Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (600) | 10 октября 2016г.
 

Битва за нефтебазу

Новый руководитель Самаранефтепродукта унаследовал большие проблемы

Андрей Неретин

11 октября в Арбитражном суде Самарской обл. стартует разбирательство, от исхода которого во многом зависит дальнейшая судьба Сызранской нефтебазы АО «Самаранефтепродукт» (СНП). Нижневолжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (НВБУ ФАВР) выступает против использования водного участка, прилегающего к причалу нефтебазы. Одновременно усилила натиск прокуратура, которая затеяла спор в арбитраже. Если новый генеральный директор СНП Андрей МЯЧЕВ не сможет отстоять нефтебазу, то, скорее всего, в дочерней компании ПАО «Роснефть» за этим последует очередная ротация руководящего состава.

Сызранская нефтебаза представляет собой один из важнейших активов СНП. Здесь производится прием, хранение и отпуск моторного топлива, которое реализуется мелкооптовым потребителям. Происходит это как железнодорожным транспортом, так и речным. Для этого нефтебаза располагает соответствующей транспортной инфраструктурой. На правах собственности «дочке» Роснефти принадлежат подъездные железнодорожные пути. Также в распоряжении СНП находится причал на берегу Волги, где нефтепродукты отгружаются в речные танкеры. К слову, до недавнего времени Сызранская нефтебаза находилась на балансе ОАО «Самара-Терминал», которое, как и СНП, было дочерним предприятием Роснефти. Однако в апреле 2016 г. «Самара-Терминал» прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к СНП. Как оказалось, вместе с активами реорганизованного предприятия СНП унаследовало массу судебных разбирательств с надзорными органами.

Не так давно в Арбитражном суде Самарской обл. завершилось разбирательство, в ходе которого СНП как правопреемник ООО «Самара-Терминал» требовало признать незаконным и отменить постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности (УГАН) по ПФО от 12 января 2016 г.

По этому постановлению «Самара-Терминал» было привлечено к административной ответственности за нарушения в области транспортной безопасности. Они были выявлены в ходе совместной проверки, которую в ноябре 2015 г. проводили УГАН и Сызранская транспортная прокуратура. Выяснилось, что «Самара-Терминал» не обеспечило проведение оценки уязвимости железнодорожного пути Сызранской нефтебазы. Также не был разработан и не направлен на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта план обеспечения транспортной безопасности находящегося на балансе причала. В судебных документах отмечалось, что все это негативно влияет на уровень антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и создает угрозу для жизни и здоровья как работников, так и всех жителей г.о. Сызрань. Впрочем, суд решил, что принятые меры в отношении «дочки» Роснефти были слишком суровыми, поэтому ограничились устным замечанием (см. «Хронограф», №20 (590) от 27.06.16).

Судя по всему, на этом закончился лишь первый этап эпопеи вокруг Сызранской нефтебазы. К этому времени в СНП уже сменился генеральный директор. В мае 2016 г. вместо Андрея Жесткова на эту должность был назначен Андрей Мячев. Теперь ему предстоит разбираться с проблемами, которые оставил после себя Жестков.

Видимо, вопросы транспортной безопасности на Сызранской нефтебазе взволновали НВБУ ФАВР. Одно из решений этого ведомства СНП сегодня пытается оспорить в арбитраже. Как следует из материалов дела, 5 августа 2016 г. СНП обратилось с заявлением о предоставлении в пользование части акватории р. Волги Саратовского водохранилища, расположенного в г. Сызрани,

«для использования водного объекта с целью эксплуатации причала». Однако НВБУ ФАВР под руководством Анатолия Быкова в своем решении от 24 августа отказалось предоставлять водный участок. Такое решение способно парализовать всю работу причала Сызранской нефтебазы. Без права пользования водным объектом работа такого важного транспортного узла, как причал, может быть просто заморожена. В противном случае СНП придется платить штрафы за незаконное использование участком акватории, на котором располагается объект.

В случае же если причал «заморозят», то это может привести к тому, что работа всей Сызранской нефтебазы будет дестабилизирована. В итоге под угрозой срыва окажутся контракты по поставкам нефтепродуктов. Ущерб мог бы быть колоссальный. Вполне возможно, что руководство Роснефти за подобного рода провал приняло бы очень жесткие меры в отношении Андрея Мячева. Не исключено, что это могло бы стоить ему должности, которую он занял совсем недавно. Поэтому неудивительно, что СНП обратилось в арбитраж с требованием признать незаконным решение НВБУ ФАВР. Предварительное судебное заседание намечено на 11 октября.

На этом фоне новый удар наносит прокуратура. Прокурор Сызранского р-на обратился в арбитраж с заявлением, в котором требует привлечь СНП к административной ответственности по ч.5 ст.9.5 КоАП РФ. Она предусматривает наложение штрафа за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию. О каком объекте идет речь — в материалах дела пока не раскрывается.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.