Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (616) | 6 марта 2017г.
 

Вверх дном

Авария с участием пожарной машины вскрыла проблемы в региональном главке МЧС

Егор Кошеров

28 февраля в Самаре произошло крайне необычное дорожно-транспортное происшествие, которое, «прославило» регион на всю страну. В сети Интернет большую популярность набирает забавный видеоролик, где самарские пожарные заливают пеной пожарную машину, которая во время движения опрокинулась на бок. Курьезность ситуации заключается в том, что автомобиль завалился буквально на ровном месте. Подобные случаи со спецтехникой обычно говорят о безобразной организации рабочего процесса. Похоже, начальник ГУ МЧС России по Самарской обл. Олег БОЙКО (на фото) не способен навести порядок в подведомственных структурах.

Пожарное ралли

На прошлой неделе пользователи социальных сетей очень бурно обсуждали весьма удивительное ДТП, которое до сих пор не знала Самарская обл. В центре внимания оказался пожарный автомобиль, который перевернулся во время движения в пос. им. Шмидта (пос. Запанской) Железнодорожного р-на Самары. «В первой половине дня на ул. Неверова перевернулась пожарная автоцистерна марки «Урал». В результате аварии у машины пробило топливный бак. Солярка вытекла на проезжую часть. Чтобы избежать возгорания, спасатели залили автомобиль пеной. Как сообщают очевидцы, пожарных зажало в кабине. Им помогли выбраться коллеги, прибывшие на место ЧП», — сообщил в тот же день паблик «Самарские происшествия». Там же отмечалось: «Пожарная машина принадлежала добровольной пожарной команде п. Шмидта... В тот момент в поселке горел частный дом. Пожарные ликвидировали горение своевременно. Жертв и пострадавших в результате пожара допущено не было».

В социальной сети «ВКонтакте» был размещен любительский видеоролик происшествия, на котором хорошо видно, как пожарные тушат пожарную машину. Событие произвело широкий общественный резонанс. Видеоролик мгновенно набрал более 24 тыс. просмотров. Ветка с этим видео собрала более 160 комментариев (https://vk.com/wall-81824379_1916405). Основной вопрос, который волновал пользователей соцсетей, заключался в том, как получилось, что такой массивный автомобиль, как пожарная машина, оказался на боку? Озвученная информация позволяет сделать вывод о том, что помехи движению пожарному автомобилю «Урал» никто не создавал, а необходимости мчаться не бешеной скорости у него не было -команда уже возвращалась с объекта. В таких случаях обычно ссылаются на «человеческий фактор». Однако следует обратить внимание, что такая авария произошла не где-нибудь, а именно в Самарской обл., где уже накопилась масса вопросов к начальнику регионального главка МЧС Олегу Бойко. Именно его ведомство курирует не только штатных пожарников, но и работу добровольных пожарных формирований.

Добровольцы из МЧС

Инциденты, подобные тому, который произошел в Самаре, не случайны. Они представляют собой закономерный итог системного сбоя в организации управления структурами, в распоряжении которых находится такая спецтехника. По информации источников Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», перевернувшийся «Урал» находится в собственности у администрации г.о. Самара. Городская власть купила его в 2013 г. за 4,5 млн р. специально для нужд добровольной пожарной команды (ДПК) в пос. им. Шмидта. Она была сформирована вместо Пожарной части №66, которая в 2012 г. была переведена из пос. им. Шмидта в г.о. Чапаевск. Добровольцам машина была передана в безвозмездное пользование. Кроме того, администрация г. о. Самара выделила денежные средства в размере 5 млн р. в целях обеспечения средствами индивидуальной защиты личного состава указанного формирования (см. «Хронограф» №23 (467) от 8.07.2013).

Следует признать, что администрация Самары в целом очень серьезно подходит к осуществлению противопожарных мероприятий на территории города. Принята специальная муниципальная целевая программа «Пожарная безопасность г.о. Самара» на 2014-2018 гг.

По этой программе из бюджета г.о. Самара ежегодно выделяются субсидии некоммерческим организациям, созданным в форме общественных объединений пожарной охраны. Организации, которые получают поддержку в рамках данной программы, также известны. Администрация Самары заключила соглашения с общественным учреждением «ДПК Самарской обл.» и с общественной организацией г.о. Самара «Добровольная пожарная команда международного аэропорта «Курумоч» (ДПК МАК). В рамках соглашений указанные общественные объединения пожарной охраны обязались нести службу и обеспечивать пожарную безопасность. «ДПК Самарской обл.» — в пос. им. Шмидта, а ДПК МАК — в пос. Береза Красноглинского р-на. Об этом сообщал официальный печатный орган администрации г. о. Самара «Самарская газета» (http://sgpress.ru/Vlast_/Vladimir-Mostovoj-Zaplanirovannoe-vypolneno-na73467.html). По информации ОАЕ «Хронограф», львиная доля средств по упомянутой программе достается «ДПК Самарской обл.».

По иронии судьбы, перевернувшийся пожарный автомобиль находился в пользовании как раз у главного бенефициара городской программы. ДПК в пос. Шмидта представляет собой одно из подразделений «ДПК Самарской обл.», директором которой является Александр Кадьян. Учредителем «ДПК Самарской обл.» выступает Самарское областное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (СОО ВДПО). Председателем Совета СОО ВДПО является Олег Шалаев. Он же занимает должность начальника ФАУ ДПО «Самарский учебный центр федеральной противопожарной службы» (ФАУ ДПО «Самарский учебный центр ФПС»). ФАУ ДПО «Самарский учебный центр ФПС» является учреждением МЧС России.

