Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (618) | 20 марта 2017г.
 

Через своих

Холдинг «Самара Моторс» может уходить от налоговых обязательств

Георгий Кизельгур

5 апреля в апелляционной инстанции продолжится рассмотрение дела в рамках спора между ООО «Самара-Авто» и ИФНС России по Кировскому р-ну Самары. Автохолдинг пытается уйти от ответственности за совершенное, по мнению ИФНС, налоговое правонарушение. При этом «Самара-Авто» может формировать высокую расходную часть для снижения налогооблагаемой базы. Владельцами «Самара-Авто» выступают бизнесмены Вадим МЕЩЕРЯКОВ и Константин СТЕФАНОВ, также контролирующие холдинг «Самара Моторс» (СМ).

Против налоговой

В холдинг СМ входит ООО «Самара-Моторс», торгующее автомобилями Mercedes, и ряд финансовых фирм, в которые, не исключено, и может выводиться основная прибыль автодилеров под видом коммерческих расходов. Таким образом, Мещеряков и Стефанов имеют возможность уходить от налоговых обязательств.

22 декабря 2016 г. Арбитражный суд Самарской обл. удовлетворил требования возглавляемого Александром Михайловым «Самара-Авто» к ИФНС России по Кировскому р-ну Самары. «Самара-Авто» просило суд признать недействительным решение ИФНС № 11-12/08638 от 23 мая 2016 г. о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. «Самара-Авто» — крупная автомобильная компания, занимающаяся реализацией и техническим обслуживанием автомобилей нескольких марок. ИФНС оспорила вынесенное решение. 31 января апелляционная жалоба была принята к производству.

27 июля 2016 г. от «Самара-Авто» поступило ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения ИФНС о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу. В своем ходатайстве «Самара-Авто» указало, что в настоящий момент не имеет возможности исполнить требование налогового органа, поскольку у него отсутствуют свободные денежные средства на сумму, которую требуется доплатить в бюджет. «Общество не располагает денежными средствами в размере, достаточном для единовременного и быстрого погашения задолженности. Деятельность общества за последнее время также не приносит доходов, за счет которых можно было бы уплатить суммы, вменяемые налоговым органом. Досрочное истребование вменяемой суммы налоговой задолженности приведет к причинению налогоплательщику значительно большего ущерба, нежели просто уплата сумм налога, пени и штрафа», — говорится в материалах дела. «Автомобильный рынок РФ в настоящее время испытывает глубочайшее падение продаж, и большинство его участников находится на грани рентабельности или работает в убыток.

«Изъятие» у налогоплательщика такой существенной суммы, которая вменяется налогоплательщику оспариваемым решением налогового органа, мгновенно парализует хозяйственную деятельность налогоплательщика и приведет его к банкротству», — сообщается там же.

В то же время в материалах дела утверждается, что «финансовое положение общества устойчиво, а общество платежеспособно». Также у общества якобы имеется право требования задолженности по договорам займа № 01 -01 /1015 от 1 октября 2015 г., № 01-23/1215 от 25 декабря 2015 г. у ООО «Град-Авто» на общую сумму 100 млн р. В результате суд приостановил действие решения ИФНС, удовлетворив ходатайство «Самара-Авто».

Далеко не бедные

Тем не менее при изучении финансовой отчетности «Самара-Авто» становится понятно, что общество могло быть не слишком искренним в своих доводах относительно удовлетворения ходатайства об обеспечительных мерах. Все выглядит так, будто вполне благополучная компания предпочитает формировать себе внушительную расходную часть для снижения налогооблагаемой базы. Выручка общества за 2015 г. (данные за 2016 г. пока еще не раскрыты) составила 1,714 млрд р., что несколько меньше выручки по итогам 2014 г. — 1,829 млрд р. При этом валовую прибыль «Самара-Авто» опять «съели» коммерческие расходы. В результате в 2015 г. в бюджет было уплачено всего 114 тыс. р. налога на прибыль, чистая прибыль общества в конце года составила 61,2 млн р. По итогам 9 месяцев 2014  г. в бюджет было уплачено больше налога на прибыль — 1,212 млн р., в конце года «Самара-Авто» показало чистую прибыль в размере 59,9 млн р. Т.е. практика показывает, что по итогам трех кварталов отчетного года налогооблагаемая база у «Самара-Авто» минимальна, зато на начало следующего отчетного года «Самара-Авто» уже располагает достаточным количеством свободных денежных средств, чтобы рассчитаться с налоговиками без задержки. Но исполнять свои обязательства перед бюджетом не спешит.

Занимают своим

Владельцами «Самара-Авто» являются бизнесмены Константин Стефанов и Вадим Мещеряков — сын экс-бенефициара холдинга «Восток Лада» Игоря Мещерякова. Мещеряков-старший также был известен как партнер председателя правления ООО КБ «Эл банк» Анатолия Волошина. В свое время Игорь Мещеряков вместе с Ириной и Михаилом Кочережко владел холдингом СМ.

Головная компания холдинга СМ -ООО «Самара Моторс» — является официальным дилером Mercedes Benz в Самаре, и показатели у нее не менее внушительные, чем у «Самара-Авто». Но чистая прибыль общества по итогам 2015 г. составила всего 70 млн р. При этом общество с этой прибыли заплатило только 205 тыс. р. в виде налога на прибыль. Вероятно, так же как и «Самара-Авто», компания «Самара Моторс» может выводить всю прибыль через строку «коммерческие расходы». Они по итогам 2015 г. составили 75,5 млн р.

В холдинг СМ наряду с «Самара-Авто» и «Самара Моторс» входит еще ряд организаций, которыми также владеют Вадим Мещеряков и Константин Стефанов. Это ООО «СМ-Инвест», ООО «МБ-Самара», ООО «СМ-Финанс», ООО «СМ-Сервис». Несмотря на то, что в официальном профиле данных компаний указана розничная и оптовая торговля автотранспортными средствами, названия этих фирм намекают на то, что они оказывают некие финансовые услуги. Вероятно, именно в эти компании «Самара Моторс» и «Самара Авто» могли выводить основную массу средств, например в качестве займов. Эта версия подтверждается указанной в арбитражном процессе информацией по займу «Самара Авто» компании «Град-Авто», учредителями которой являются все те же Мещеряков и Стефанов. Т.е. «Самара Авто» удалось добиться обеспечительных мер, сославшись на право истребования долга с «Град-Авто». Едва ли истец при этом упомянул о том, что эти общества друг другу аффилированы, а долг, скорее всего, никто требовать не будет. Таким образом, перед Мещеряковым и Стефановым открывается возможность уходить от налоговых обязательств.

Характерно, что ситуация развивается на фоне того, что 2017 г. и 2018 г. для страны ожидаются по-настоящему тяжелыми (см. «Хронограф» №32 (602) от 24.10.16). По прогнозам, к тому времени резервный фонд может быть полностью исчерпан, поэтому благополучие граждан будет зависеть от того, как крупные предприятия предпочтут наполнять бюджеты всех уровней налогами. Если этого не произойдет, то оставшимся без налоговой поддержки органам власти будет не на что оказывать поддержку населению, что приведет к усилению очагов социальной напряженности. А ведь именно в 2018 г. в России состоятся президентские выборы. Социальная ситуация в этот период может оказаться губительной. По сути, не доплачивая налоги, любая крупная компания сегодня может создавать предпосылки для возникновения угрозы итогам президентских выборов. Подобные действия способствуют развитию отложенной социальной напряженности.