Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (596) | 12 сентября 2016г.
 

Ольховику не до «Курумоча»

Задержание бенефициара «Реновы» может привести к банкротству аэропорта

Сейдамет Абреков

7 сентября ПАО «Международный аэропорт «Курумоч» продолжил судебный процесс против АО «Компакт». Аэропорт пытается взыскать 777 млн р. неустойки ввиду того, что «Компакт» якобы нарушил сроки и качество работ при строительстве. В свою очередь «Компакт» взыскивает с «Курумоча» 787 млн р. Высока вероятность, что на перспективы оппонентов в этом споре повлияет задержание одного из бенефициаров Группы «Ренова» Евгения ОЛЬХОВИКА (на фото), которого заподозрили в даче взятки в особо крупном размере. Аэропорт «Курумоч» — один из бизнес-проектов «Реновы». Арест собственников может привести к тому, что аэропорт останется один на один во взаимоотношениях с контрагентами.

Заказали экспертизу

Спор между аэропортом «Курумоч» и АО «Компакт» идет в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской обл., поскольку «Компакт» зарегистрирован именно в этом регионе. Взаимоотношения данных компаний основаны на строительстве здания нового терминала аэропорта, которое в рамках договора генерального подряда производила компания «Компакт». Генеральным директором АО «Компакт» является Климента Касрадзе. По версии аэропорта «Курумоч», «Компакт» должен оплатить неустойку в размере более 777 млн р. Якобы «Компакт» нарушил сроки и качество выполнения работ (см. «Хронограф» №9 (579) от 28.03.16).

Понятно, что у компании «Компакт» свое видение ситуации. Так, 21 июня 2016 г. в суд поступило встречное исковое заявление «Компакта» о взыскании с аэропорта 47 млн р. задолженности по договору, 197,2 млн р. — гарантийного удержания, 474 млн р. — стоимости дополнительных работ по договору и 68,7 млн р. — неустойки. В общем, получается около 787 млн р., что соизмеримо с требованиями самого аэропорта «Курумоч».

На данном этапе арбитражный суд назначил экспертизу, которая и должна ответить на все специфические вопросы из области строительства. Перед экспертом будут поставлены такие вопросы: «Определить стоимость работ по данному договору, которые должны быть выполнены АО «Компакт»; являются ли недостатки, указанные в приложении №2 к дополнительному соглашению от 30 марта 2015 г. №9 к договору генерального строительного подряда от 10 июня 2013 г. №57/2013-ГП/МАК, явными, т.е. такими, которые должны и могли были быть выявлены заказчиком по состоянию на 24 декабря 2014 г. (дату приемки); если такие недостатки имеются, определить перечень этих недостатков, их характер (устранимые или неустранимые) и стоимость их устранения; установить, возникли ли недостатки... в период до или после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, и указать причину возникновения; установить, являются ли недостатки результатом эксплуатации или ненадлежащего качества работ; определить детальный перечень и объем фактически выполненных АО «Компакт» работ, определить цену и общую стоимость указанных работ; являются ли работы, указанные в акте о приемке выполненных работ № 1 к 15 августа 2015 г., входящими в состав работ по договору генерального строительного подряда от 10 июня 2013 г. № 57/2013-ГП/МАК, а также предусмотренными техническим заданием, проектной и рабочей документацией; если указанные работы не являются таковыми, определить были ли эти работы ранее приняты по актам формы КС-2, подписанным сторонами договора генерального строительного подряда... оплачены заказчиком». И т.д.

Повезло, что не упал

Пока эксперты устанавливают все эти обстоятельства и факты, многочисленные наблюдатели Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», которые имели возможность побывать в здании нового терминала аэропорта «Курумоч», сообщают о том, что на территории терминала обнаружена огромная трещина. Получается, недавно построенное здание начинает потихоньку разрушаться. Конечно, в аэропорту начнут переводить вину на подрядчика. Однако суд не зря указал эксперту на то, что необходимо установить, а не следствие ли это неправильной эксплуатации здания?

Именно к такому выводу склоняются эксперты ОАЕ «Хронограф». Он основан на том, что в ходе непродолжительной деятельности нового терминала аэропорта «Курумоч» это был далеко не первый проблемный случай. Они четко дают понять то, каким образом работает данная организация. Достаточно напомнить один из последних случаев, который стал достоянием общественности.