Олег Шалаев на должность руководителя ФАУ ДПО Самарский учебный центр ФСП» был назначен в конце 2015 г. начальником Главного управления (ГУ) МЧС России по Самарской обл. Олегом Бойко. Таким образом, непосредственным куратором ДПК в пос. Шмидта в структуре МЧС является Олег Шалаев. Указанное формирование фактически находится в оперативном управлении ГУ МЧС России по Самарской обл. Более того, даже личный состав ДПК в пос. Шмидта укомплектован кадрами из пожарной части №3, которая базируется в Самарском р-не Самары. «В поселке им. Шмидта круглосуточно работают четыре бригады по три человека — в свободное от основной работы (в пожарной части №3) время. Добровольцы хорошо экипированы. Есть и спецтехника — машина «Урал» с цистерной на шесть тонн воды», — писала «Самарская газета» в одной из своих публикаций (http://sgpress.ru/Obschestvo/V-boj-s-ognem76654.html). Получается весьма интересная картина. Огнеборцы пожарной части МЧС в рабочее время являются полноценными сотрудниками, а в «свободное время» они — добровольцы в пос. Шмидта. Что же их заставляет тратить свое свободное время на добровольную службу?

Возникает предположение, что жертвовать свободным временем их побуждает вышестоящее руководство во главе с Олегом Бойко. Трудно представить, что высокопоставленные должностные лица МЧС не отдавали себе отчет в том, к каким последствием может привести подобная практика. У огнеборцев есть строгое правило: пожарный должен быть сытым и выспавшимся. Если данные условия не выполнены, то это негативно сказывается на физическом и морально-психологическом состоянии бойца, который в любой момент должен быть готов к выполнению задачи по спасению людей и тушению пожара в экстремальных условиях. В таких ситуациях потеря концентрации недопустима. Однако о какой концентрации может идти речь, если укротителям огня чуть ли не круглосуточно приходится дежурить то в пожарной части, то в команде добровольцев.

И даже не важно, идут ли они на это из-за низких зарплат или здесь всему виной прихоть вышестоящего начальства. Утомление на столь ответственной службе может заявить о себе в любой момент. Вполне возможно, что потеря пожарной машины «Урал» стала следствием данного фактора.

ДТП на ровном месте дает повод для размышлений и над другими вопросами. Если все-таки свою роль сыграл человеческий фактор, то впору задуматься над тем, как часто «добровольцы» из-под крыла МЧС проходят профессиональную переаттестацию и процедуру повышения квалификации? Олег Шалаев как начальник ФАУ ДПО «Самарский учебный центр ФПС» должен держать эти вопросы на контроле. Если же имела место техническая неисправность пожарной машины, то тут возникает вопрос о том, насколько регулярно проводится техническое обслуживание спецтехники добровольных пожарных объединений. Так или иначе, остается лишь недоумевать, куда и на какие цели под присмотром Олега Шалаева, ставленника Бойко, расходуются денежные средства, которые получает «ДПК Самарской обл.» из бюджета города. Вполне возможно, что на бумаге все выглядит гладко, только в реальности денежные средства, которые предназначаются на содержание добровольных пожарных команд, расходуются, мягко говоря, не совсем эффективно.

Запанской в огне

Между тем ДПК пос. Шмидта пожарной машиной больше не располагает. Характер повреждений говорит о том, что автомобиль, вероятнее всего, больше не пригоден для эксплуатации и подлежит списанию. Загубленный «Урал» был фактически единственной технической единицей соответствующего назначения, которая обеспечивала противопожарную безопасность в пос. им. Шмидта. Сложность выполнения этой задачи заключается в том, что пос. Запанской находится на окраине г.о. Самара за двумя железнодорожными переездами (что существенно увеличивает время подъезда туда пожарных расчетов) и более чем на 90% состоит из ветхих и деревянных строений, которые представляют большую пожароопасность.

В деревянных домах прописано, по некоторым подсчетам, от 5 до 7 тыс. человек. В поселке есть два муниципальных образовательных учреждения, где обучается около 600 детей. Потеря пожарной машины создает крайне опасную ситуацию, при которой отсутствует техническая возможность быстро и своевременно ликвидировать пожары в поселке, что в целом угрожает жизни и здоровью его жителей. С учетом вышесказанного следует вывод, что ответственность за утрату пожарной машины «Урал» полностью лежит на структурных подразделениях ГУ МЧС по Самарской обл. во главе с Олегом Бойко.

Последствия не заставили себя долго ждать. Уже 2 марта в Запанской произошел крупный пожар. На ул. Неверова загорелся частный дом. «На тушение пожара выезжали пожарные подразделения в составе: 13 человек личного состава и 3 единицы техники», — говорится в оперативных сводках ГУ МЧС России по Самарской обл. О пострадавших там ничего не сообщается. Тем не менее некоторые СМИ отмечают, что жертв избежать не удалось. «В результате происшествия погиб 51-летний мужчина. Сейчас специалисты устанавливают причины пожара», — передает подробности случившегося городской информационный портал «63.ru». Возможно, трагедии можно было бы избежать, если бы ДПК пос. Шмидта на днях не потеряла свою единственную пожарную машину. Без нее они могут приступать к локализации возгорания только лишь при помощи ближайшей водокачки и подручных средств. Эффекта от таких действий может не быть вовсе. В таких случаях остается лишь надеяться на скорое прибытие пожарного расчета «с большой земли». К сожалению, в таких ситуациях промедление в прямом смысле смерти подобно. Что, собственно, и случилось. Однако следует полагать, что Бойко и Шалаеву сегодня нет никакого дела до подобных «мелочей».