Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (605) | 21 ноября 2016г.
 

Санкции ужесточаются

Ранее зависимые от Ростеха «Гидроавтоматика» и «Агрегат» выпадают из его проектов

Андрей Неретин

12 декабря состоится внеочередное общее собрание акционеров ОАО «Гидроавтоматика». Пройдет оно уже без участия Госкорпорации (ГК) «Ростех», продавшей свои пакеты акций в «Гидроавтоматике» и ОАО «Агрегат». Ростех избавился от акций под предлогом реализации «непрофильных активов». Якобы самарские предприятия не участвуют в реализации таких программ, как создание пассажирского авиалайнера МС-21, хотя ПАО «Корпорация «Иркут» официально заявляла об обратном. Похоже на то, что генеральный директор Ростеха Сергей ЧЕМЕЗОВ (на фото) решил усилить санкции в отношении Самарской обл., полностью отодвинув авиастроительный куст региона от перспективных проектов.

1 сентября т.г. холдинг «Технодинамика» (входит в суперхолдинг Ростех) заявил о том, что выставил на продажу принадлежащие ему пакеты акций самарских предприятий «Гидроавтоматика» и «Агрегат». На тот момент «Технодинамика» контролировала 25,5% долей в уставном капитале (или 33,9% обыкновенных акций) в «Гидроавтоматике». В «Агрегате» холдинг владел долей в уставном капитале и пакетом обыкновенных акций в размере 25,01%. Суммарная стартовая цена пакетов акций составила 249 млн р.

Официальное заявление холдинга «Технодинамика» сопровождалось пояснением о том, что доли в самарских предприятиях были выставлены на продажу в рамках программы реализации непрофильных активов. «К непрофильным активам относятся организации, не задействованные в основных направлениях деятельности холдинга. Так, разработки «Агрегата» не вошли в состав изделий, поставляемых на борта перспективных самолетов МС-21, SSJ-100, ПАК-ФА, Ил-76МД-90А, участие в которых холдинг рассматривает в качестве одной из основных стратегических целей. У «Гидроавтоматики», которая специализируется на выпуске авиационной арматуры, также нет уникальных для холдинга технологий и компетенций», — сообщала «Технодинамика». Данное заявление прямо противоречит той информации, которая ранее была предоставлена корпорацией «Иркут» в распоряжение редакции Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф».

Необходимо напомнить, что именно «Иркут» занимается реализацией проекта «МС-21». Руководитель департамента PR корпорации «Иркут» Елена Федорова в своем официальном ответе от 6 июля 2016 г. представила исчерпывающую информацию по вопросу вовлечения самарских предприятий в кооперацию по разработке и изготовлению пассажирского самолета МС-21. Как следует из ее ответа, и «Гидроавтоматика», и «Агрегат» принимали активное участие в этом процессе. «ОАО «Гидроавтоматика» поставляет агрегаты (термоклапан, аварийный переключатель для воздуха) и компоненты гидравлической системы; ОАО «Агрегат» поставляет агрегаты (клапаны обратные воздушные, клапаны предохранительные двойного действия, краны сливные и электропневмоклапаны, также прорабатывается вопрос сотрудничества по клапанам, клапанам-наконечникам и отсечным клапанам для гидросистемы) и компоненты гидравлической системы», — сообщала Федорова.

Получается довольно странная ситуация. В Ростехе утверждают, что самарские авиастроительные предприятия не обладают «компетенциями», позволяющими им принимать участие в проекте «МС-21», а корпорация «Иркут» уверяет в обратном. Есть две версии. Либо Ростех блефует, рассказывая широкой общественности басни про «непрофильные активы», либо к сентябрю «Гидроавтоматика» и «Агрегат» были выкинуты из кооперации по разработке и изготовлению пассажирского авиалайнера МС-21. Впрочем, и тот и другой случай можно было бы расценивать как санкции Ростеха в отношении Самарской обл.

Ранее ОАЕ «Хронограф» уже обращал внимание на то, что в проект по созданию МС-21 не был вовлечен самарский двигателестроительный куст в лице ПАО «Кузнецов», который уже давно разработал и изготовил двигатель, вполне подходящий для оснащения данного воздушного судна (НК-93). Однако Ростех во главе с Чемезовым вместо того, чтобы воспользоваться готовой наработкой, поручил изобретать велосипед пермским предприятиям ОАО «Авиадвигатель» и ОАО «Пермский Моторный Завод». Этим «велосипедом» стал двигатель ПД-14, который по своим характеристикам не лучше НК-93 (см. «Хронограф» №20 (590) от 27.06.16). Теперь от проекта «МС-21» отодвинуты «Гидроавтоматика» и «Агрегат». Прозвучавшее заявление «Технодинамики» означает, что руководство Ростеха больше не видит их в кооперации по «МС-21». Все это выглядит как расширение санкционного списка, в котором помимо «Кузнецова» теперь фигурируют «Гидроавтоматика» и «Агрегат».

Выставленные на продажу пакеты акций «Гидроавтоматики» и «Агрегата» приобрел Дмитрий Моисеенко. Он известен как доверенное лицо известного самарского бизнесмена Алексея Леушкина. По последней информации, часть акций «Гидроавтоматики» Моисеенко продал партнеру Леушкина Сергею Пяткину, которому до этого принадлежало 9,93% уставного капитала и 10,08% обыкновенных акций. После сделки у Моисеенко осталось 15,45% уставного капитала и 20,6% обыкновенных акций. У Пяткина доля участия в уставном капитале теперь составляет 15,94%, а количество обыкновенных акций «Гидроавтоматики», принадлежащее ему, выросло до 18,3%. Следует отметить, что основным бенефициаром предприятия остается Леушкин. Ему принадлежит 31,53% уставного капитала и 32,67% обыкновенных акций «Гидроавтоматики». Таким образом, предприятие практически полностью оказалось под контролем Леушкина и его команды. Не понятно только, что они будут делать без заказов Ростеха.