Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (614) | 13 февраля 2017г.
 

Роман Пожидаев:

Бюджет надо пополнять увеличением налогооблагаемой базы

Алиса Кирсанова

Специалисты мэрии Тольятти инициировали положение, регламентирующее рост арендных платежей под строящимися объектами в 10 раз. После встречи со строителями депутаты Думы г.о. Тольятти (ТГД) 1 февраля исключили из повестки заседания данный вопрос. У ключевых строительных компаний города есть серьезные опасения, что указанный вопрос в комплексе с экономической ситуацией может привести к полной стагнации жилищного строительства, росту безработицы и снижению инвестиционной привлекательности Тольятти. В условиях становления Территории опережающего развития (ТОР) в Тольятти дискредитировать инвестиционный облик города просто недопустимо — об этом в интервью «Хронографу» рассказал директор по строительству ООО «Опытный завод «СМиК» Роман ПОЖИДАЕВ.

- Роман Юрьевич, в ходе заседания комиссии ТГД по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию 31 января вопрос об изменении арендной платы за использование земельных участков под строительство сплотил и возмутил участников строительной отрасли. Каковы последствия повышения арендных платежей для строительной отрасли в Тольятти?

- Всем известно, что показатель объема сданного в эксплуатацию жилья является одним из ключевых показателей социально-экономического развития территории. Чем выше показатели, тем динамичнее развивается наш город, область и наша страна. Каждый участник строительной отрасли это четко осознает. Мы никогда не были разрозненной группой. Ведь от добросовестной работы каждого зависит конечный результат. И сегодня, когда появилась инициатива мэрии увеличить арендные платежи под строящимися объектами в 10 раз, нам приходится со всех трибун говорить о, казалось бы, весьма очевидных вещах: стройка в Тольятти на грани выживания. Но от нее во многом зависит благополучие и развитие территории.

Такой патовой ситуации в строительстве не было со времен перестройки. Строительных компаний в городе почти не осталось. Небольшими объемами сегодня строит «Лада-Дом», «Единение», ТСЗ. Но и у тех, кто еще строит, объемы упали в 6-8 раз. Фундаменты новых домов в 2016 г. уже не закладывались. И на 2017 г. пока не планируются. Можно ожидать, что по итогам 2017 г. объемы по вводу жилья в эксплуатацию Тольятти получит благодаря вводу так называемых проблемных объектов. На 2018 г. не запланировано по строительству нового жилья практически ничего. Объекты соцкультбыта прекратили строить в 2014 г. В2015 г. прекратилось промышленное строительство. Застройщики уже в разы сократили численность штатов. Соответственно, нет работы у заводов-производителей стройматериалов. У нас в городе 3 кирпичных завода и 4 завода железобетонных изделий (ЖБИ). Все они работают на 20-30% от мощности. Там было занято около 4000 тольяттинцев. У всех предписания от энергетиков на уплату долгов. У всех начисленные, но неуплаченные налоги. Все строители сегодня в одной лодке. Почти никто не работает.

- С учетом уже сказанного складывается впечатление, что у строительной отрасли в Тольятти нет никаких перспектив...

- Проблемы появились не вчера, но мы готовы планировать свою текущую работу таким образом, чтобы завтра, когда изменятся экономические условия, быть готовыми выйти на объемы 2015 г. Сегодня все помнят те рекордные показатели по вводу жилья в эксплуатацию, которые Тольятти дал региону. И мы готовы работать на это.

Весь город работает на это. В Тольятти есть особая экономическая зона. С каждым годом растет от нее отдача. Но кардинально она на массовую занятость жителей Тольятти пока не влияет. Прекрасная вещь ТОР. Появляются первые резиденты. Но отдача от ТОР будет не в 2017 г. и даже не в 2018 г. А жителям города нужно где-то работать сейчас и кормить свои семьи.

В Тольятти, несмотря на то что нет официальной ужасающей статистики, ситуация очень сложная. Люди уезжают в другие регионы, реальную безработицу в большей степени отражает растущее количество мелкой преступности, нежели данные службы занятости. У населения нет уверенности в завтрашнем дне. Ему не до покупки жилья. Сейчас себестоимость строительства в Тольятти одного квадратного метра жилья — 34-36 тыс. р. за 1 кв. м. При этом его вынуждены продавать по 29 тыс. р. В Сызрани, в Новокуйбышевске совсем другая картина. Там цена ниже 40 тыс. р. за 1 кв. м не падает.

Учитывая, что в текущей экономической ситуации жилье в Тольятти может продаваться только дешевле себестоимости, застройщики хотят и материалы покупать дешевле себестоимости. Наш завод сегодня продает ЖБИ по цене 2007 г. Это притом, что за десять лет существенно выросла стоимость энергоресурсов и перевозок. Вынуждены работать в убыток, чтобы хоть как-то сохранить коллектив и дожить до лучших времен.

На этом фоне такой резкий рост арендных платежей под строящимися объектами, который предложила мэрия Тольятти, не посилен никому. Для крупных строительных площадок это может стать и вовсе приговором. Мы на заводе боремся за снижение себестоимости ЖБИ, пусть даже на 50 р. на один куб. Это на квадратный метр жилья 15 р. И строители нас за эти деньги тиранят.

