Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (612) | 30 января 2017г.
 

«Маяк-Стройинвест» на грани

Банкротство застройщика приведет к появлению новых обманутых дольщиков

Егор Кошеров

24 января состоялось первое заседание в рамках судебного процесса о банкротстве известного самарского застройщика — ООО Фирма «Маяк-Стройинвест», генеральным директором которого является Владимир БОРИСОВ. «Маяк-Стройинвест» до появления в компании Борисова приобрел имидж одного из самых стабильных предприятий отрасли, занимающегося застройкой исторического центра Самары. Стартовавший процесс банкротства «Маяк-Стройинвеста» должен насторожить не только потенциальных покупателей жилья, но и компетентные органы, отвечающие в Самарской обл. за ситуацию с обманутыми дольщиками.

Дело № А55-31124/2016 о несостоятельности «Маяк-Стройинвеста» было возбуждено Арбитражным судом Самарской обл. 26 декабря 2016 г. по заявлению физлица. Из документов, раскрытых судом, известно, что кредитор мотивировал заявление «неисполнением обязательства из договора о долевом участии в строительстве от 17 апреля 2015 №13-ЖД/4.1». Сумма, в которую были оценены требования к «Маяк-Стройинвесту», превышает 3 млн р.

Непосредственно в заявлении речь идет о долевом участии в строительстве многоэтажного жилого дома в границах ул. Самарской, Полевой, Садовой и Чкалова. Это одна самых привлекательных застраиваемых территорий в Самаре. Многие граждане хотели бы видеть себя владельцами жилья в этом квартале. По сути, потенциальный дольщик доверился репутации «Маяк-Стройинвеста», заложенной еще в бытность прежнего генерального директора компании Александра Алешина.

Из пояснений заявителя известно, что во исполнение условий договора в кассу «Маяк-Стройинвеста» было внесено 3,1 млн р. в качестве инвестиции в строительство жилого дома. Далее события развивались не в пользу инвестора. Получив деньги, представители «Маяк-Стройинвеста» начали демонстрировать откровенную волокиту в процессе государственной регистрации сделки. Иными словами, сегодняшний оппонент «Маяк-Стройинвеста» так и не был удостоен официального статуса дольщика.

В эту ветхую «новостройку» уже успели вложиться ряд доверчивых дольщиков
В эту ветхую «новостройку» уже успели вложиться ряд доверчивых дольщиков

После неоднократных и безуспешных обращений в администрацию «Маяк-Стройинвеста» о необходимости государственной регистрации сделки несостоявшийся дольщик потребовал вернуть деньги. Несложно догадаться, что требование не было удовлетворено. Инвестору ничего не оставалось, как отстаивать свои права через суд. 31 мая 2016 г. Октябрьским районным судом г. Самары было принято решение о взыскании с «Маяк-Стройинвеста» суммы задолженности. Казалось, на этом в отношениях с «Маяк-Стройинвестом» можно было поставить точку. Однако еще в ходе процесса, рассмотренного федеральным судом, представители «Маяк-Стройинвеста» сетовали на тяжелую финансовую ситуацию в компании и неготовность вернуть деньги единовременно. На этом фоне появление процедуры банкротства «Маяк-Стройинвеста» уже тогда можно было считать неизбежным.

Причем, что весьма существенно, это лишь один из примеров, взаимодействия «Маяк-Стройинвеста» с клиентом. Сколько еще подобных фортелей могло организовать руководство строительной компании, доподлинно не известно. Ведь далеко не каждый гражданин, считающий себя обманутым, решится ввязаться в судебные тяжбы. Зачастую недобросовестный застройщик может делать ставку именно на такое развитие событий.

Между тем известно, что не потеряла актуальности перспектива уголовного преследования генерального директора и совладельца «Маяк-Стройинвеста» Владимира Борисова. Последний разработал и реализовал весьма примечательную схему сбора денег с потенциальных дольщиков. Борисов вместо прямых договоров долевого участия начал заключать с гражданами договоры о намерениях.

В этих договорах указывалась сумма привлекаемых средств, но вместо прошедшего государственную регистрацию документа человек получал на руки бумажный лист с информацией о том, что «стороны договорились о намерении подготовить и заключить в последующем договор о долевом участии в строительстве».

В заявлении, направленном в ОП №5 УМВД России по г. Самаре утверждается, что Борисов при заключении договоров о намерениях получал деньги от граждан. В этом же заявлении говорится, что в дальнейшем Борисов мог вносить собранные деньги в кассу общества под видом оказываемой финансовой помощи. Если верить формулировкам заявителя, то помощь «Маяк-Стройинвесту» оказывал сам Борисов, причем деньгами людей, пожелавших стать дольщиками.

В то же время было бы неверно выставлять Борисова ответственным за все деяния, происходящие вокруг «Маяк-Стройинвеста». Безусловно, Борисов числится в ЕГРЮЛ единоличным исполнительным органом компании. Но в то же время не стоит сбрасывать со счетов присутствие других ключевых менеджеров «Маяк-Стройинвеста» — бухгалтера Ольги Петровой и юриста Ивана Кучера. Т.е. функционирование «Маяк-Стройинвеста» обеспечивает устойчивая группа менеджеров.

Вряд ли Борисов лично составляет финансовые отчеты компании или готовит отзывы на исковые заявления. Зато фамилия Кучера фигурирует в судебных разбирательствах с участием «Маяк-Стройинвеста». Причем доверенность на право представлять интересы «Маяк-Стройинвеста» позволяет Кучеру подписывать документы от имени компании. Нельзя исключать того, что Кучер может подменять генерального директора при заключении договоров. Грамотный бухгалтер и юрист могут обеспечить необходимый правовой буфер.

Так или иначе, факт остается фактом: дело о банкротстве «Маяк-Стройинвеста» набирает обороты. Наверное, только очень наивный человек решится в такой ситуации вкладывать средства в проекты потенциального банкрота.