда медоборудование непригодно для использования. Соответственно, достаточное количество людей, являющихся пациентами медучреждений-соответчиков, рискует умереть, не дождавшись медицинских услуг. И все из-за того, что открытый аукцион был проведен с нарушениями, в связи с чем УФАС и требует признать его недействительным.

Характерно, что СМТ своей вины в происходящем не признают. В ответе на запрос ОАЕ «Хронограф» директор компании Сергей Шатило принялся утверждать, что в СМТ «убеждены, что никаких нарушений при проведении аукциона со стороны СМТ допущено не было». Логично, что Шатило будет настаивать на этом и в суде, ведь, с его слов, «в случае признания правоты УФАС по Самарской обл. дорогостоящее медицинское оборудование лечебных учреждений Самарской обл. останется без надлежащего сервисного обслуживания, что повлечет за собой невозможность оказания высокотехнологичной медицинской помощи (в т.ч. экстренной) жителям Самары и обл.». «Более того, ввиду наличия судебного спора лечебные учреждения не смогут заключить договор на сервисное обслуживание с другим поставщиком», -добавляет Шатило. Т.е. ситуация фактически патовая, способная создать высокие риски для пациентов. Но объявлять «кто виноват?» Шатило по понятным причинам не спешит. Риск, что крайним назначат СМТ, весьма высок. Компания по решению того же УФАС уже попала в реестр недобросовестных поставщиков, а вариантов выбраться оттуда особо не видно.

Образ внешнего врага

Вероятно, Шатило в дальнейшем сделает ставку на зарегистрированное 30 ноября 2015 г. в Самаре ООО «Современные медицинские технологии» с ИНН 6318009912 (СМТ-2), единственным участником которого является Марс Бахитов. СМТ-2 под видом СМТ, использующие сходное до степени смешения фирменное наименование, при желании можно было бы вывести на грядущие многомиллионные тендеры по теме поставки и обслуживания медоборудования: компания Бахитова пока отсутствует в реестре недобросовестных поставщиков.

При этом в переписке с «Хронографом» Шатило ожидаемо отрицает свою связь с СМТ-2, указывает, что о данном обществе его компании СМТ неизвестно. Более того, директор СМТ Шатило обратил внимание на то, что «время регистрации СМТ-2 совпадает со временем массивной информационной атаки на СМТ». Но если это действительно так, тогда странно, почему СМТ не пользуются своим правом обратиться в суд и обязать назойливое и бьющее по его репутации СМТ-2 прекратить использовать название-дублер. Видимо, «массивная информационная атака» здесь все-таки ни при чем. Зато сам факт ее существования, как видно из ответа Шатило, дает ему возможность на нее ссылаться в случае необходимости.

Теперь относительно замеченного за Шатило стремления списывать неудачи в бизнесе на «информационные атаки» и происки конкурентов. Из-за похожей отговорки некоторое время назад могли начать портиться отношения коммерсанта Шатило с губернатором Николаем Меркушкиным. Легенда такова, что губернатор всецело доверял Шатило в части реализации СМТ масштабного инвестпроекта по строительству кардиохирургического центра «Клиника сердца» в г. Самаре. Проект был включен в перечень 10 важнейших проектов Государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере здравоохранения, которые запланированы на территории региона. Однако с привлечением заявленного объема инвестиций в размере как минимум 3 млрд р. Шатило не справился, после чего якобы начал жаловаться губернатору на некие «информационные атаки». Николай Меркушкин, как отзываются наблюдатели, вряд ли оценил бы такую утку.

Косвенным подтверждением ухудшения отношений с властью из-за провала сроков сдачи кардиоцентра служит ответ Шатило на вопрос как раз об отношениях с губернатором. Шатило 26 мая заявил, что ООО СМТ «планирует завершить возведение важного социального объекта» именно «при поддержке губернатора». А далее Шатило вновь не преминул воспользоваться своей излюбленной отговоркой: «Сейчас проект испытывает временные трудности, которые обусловлены кампанией, направленной на дискредитацию деятельности СМТ».

Не справился – отойди

О том, что трудности отнюдь не «временные», а перспективный инвестор в лице СМТ рискует навсегда остаться за бортом проектов ГЧП, Шатило было популярно объяснено 30 мая. В этот день губернатор Николай Меркушкин провел рабочую встречу с руководителем питерской ГК «Ава-Петер» (предоставление медицинских услуг в Санкт-Петербурге и других регионах России под торговыми марками «Скандинавия» и «Ава-Петер») Глебом Михайликом. По итогам встречи сложилось мнение, что «Аве-Петер» вскоре согласится стать новым стратегическим инвестором строительства кардиоцентра в Самаре. «Мы давно рассматривали Самарский регион как территорию для реализации наших новых проектов. И сейчас у нас есть возможность объединить усилия для того, чтобы проект «Клиника сердца» был реализован, в частности, с помощью механизмов государственно-частного партнерства», — отчитался Михайлик.

За кадром встречи могли остаться любопытные вещи, обосновывающие возникшую необходимость смены инвестора. К примеру, те же «информационные атаки» на старого инвестора выглядят придуманными на пустом месте и выгодными их же теоретической жертве. Есть два повода так об этом думать. Или у СМТ что-то изначально могло быть не в порядке как тогда, осенью 2015 г., так и сейчас, раз губернатор поставил вопрос ребром, вникнув в утверждения Шатило о влиянии «информационных атак» на проект. Но более вероятно второе. Похоже, что неудачи, преследующие Шатило и являющиеся следствием его собственного отношения к делу, могли быть специально преподнесены как плоды «информационной атаки». Представлять ситуацию в таком свете, похоже, очень выгодно прежде всего самому Шатило, поскольку у него появляется повод говорить, что не СМТ подвели губернатора, а некие заказчики «информационных атак». Теперь еще и реакцию УФАС по совершенно другому эпизоду деятельности СМТ решили списать на них же.

Впрочем, еще раз следует обратить внимание: из всех 10 заявленных проектов ГЧП в сфере здравоохранения Самарской обл. забуксовал почему-то только один, за который взялись отвечать СМТ. И дело здесь не в «дискредитации деятельности», на которую пеняет Шатило. Просто каждый должен заниматься своим делом. Если взялся за строительство кардиоцентра, то строй его, а не пытайся на фоне собственных неудач заниматься созданием медиахолдингов и собственной команды в блогосфере.

Судя по всему, СМТ просто не тянут на почетный статус инвестора-партнера для региона, где кардиоцентр нужен в любом случае. А раз так, то надо отойти в сторону и не мешать работать реальному инвестору.