Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (600) | 10 октября 2016г.
 

Обуза для Авиакора

Издержки за содержание ненужного самолета взваливают на авиационный завод

Андрей Неретин

7 октября Арбитражный суд Самарской обл. должен приступить к рассмотрению ультиматума, предъявленного министерству имущественных отношений Самарской обл. (МИО) со стороны ОАО «Авиакор-Авиационный завод» (А-АЗ). А-АЗ настаивает на том, чтобы МИО либо забрало с территории завода самолет Ту-ШМ, либо заключило новый договор на поддержание воздушного судна в летной годности. Похоже, чиновники пытаются взвалить бремя содержания авиалайнера на предприятие, которое и без этого находится в плачевном состоянии. Ситуация на руку лишь ГК «Ростех». В случае банкротства завода госкорпорация смогла бы заполучить взлетно-посадочную полосу (ВПП) А-АЗ, плюс ко всему это избавило бы подконтрольные Ростеху авиазаводы от лишнего конкурента.

Легендарный А-АЗ в судебном порядке решил избавиться от самолета собственного производства. Иск к МИО поступил в Арбитражный суд Самарской обл. в середине августа 2016 г. Возглавляемый Алексеем Гусевым А-АЗ намерен взыскать с министерства более 8,244 млн р. Помимо этого завод требует обязать министерство «забрать воздушное судно Ту-154М, заводской № 07А1001, бортовой № RA-85057, с территории общества либо заключить новый договор на выполнение регламентных работ по поддержанию летной годности самолета и на хранение самолета».

Любопытно, что самолет Ту-154М с заводским № 07А1001 не самый обычный авиалайнер. Он был изготовлен на А-АЗ по инициативе губернатора Самарской обл. (1991-2007 гг.) Константина Титова в 2007 г. Воздушное судно было выкуплено правительством Самарской обл. для нужд первого лица региона. Стоимость сделки составляла 320 млн р. После ухода Титова с должности губернатора самолет находился в аренде у авиакомпаний «Самара» и «Заполярье», а затем был передан в пользование футбольному клубу «Анжи».

В аренду «Авиалиниям Дагестана» он был предоставлен в 2011 г. сроком на два года. После этого правительство Самарской обл. трижды пыталось продать самолет на торгах. Последняя такая попытка наблюдалась в июле 2016 г. Начальная цена продажи воздушного судна составляла 127 млн р. Проведение торгов было намечено на 30 августа 2016 г. Однако, как и в предыдущих торгах, на участие не было подано ни одной заявки. В итоге публичная продажа имущества правительства Самарской обл. в очередной раз не прошла.

Судя по всему, пока министерство пыталось безуспешно реализовать авиалайнер, поддержанием его в летном состоянии занимался А-АЗ. В 2013 г. по результатам открытого аукциона А-АЗ получил контракт на обеспечение сохранности воздушного судна Ту-154М с заводским № 07А1001 и бортовым №RA-85057, «составляющего имущество казны Самарской обл.». Т.е. речь идет о том самом самолете, который когда-то был выкуплен для Константина Титова. Стоимость контракта составила 3,7 млн р. Датой прекращения действия контракта было указано 27 января 2014 г. О последующих контрактах по содержанию «самолета Титова» пока ничего неизвестно. По всей видимости, их не было, а за сохранностью воздушного судна А-АЗ продолжал следить за свой счет. Этим можно объяснить, что А-АЗ сегодня пытается взыскать с МИО более 8 млн р. Видимо, в сумму взыскания вошли и издержки, которые несло предприятие, осуществляя техническое обслуживание самолета.

При таких обстоятельствах становятся понятными мотивы завода, который, похоже, выставил ультиматум, потребовав либо заключить новый договор на поддержание воздушного судна в летной годности, либо забрать его совсем.

Важно учитывать, что А-АЗ сегодня находится в крайне сложной ситуации. Из-за событий на Украине завод остался без новых заказов на самолеты Ан-140, на которые очень рассчитывало руководство предприятия.

Кроме того, ряд контрактов с министерством обороны РФ оказались под угрозой срыва. Широкую огласку получила информация о том, что завод перешел на режим неполной рабочей недели, а прокуратура Самарской обл. принимала энергичные меры по факту задержки заработной платы сотрудникам предприятия. По сути, А-АЗ оказался в предбанкротном состоянии, выйти из которого очень сложно. На этом фоне странно выглядит позиция МИО, которое, по всей видимости, не торопится возмещать издержки предприятию, равно как и заключать новый контракт с заводом на «обеспечение сохранности воздушного судна».

В этой связи уместно предположить, что менеджмент МИО сегодня продолжает находиться под влиянием лиц из окружения ГК «Ростех» Сергея Чемезова. Не исключено, что по их негласным пожеланиям А-АЗ сегодня остается без контракта и без денег. Известно, что близкие Ростеху структуры могут быть заинтересованы в таком привлекательном для них активе, как уникальная ВПП А-АЗ, которую потом можно адаптировать под создание аэровокзала для лоукостеров. Тем более что под контролем Ростеха в 2015 г. появился собственный лоукостер в лице ОАО «Рампорт-Аэро», деятельность которого в статусе председателя совета директоров курирует Борис Алешин, президент ОАО «АВТОВАЗ» (2006-2009 гг.), ставленник Ростеха (см. «Хронограф» №37 (565), от 16.11.15).

Проще всего заполучить ВПП в случае банкротства предприятия. Банкротство наступит быстрее, если догрузить А-АЗ дополнительными обязательствами. К примеру, по содержанию самолета Ту-154М за свой счет. Отсюда позиция МИО не выглядит такой уж странной.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.