Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (628) | 13 июня 2017г.
 

Системный оползень

Из-за бездействия властей в Сызрани может погибнуть уникальное предприятие

Георгий Кизельгур

8 июня Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) сообщило о завершении технического расследования причин схода оползня, произошедшего в Сызрани 23 апреля 2017 г. Следствия оползневых процессов до сих пор грозят ликвидацией не только уникальному даже по всероссийским меркам производству АО «Медхим», но и социальным объектам Сызрани. Город может лишиться и существенной части налоговых поступлений в бюджет, и рабочих мест, а государство — крайне необходимого отечественного сырья.

С нуля -вплоть до Европы

Медхим был создан на базе бывшего сланцеперерабатывающего завода. На базе, впрочем, это очень сильно сказано. Завод был в постсоветское время закрыт, шахта ликвидирована. Это негативно сказалось на положении дел на территории нынешнего пос. Новокашпирского — «города шахтеров». Более того, с ихтиолом, который производил завод, возникли проблемы и в государственном масштабе. Ведь до постройки предприятия Советский Союз вынужден был ввозить ихтиол из-за границы. Трудно представить, но в конце XX века Сызрань, регион, Россия могли вообще остаться без этого уникального производства (см. «Хронограф» №2 (572) от 25.01.16).

Но месторождением сланца заинтересовался инвестор в лице самарского ТПК «Бетта» Талата Эйвазова. Были произведены геологоразведочные работы, получены необходимые лицензии. Началось, а затем было успешно доведено до завершения строительство шахты «Новокашпирская».

Вскоре Медхим стал современным предприятием полного технологического цикла. Компания не только добывает и перерабатывает сланец, но и производит ихтиол, медицинские и ветеринарные субстанции. Ихтиол является исходным сырьем для фармацевтических фабрик.

Медхим быстро вышел на международный рынок. В России, кстати, предприятие является единственным производителем ихтиола и белых минеральных масел. Также это единственное в стране предприятие, которое в своей структуре имеет штольню по разведке и добыче горючего сланца.

Медхим не останавливался на достигнутом, а шел дальше. Прибыль направлялась на модернизацию, расширение производства. Росли новые корпуса. Обновлялись технологии. Создавались новые рабочие места (около 100 только за последние три года). Налоги регулярно шли в бюджеты всех уровней. До весны 2016 г. ничто, казалось бы, не предвещало возникновения ситуации, когда Медхим окажется на грани гибели.

Течет в Волгу

Причиной этих проблем стали отнюдь не пресловутый кризис или, например, антироссийские санкции. Весной 2016 г. в результате оползневых смещений было полностью завалено устье штольни, разрушены рельсовые пути к опрокидывателю шахтных вагонеток и снесена значительная часть крытого участка промплощадки. Кроме того, в результате повреждения ЛЭП и отсутствия электроэнергии были затоплены вентиляционная и частично главная штольни. Устранял последствия Медхим самостоятельно. Свой участок в нижней части волжского склона Медхим арендует у города. Сам же оползень пришел непосредственно с муниципальных земель, расположенных выше площадки предприятия.

В апреле-мае 2016 г. территориальным отделом ГМНС по Самарской обл. было выполнено инженерно-геологическое обследование оползневого склона. Уже тогда стало ясно, что развитие оползней возможно и в дальнейшем, если не исключить способствующие этому факторы. Судя по оказавшимся в распоряжении редакции ОАЕ «Хронограф» документам, основными причинами развития оползневых процессов можно считать переувлажнение грунтов, вызванное природными и техногенными факторами. Под техногенными факторами экспертами подразумевается искусственное обводнение склона сточными водами из очистных сооружений.

Промплощадка АО «Медхим» после схода апрельского оползня
Промплощадка АО «Медхим» после схода апрельского оползня

Генеральным директором Медхима Талатом Эйвазовым в адрес главы администрации г.о. Сызрань Николая Лядина было направлено письмо с просьбой устранить причины, способствующие образованию оползней, и принять меры по их предупреждению. Это письмо не стало единственным. Позже даже комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Сызрань было подтверждено: «Сточные воды очистных сооружений пос. Новокашпирского отводятся открытым способом по естественному уклону». Проще говоря, все, что попадает в т.ч. и в унитазы, течет напрямую в Саратовское водохранилище. Это нормальное явление для XXI века?

Важно отметить, что проблема с канализационными очистными сооружениями возникла далеко не вчера. Необходимость их строительства характеризовалась как острая и ранее. По официальной информации, сточные воды поселка в объеме 600-700 куб. м в сутки без какой-либо очистки напрямую отводятся в Саратовское водохранилище, усугубляя и без того неблагоприятную экологическую ситуацию в зоне водохранилища. По данным Приволжского территориального центра по мониторингу загрязнений окружающей среды, фоновая концентрация загрязняющих веществ (сульфаты, хлориды, фосфаты, нефтепродукты, азот и др.) поверхностных вод Саратовского водохранилища в районе сброса сточных вод в разы превышала предельно допустимые концентрации.

