Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (596) | 12 сентября 2016г.
 

Бесконечные долги

Ростеху нужны деньги не только для спасения АВТОВАЗа, но и для НОВИКОМБАНКа

Сейдамет Абреков

5 сентября руководство ОАО «АВТОВАЗ» заявило о созыве на 10 октября 2016 г. чрезвычайного общего собрания акционеров. На нем планируется принять решение о дополнительном выпуске акций. Подобным способом АВТОВАЗ надеется привлечь 25 млрд р., необходимых для текущей деятельности предприятия. Долги предприятия по займам уже превышают 131 млрд р. Плюс задолженность на 85 млрд р. перед кредиторами. Всего АВТОВАЗ надеется провести рекапитализацию на 85 млрд р. Однако на фоне общего объема долгов более чем на 216 млрд р. это может не спасти предприятие.

5 сентября ОАО «АВТОВАЗ» опубликовал сообщение об очередных мерах по выводу предприятия из кризиса. «5 сентября на совете директоров АВТОВАЗа было объявлено, что чрезвычайное общее собрание акционеров компании рассмотрит 10 октября 2016 г. вопрос о начале открытой подписки на акции ОАО «АВТОВАЗ». Это станет первым ключевым шагом в реализации плана общей рекапитализации компании в объеме около 85 млрд р. (при условии дальнейшего одобрения со стороны совета директоров и акционеров), что позволит профинансировать будущие планы по развитию АВТОВАЗа и выполнить имеющиеся у компании финансовые обязательства. Если одобрение акционеров будет получено, то открытая подписка на акции компании начнется в декабре 2016 г. Ожидается, что этот первый шаг увеличит капитал компании на 25 млрд р.», — говорится в сообщении.

Действительно, если ознакомиться с отчетностью АВТОВАЗа (например, отчетом за II кв. 2016 г.), то можно узнать, в каком финансовом положении находится один из крупнейших производителей автомобилей. Так, на 30 июня 2016 г. АВТОВАЗ имел долгосрочных займов на 89,15 млрд р. Что касается краткосрочных заимствований, то их АВТОВАЗ на отчетную дату имел 42,6 млрд р. Кроме того, общий объем кредиторской задолженности АВТОВАЗа уже достиг 85,022 млрд р., из которых 28,801 млрд р. — просроченная задолженность. Причем 71 из 85 млрд р. общей кредиторской задолженности приходится на поставщиков.

Таким образом, поставщики АВТОВАЗа вынуждены сидеть без оплаты со всеми вытекающими последствиями в виде банкротств и разбегающегося персонала. Общий размер долговых обязательств АВТОВАЗа на 30 июня 2016 г. уже достиг 216 млрд р. Совершенно очевидно, что эти долги необходимо гасить.

Тем более что еще 23 июня 2016 г., во время очередного общего собрания акционеров компании, главный бухгалтер ОАО «АВТОВАЗ» Даниил Блюмин сообщал: «По состоянию на 31 декабря 2015 г. уставный капитал составил 11,421 млрд р., чистые активы составили минус 43,116 млрд р.». Таким образом, чтобы выполнить требование закона о том, что величина чистых активов должна соответствовать уставному капиталу компании, АВТОВАЗу необходимо было где-то взять около 55 млрд р. Как видно, на АВТОВАЗе приняли решение провести дополнительную эмиссию по открытой подписке. Пока на 25 млрд р., что, очевидно, вряд ли решит проблемы выполнения требования федерального закона «Об акционерных обществах». Только лишь для выполнения требований этого закона необходимо еще 30 млрд р. Плюс на покрытие долгов.

Также следует отметить, что совет директоров АВТОВАЗа, на котором было принято решение о созыве внеочередного собрания акционеров, прошел 2 сентября, а не 5 сентября, как говорилось в сообщении АВТОВАЗа. В тот день, т.е. 2 сентября, совет директоров АВТОВАЗа помимо вопросов, касающихся предстоящего собрания акционеров, принял еще одно решение. Текст этого решения содержит фразу: «Одобрить сделку между ОАО «АВТОВАЗ» и АО АКБ «НОВИКОМБАНК» по заключению кредитного договора о предоставлении кредитной линии с лимитом выдачи в сумме 1,7 млрд р., в совершении которой имеется заинтересованность». В данном случае заинтересованность вызвана тем, что крупным акционером АВТОВАЗа и одновременно единственным акционером НОВИКОМБАНКа является Госкорпорация «Ростех». Генеральным директором Ростеха является Сергей Чемезов, первым заместителем гендиректора Ростеха числится Владимир Артяков. Он же — член совета директоров НОВИКОМБАНКа, как, впрочем, и бывший президент (2006-2009 гг.) ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин.

Получается, что решать проблемы АВТОВАЗа Ростех сегодня вынужден в т.ч. и за счет средств собственного банка. Но эта мера, как уже было отмечено выше, не спасет АВТОВАЗ от крайне незавидного финансового положения. С учетом того, что даже представители крупнейших акционеров предприятия -Ростеха и альянса Renault-Nissan — признали, что АВТОВАЗу нужно как минимум 85 млрд р., получается, что НОВИКОМБАНКу необходимо раскошелится еще миллиардов на 60, чтобы спасти лидера отечественного автомобилестроения.

Большой вопрос, готовы ли Чемезов, Артяков, Алешин и компания на деле, а не на словах помочь АВТОВАЗу? Тем более что у того же НОВИКОМБАНКа своих проблем хватает. Так, 28 марта НОВИКОМБАНК и ГК «Ростех» подписали соглашение о предоставлении НОВИКОМБАНКу денежных средств в размере 8 млрд р. в целях увеличения чистых активов банка (http:// www.novikom.ru/ru/press/news/index.php ?idl8=5660). Эти 8 млрд р. — только часть средств, необходимых самому НОВИКОМБАНКу, чтобы устоять. Более полно о ситуации в банке сообщил сам Сергей Чемезов. «В соответствии с заявленными ранее планами Ростех осуществит докапитализацию НОВИКОМБАНКа... Общий объем инвестиций в НОВИКОМБАНК будет близок к 45 млрд р.», — подчеркнул генеральный директор Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. При таком положении вещей поиск еще как минимум 60 млрд р. для АВТОВАЗа может стать для Ростеха серьезнейшей проблемой.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.