Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (590) | 27 июня 2016г.
 

Опасная база

За угрозу сызранцам Самаранефтепродукт пока отделался устным замечанием

Вероника Синицына

15 июня получила развитие ситуация, связанная с проблемами в плане антитеррористической защищенности объекта сызранской нефтебазы АО «Самаранефтепродукт». Генеральным директором «Самаранефтепродукта» является Андрей МЯЧЕВ. Нарушения требований безопасности были выявлены Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу (УГАН) и транспортной прокуратурой.

ООО «Самара-Терминал» обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. в январе текущего года. Заявление содержало требование признать незаконным и отменить постановление УГАН от 12 января 2016 г. о признании ООО «Самара-Терминал» виновным в совершении административного правонарушения и наказании в виде штрафа в размере 50 тыс.р. УГАН при этом считает постановление законным и обоснованным, поскольку факт административного правонарушения подтверждается материалами дела.

11 апреля 2016 г. ООО «Самара-Терминал» прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к «Самаранефтепродукту». Определением суда от 29 апреля 2016 г. произведена замена заявителя по делу ООО «Самара-Терминал» на его правопреемника — «Самаранефтепродукт». «Самаранефтепродукт» входит в систему Роснефти. Входило в нее и ООО «Самара-Терминал» (см. «Хронограф» №19 (589) от 20.06.16).

Адресом совершения административного правонарушения (неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности) указано: 

г. Сызрань, ул. Нефтебазная, 1, — сызранский цех ООО «Самара-Терминал».

В ноябре 2015 г. Сызранской транспортной прокуратурой совместно с УГАН была проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в отношении ООО «Самара-Терминал».

Одним из основных направлений деятельности ООО «Самара-Терминал» является оптовая и розничная торговля нефтепродуктами. В ходе проверки выявлен ряд нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности. Так, ООО «Самара-Терминал» не обеспечено проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, находящегося на балансе — железнодорожного пути необщего пользования Сызранской нефтебазы. Не разработан и не направлен на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта план обеспечения транспортной безопасности находящегося на балансе причала. В отношении двух сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности ООО «Самара-Терминал» не проведена проверка с целью выявления оснований для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.

В судебных документах отмечалось: «...ООО «Самара-Терминал» не предпринимаются все достаточные меры по обеспечению транспортной безопасности..., что негативно влияет на уровень антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и создает угрозу для жизни и здоровья находящихся на них работников, а также граждан г.о. Сызрань, проживающих на прилегающей к объектам ООО «Самара-Терминал» территории».

Из этого логично было бы определить Сызранскую нефтебазу как объект повышенной опасности. И если здесь по чьему-то недосмотру дойдет до реальной чрезвычайной ситуации в виде, к примеру, теракта, то последствия этого могут ощутить не только в Сызрани. Кроме того, близость расположения нефтебазы к Волге в таком случае неминуемо повлечет за собой негативные экологические последствия.

Тем неожиданнее оказался окончательный вывод суда по делу: «...административное наказание. .. должно иметь своей целью предупредительную роль, т. е. направленность на недопущение совершения правонарушений в будущем. В данном случае наказания в виде устного замечания, очевидно, достаточно, чтобы обратить внимание должностных лиц общества на имеющиеся нарушения». Условно — «Самаранефтепродукту» просто сказали: «ай-ай-ай». Соответственно, и вышеназванное постановление УГАН суд признал недействительным.

Возникает вопрос: будь на месте ООО «Самара-Терминал» другое предприятие, не из состава Роснефти, смогло ли бы оно так же лихо решить вопрос с отменой подобного постановления надзорного органа? Причем — при установленном факте наличия нарушений на момент проверки. Правда, следует отметить, что сотрудниками ООО «Самара-Терминал» были представлены документы, свидетельствующие о как минимум частичном устранении выявленных нарушений, однако сделано это было уже после проведенной проверки — в декабре 2015 г. Суд же это расценил как «меры, направленные на устранение вредных последствий».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.