Еще в 2004-2005 гг. была разработана проектно-сметная документация на строительство очистных сооружений. В 2005 г. были начаты строительно-монтажные работы, приостановленные в 2009 г. Остаток сметной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в текущих ценах оценивался более чем в 266 млн р. К тому же уже сейчас здесь требуется корректировка проектной документации, повторное прохождение экспертизы проекта.

Проект дорогостоящий. Но ведь явно просматривалась и опасность возникновения действительно чрезвычайной ситуации, которая не только грозила бы прекращением деятельности единственной в России шахты по добыче горючего сланца, прекращением выпуска ихтиола, но и коснулась бы всей территории.

На Медхиме это как раз прекрасно понимали, а потому в январе 2017 г. предложили городу рассмотреть вариант, вероятно, потенциально наименее экономически затратного проекта — строительства системы канализации от пос. Новокашпирского до промплощадки бывшего АО «Пластик» с врезкой в имеющийся трубопровод водоотведения, отводящий стоки в городские очистные сооружения. В комитете по строительству и архитектуре администрации г.о. Сызрань этот проект посчитали нецелесообразным, затратным, сославшись опять же на уже имеющийся, но никак не реализуемый.

Медхим, можно сказать, остался с проблемой один на один. Судя по той реакции городского чиновничества, которая известна на данный момент, если бы чрезвычайная ситуация в дальнейшем произошла, то ее можно было бы смело считать запланированной. И тут наступил апрель 2017 г.

Запланированная ЧС

Площадь активной части оползня и, соответственно, объем сместившихся масс по сравнению с 2016 г. увеличились. В результате оползневых смещений промплощадка Медхима в рабочем формате в апреле, можно сказать, перестала существовать: вся она была залита, а частично -разрушена. Согласно некоторым положениям произошедшее можно классифицировать как чрезвычайную ситуацию муниципального характера, опасное геологическое явление. 23 апреля 2017 г. приказом по Медхиму добыча сланца была приостановлена.

Для расследования ситуации была создана специальная комиссия, которую возглавил заместитель начальника межрегионального отдела по надзору за объектами нефтехимического комплекса, взрывными работами и безопасности недропользования Средне-Поволжского управления Ростехнадзора Евгений Каргин.

Согласно акту комиссии в качестве организационных причин аварии названо непроведение своевременно администрацией Сызрани мероприятий, исключающих причины и факторы обводнения склона сточными водами и, как следствие, образование и активизация оползня. Прочих причин выявлено не было. Члены комиссии со стороны администрации Сызрани остались, конечно, при особом мнении.

8 июня официальный сайт Ростехнадзора подтвердил, что оползень сошел 23 мая с территории муниципальных земель. Он сообщил: «В ходе расследования аварии установлено, что основными факторами активации оползневых процессов послужили метеорологические условия года и техногенное воздействие (искусственное обводнение склона сточными водами из очистных сооружений). Нарушений требований промышленной безопасности должностными лицами из персонала АО «Медхим» не выявлено».

Понятно, что без поддержки регионального или федерального бюджетов реализовать такой крупный проект, как строительство очистных сооружений, вряд ли представляется возможным. Но разве не в полномочиях органов местного самоуправления всеми возможными способами добиваться выделения необходимых средств? Тем более что оползень может грозить не только Медхиму, но и объектам Святого источника Феодоровской Иконы Бо-жией Матери — одного из символов Сызрани, кладбищу «Новокашпирское». Не говоря уже о Медхиме, который несет потери от простоя добычи, а также от отсутствия сырья на участке по переработке сланца и выпуску продукции. А если ситуация не разрешится, предприятие можно будет закрывать.

Завтра-послезавтра запасы ихтиола могут закончиться и на фармацевтических фабриках. Тогда России придется тратить валюту на заграничное сырье. Позиция сызранских чиновников в этом разрезе крайне напоминает халатность, бездеятельность, неумение или нежелание решать насущные проблемы территории. Тому же Николаю Лядину стоило бы, наверное, побывать на Медхиме, лично изучить ситуацию.

Медхим не просто является предприятием реального сектора экономики, но до последнего времени явно был в авангарде в вопросах импортозамещения. Именно о поддержке таких компаний неоднократно заявлял президент РФ Владимир Путин. В Сызрани президента, похоже, не услышали ни в 2016-м, ни в 2017 г. Здесь успешное предприятие завтра может перестать существовать.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Татьяна ДАНИЛОЧКИНА, заместитель генерального директора АО «Медхим» по общим вопросам

- «Особое мнение» специалистов администрации противоречит результатам инженерно-геологического обследования территории, проб воды и грунта. Думаю, что свое слово должна сказать и прокуратура — в рамках проверки исполнения администрацией законодательства в части соблюдения норм закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он относит к вопросам местного значения и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, и организацию мероприятий по охране окружающей среды, и защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.