8 августа 2016 г. стало известно о проверке, проведенной силами Приволжской транспортной прокуратуры в связи с разрушением небольшого участка взлетно-посадочной полосы в аэропорту «Курумоч». «Установлено, что покрытие было повреждено сегодня, 8 августа 2016 г., при взлете самолета А-320 одной из российских авиакомпаний, следствием чего стала задержка выполнения двух дневных авиарейсов из Самары, самая длительная из которых составила 3 часа. Проведение проверки исполнения законодательства о безопасности полетов поручено Куйбышевской транспортной прокуратуре, также ею была проконтролирована ситуация с соблюдением прав пассажиров задержанных днем авиарейсов. По результатам прокурорской проверки будет принят необходимый комплекс мер прокурорского реагирования», — сообщили в прокуратуре (http://ptproc.ru/ ra/news/ 7nid =2933&a=entry.show).

Конечно, и на сей раз руководство аэропорта может начать рассуждать о том, что самолет А-320 не соответствовал каким-либо требованиям, возможно, имел место перегруз и т.д. Но это досужие рассуждения. В реальности речь, скорее всего, должна пойти о некачественной взлетной полосе. И это еще большая удача, что не случилось трагедии с многочисленными жертвами. Но, учитывая ситуацию в аэропорту «Курумоч», зарекаться от того, что здание нового терминала не рухнет или самолет не пострадает при взлете или посадке, не стоит.

Худшее впереди

Возможно, руководство аэропорта надеется на прикрытие со стороны своих влиятельных бенефициаров. Стоит напомнить, что единственным акционером ПАО «Международный аэропорт «Курумоч» является АО «Курумоч-Инвест», которое подконтрольно Группе «Ренова». Однако последние события говорят о том, что бенефициарам «Реновы» нужно начинать заботиться о собственной безопасности, а также о том, чтобы остаться на свободе.

5 сентября руководитель Управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета РФ Владимир Маркин сообщил: «Фигурантами уголовного дела являются Михаил Слободин, Евгений Ольховик (в настоящее время управляющий директор группы компаний «Ренова»), Борис Вайнзихер, являвшиеся руководителями ЗАО «КЭС» в период с 2007 по 2014 г., и другие пока не установленные лица». Все они подозреваются в даче взятки в особо крупном размере. «По версии следствия, во время руководства Ольховика и Вайнзихера по их указаниям в качестве незаконного денежного вознаграждения на расчетные счета аффилированных взяткополучателям компаний было перечислено соответственно не менее 177 и 89 млн р. К настоящему времени задержаны Евгений Ольховик и Борис Вайнзихер. Местонахождение Михаила Слободина устанавливается. В отношении задержанных следствие будет ходатайствовать об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу... Расследование уголовного дела продолжается», - сообщил Владимир Маркин (http: / /sledcom.ru/news/item/1 064879).

Вполне возможно, что в ближайшем будущем следствие серьезно осложнит жизнь Евгению Ольховику. Он в структурах Группы «Ренова» отвечает за деятельность подконтрольных аэропортов. Подтверждением этому служит то, что именно он присутствовал от Группы «Ренова» 19 июля 2013 г. на церемонии начала строительства нового терминала аэропорта «Курумоч» (см. «Хронограф» №25 (469) от 22.07.13).

Если это произойдет, то перспективы у аэропорта «Курумоч» будут незавидными. В связи с появившейся трещиной и проблемами со взлетной полосой надеяться на лучшее не приходится. Если суд присудит аэропорту выплатить компании «Компакт» 787 млн р., то тогда впору будет задуматься о перспективе банкротства юрлица — ПАО «Международный аэропорт «Курумоч». Но и это чревато обвинениям в преднамеренном банкротстве. В общем, завидовать нечему.

Комментарии

Климента КАСРАДЗЕ, генеральный директор АО «Компакт»

- АО «Компакт» не является организацией, эксплуатирующей Международный аэропорт «Курумоч», информацией о наличии каких-либо трещин в здании нового терминала аэропорта «Курумоч» не владеет, а каких-либо уведомлений, запросов на указанный счет от ПАО «Международный аэропорт «Курумоч» не поступало... Сообщаем, что здание нового терминала аэропорта «Курумоч» запроектировано и построено в соответствии с действующими нормами и обладает необходимым запасом прочности. Кроме того, в здании предусмотрена СМИК (система мониторинга за инженерными конструкциями), которая сработает в случае возникновения (опасности. – Прим. авт.). В целях подтверждения или опровержения факта наличия трещины в здании нового терминала аэропорта «Курумоч» АО «Компакт» направило соответствующий запрос в ПАО «Международный аэропорт «Курумоч».