Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (618) | 20 марта 2017г.
 

Экономия не в прок

Выпадающие доходы перевозчиков могут угрожать стабильности транспортной системы

Борис Кротов

В первых числах закончился первый месяц, который транспортные предприятия региона прожили в условиях сокращения количества поездок льготных категорий граждан. Теперь о выпадающих доходах можно судить с некой долей конкретики. У примеру, в Тольятти поток льготников заметно снизился, и это уже дает МП «ТП АТП №3» (АТП-3) не прогнозированное ранее выпадение доходов на 16 млн р. Совет экономить в этом случае тоже можно считать несостоятельным, ведь оптимизация расходов на предприятии идет уже несколько лет подряд.

Испугались и не едут

За последние два года количество перевозимых пассажиров на городских маршрутах увеличилось на 37%. Произошло это в основном вследствие введения новой маршрутной сети в Тольятти. В результате по 2016 г. пассажиропоток того же АТП-3 вырос с 12,5 млн до 17 млн человек в год.

Соответственно, было отмечено увеличение собственных собираемых доходов, которое к тому же коррелировало с ростом тарифов. У предприятия появился задел на будущее и источник дополнительных доходов, позволяющих планировать дальнейшее развитие. Как водится, реальность внесла свои коррективы: 2017 г. уже можно назвать годом, в который АТП-3 привычного уровня доходов не увидит. К примеру, по подсчетам специалистов, только от введения лимитов на проезд пассажиров льготной категории предприятие в текущем году недополучит порядка 16 млн р. Хотя в среднем на одного льготного пассажира в Тольятти и так приходилось только 38 перевозок в месяц. Но, напуганные новыми лимитами, льготники начали дополнительно экономить поездки. «Да, расчеты показали, что большинство тех, кто пользуется льготным проездом, укладывается в лимит легко. Но психологически люди среагировали на ограничения так, как среагировали. Для остальных, кто в лимит не уложился, передвижение муниципальным транспортом все равно даст некую экономию. Но общая нервозность, по отзывам кондукторов, у пассажиров все равно ощущается. Надеемся, что временно», — рассказывает директор МП «ТП АТП №3» Александр Абрамов.

Денег меньше — обязательств больше

Свои расчеты, свидетельствующие о жестком недофинансировании нужд предприятия в 2017 г. привел начальник службы эксплуатации МП «ТПАТП № 3» Евгений Матвеев. По его словам, для покрытия затрат предприятия на перевозку пассажиров на нерентабельных рейсах необходимо субсидирование в размере порядка 109,8 млн р. При принятии бюджета Тольятти на 2017 г. субсидии для АТП-3 были заложены на уровне 95,6 млн р. Таким образом, только по субсидиям в АТП-3 образуется кассовый разрыв в размере 13 млн р.

Если к этому числу добавить выпадающие 16 млн р., то уже в начале года можно говорить о том, что бюджет перевозчика недосчитается 29 млн р. И эта сумма добавляется к отрицательным результатам прошлых периодов, что вызывает рост задолженности перед поставщиками и т.д.

Никто не собирается спорить на тему дефицита бюджета. Однако и социальных функций муниципального перевозчика никто не отменял. Более того, они сейчас как никогда актуальны, ведь с 2017 г. обязательств по перевозке льготных категорий граждан у коммерческих перевозчиков больше нет. Тогда возникает вопрос: что послужило поводом для снижения уровня софинансирования? Насколько известно, в мэрии Тольятти такую инициативу связали с тем, что АТП-3 были переданы автобусы, работающие на газомоторном топливе (ГМТ), за счет эксплуатации которых можно получить заметную экономию в расходах. Но экономия сразу же была из бюджета предприятия изъята, а сейчас перед АТП-3 стоит задача регулярного и более дорого, по сравнению с дизельным транспортом, обслуживания новинок. Ведь они уже наездили по 100 тыс. км. Обслуживать их можно только в Самаре. В Тольятти нет ни соответствующего оборудования, ни средств на его покупку. А речь идет о сумме порядка 20 млн р.

Сократить оптимизированное

Что касается примера формирования убытков, то здесь будет уместно привести пример внедрения т.н. беспересадочных маршрутов. В АТП-3 в 2012 г. была протестирована такая инициатива, а именно была увеличена протяженность 40-го маршрута таким образом, что пассажир мог добраться из Центрального р-на города до пос. Федоровки без пересадки. Учитывая то, что до указанного конечного пункта курсирует автобус 42-го маршрута, средняя загрузка машины, следующей по 40-му маршруту, составила около 25 человек при вместимости автобуса 100 человек. Т.е. машина, неся затраты на 100%, идет с загрузкой на 25%. Чистый убыток несложно подсчитать. Хотя именно таким образом решается социальная задача.

Нечто подобное можно прогнозировать и в том случае, если отток начавших экономить поездки льготников продолжится. Да, бюджет, возможно, получит некую экономию, но тут же в полный рост встанет вопрос о том, кто и как будет компенсировать убытки транспортных предприятий оттого, что они фактически перевозят воздух. Ведь автобусы в семисоттысячном городе не могут просто встать и никуда не ехать.

Конечно, универсальный совет предприятиям сокращать расходы будет снова в ходу. Но что-то подсказывает, что бесконечно ужиматься без потери качества работы невозможно.

Оптимизацией в АТП-3 занимаются давно и успешно. Речь идет и о сокращении административно-управленческого персонала (АУП) и о сокращении непрофильных расходов. За последние 5 лет в АТП-3 численность АУП была снижена на 24%, с 220 до 168 сотрудников. При этом объем перевозок не изменился, а пассажиропоток, как отмечалось выше, вырос. На одну машину подвижного состава приходится 0,52 человека АУП. Это один из самых низких показателей по региону. Есть и примеры удачной оптимизации расходов в основной деятельности АТП-3. С 2014 г. убытки по дачным перевозкам удалось сократить в 8 раз, с 12 до 1,5 млн р. В этом году предприятие планирует отработать по этому направлению без убытка вовсе.

Совокупность всех приведенных выше проблем и жесткого режима экономии, который в конечном итоге выражается в неконкурентном уровне заработной платы, уже привела к «вымыванию» молодых кадров. Время, когда люди были готовы работать на голом энтузиазме, давно прошло. Однако здесь важно подчеркнуть одно обстоятельство: молодые специалисты, которые покинули АТП-3, востребованы на рынке труда. Причем многие из них трудоустраиваются на довольно высокие должности. Гордиться утечкой кадров не стоит, но в то же время это показатель того, что в АТП-3 были подготовлены специалисты высокого уровня. Из этого следует, что само АТП-3 не утратило потенциала и готово развиваться при условии адекватной политики, проводимой в отношении муниципального перевозчика.

Комментарии

Александр АБРАМОВ, директор МП г.о. Тольятти «ТП АТП №3»

- Работа по сокращению издержек предприятия ведется максимально аккуратно, но даже эти весьма непопулярные меры не способны дать необходимый экономический эффект, несмотря на все наши усилия, прилагаемые для обеспечения стабильности. Есть убыточные маршруты, есть социальные обязательства, от которых коммерческие перевозчики открещиваются как только могут. Но объективно мы приходим к тому, что нам становится не на чем больше экономить, кроме как на людях. Но когда начинаешь экономить на людях, резко увеличиваются затраты на запчасти и прочие расходы.