Значит, для них это важно... Если рост аренды произойдет, то себестоимость квадратного метра жилья вырастет на 2500 р. А чиновники мэрии говорят, что это якобы никак не должно повлиять. Согласиться с аргументом мэрии, что это делается для скорейшего освоения застройщиками строительных площадок, сложно. Спрос в городе на жилье упал критически. Зачем строить то, что не покупается? Завтра просто не на что будет строить. Мы знаем, что в прошлом году несколько строительных компаний Тольятти ушли в банкротство... Теперь они не будут ничего платить: ни аренду, ни соцотчисления, ни НДФЛ. Будут обманутые дольщики. Это дополнительная нагрузка на бюджет. Но город строителям предлагает другой вариант. Просто отказаться от площадок. А как это сделать, когда уже потрачены деньги на проекты, на коммуникации? Строители могут стать заложниками такой позиции города. Желание таким образом пополнить бюджет непонятно.

Бюджет надо пополнять увеличением налогооблагаемой базы, чтобы работало больше предприятий, росли отчисления по НДФЛ. А после таких решений Тольятти может получить новую волну сокращений. Где польза? Никакой. Смысл нагружать тех, кто и так работает в убыток? Хорошо, что депутатский корпус об этом задумывается и поддерживает нас, строителей.

- Активное развитие строительной отрасли, как правило, возможно при общей инвестиционной привлекательности территории. Какое у города отношение к инвесторам?

- Любые вложения должны быть прежде всего возвратными и прибыльными. Чем длиннее сроки возврата, тем менее привлекательным для инвестора считается проект. Как показывает ряд публичных слушаний, там, где обсуждаются перспективы реализации того или иного объекта в Тольятти, жители нашего города чуть ли не за каждой стройкой видят не развитие города и создание новых рабочих мест, а некие угрозы своего будничного существования.

Складывается ощущение, что такое мнение населению кто-то целенаправленно навязывает. Ведь осознанно противостоять развитию в период резкого падения экономики города — это сродни самоубийству. И на практике получается, что инвестор в Тольятти должен пройти сквозь огонь и воду, чтобы доказать каждому то, что моногород еще способен расти и развиваться.

Хочу привести яркий пример отношения в городе к инвестиционным проектам. У всех на слуху проект застройки «Золотой берег». Проект строился на инвестиционные ресурсы. У него нет обманутых дольщиков. В этом микрорайоне нет плотной застройки. Нет проблем с парковочными местами, с инженерной инфраструктурой. И участок, и строения зарегистрированы в регпалате. Соблюдена водоохранная зона Куйбышевского водохранилища. В результате реализации проекта «Золотой берег» Тольятти получил красивый объект с прекрасно благоустроенной территорией, с красивой облагороженной городской набережной. Летом волейбольная площадка и пляж всегда полны посетителей. У тольяттинцев появилась новая традиция. Теперь свадебные кортежи обязательно заезжают туда. Фотографируются. Там много выездных регистрации брака. Сегодня почему-то, когда говорят о «Золотом береге», никто не вспоминает, что до прихода инвестора там была необитаемая, захламленная территория, напоминающая свалку мусора. На начало строительства берег был весь подмытый, деревья падали в воду, вся территория была в ужасном состоянии. Сегодня даже вспомнить трудно, сколько времени эта территория была никому не нужной. Теперь это красивый и современный объект. Инвестор там основательно подошел к проекту. С точки зрения дизайна, благоустройства территории застройки и прилегающей лесной территории, а также укрепления и благоустройства береговой линии. Хотя пляж — это не территория «Золотого берега». Это муниципальная собственность. Но тем не менее расходы и капитального характера, и текущего содержания несет «Золотой берег». Нам хорошо известны нюансы реализации данного проекта, т.к. СМиК поставлял ЖБИ на строительство объектов «Золотого берега».

Есть мнение, что «Золотой берег» построен на берегу и прочее. Так говорят только те, кто ни разу там не был. Проход есть и через территорию «Золотого берега», и сбоку, по пляжу. Береговая зона не отгорожена, не является частной собственностью. Однако на всех общественных слушаниях находятся граждане, которые заявляют обратное... Стоит напомнить, что несколько лет назад эксперты ОНФ делали выездную проверку по доступу граждан на набережную в районе «Золотого берега» и никаких нарушений не было выявлено.

Пару лет назад у инвесторов «Золотого берега» были планы по благоустройству прилегающей к проекту лесной территории. Там хотели создать городской парк отдыха для всех тольяттинцев... Но отношение городской общественности к проекту, видимо, дало понять, что эти вложения не только не будут оценены, но и повлекут новый шквал критики. Любой инвестор, наблюдая сложившуюся вокруг «Золотого берега» ситуацию, может прийти к неутешительному для тольяттинцев выводу — городу не нужны инвестиции. Но ведь это не так.

Сегодня руководители предприятий строительной отрасли Тольятти объединились, чтобы привлечь внимание общественности к последствиям повышения арендной платы за землю под строящимися объектами. Мы готовы работать на благо России и города. Мы уверены, что текущие трудности останутся позади. Наш президент Владимир Владимирович Путин в своем ежегодном послании 1 декабря дал всем россиянам понять, что такая гражданская позиция сегодня нужна стране. Депутаты ТГД, особенно председатель Дмитрий Микель и Борислав Гринблат, нас услышали и поддержали. Слово за исполнительной властью.