Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (593) | 18 июля 2016г.
 

Дирижабли сдуваются

В администрации губернатора не слышат и не слушают главу региона

Андрей Неретин

На прошлой неделе в департаменте информационной политики администрации губернатора Самарской обл. сделали вид, будто ничего не слышали про выступления губернатора Самарской обл. Николая МЕРКУШКИНА о планах развернуть в Самаре дирижаблестроение. Не исключено, что в этом департаменте кто-то пытается дискредитировать главу региона в глазах широкой общественности, а также лишить регион возможности стать лидером в прорывном направлении.

Противоречат губернатору

Странный ответ получила редакция Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» из «фабрики анонимных писем». Именно так сегодня можно назвать департамент информационной политики администрации губернатора Самарской обл., который возглавляет Илья Чернышев. Ответы на редакционные запросы приходят оттуда без подписи, будто бы никто из сотрудников этого департамента не желает брать на себя ответственность за предоставляемую информацию. Один из них был предоставлен в ответ на запрос, который касался планов запуска производства дирижаблей в ОАО «Авиакор — авиационный завод» СААЗ) и АО «РКЦ «Прогресс». Планы по созданию дирижаблестроения на базе указанных предприятий озвучиваются губернатором Николаем Меркушкиным уже не первый год. Однако о реальных шагах в этом направлении до сих пор еще ничего не известно. Чтобы прояснить ситуацию, был направлен соответствующий запрос. Анонимный ответ на него был следующего содержания: «По вопросам, касающимся проектов и планов вышеуказанных предприятий по реализации запусков производств дирижаблей, следует обратиться непосредственно в ОАО «Авиакор» и АО «РКЦ «Прогресс».

Анонимный ответ создает ложное впечатление, будто бы в правительстве Самарской обл. ничего не слышали о планах по созданию в Самаре производства дирижаблей на базе одного из авиационно-космических предприятий. На это недвусмысленно намекает тон ответа: якобы если и есть такие идеи, то областные власти о них ничего не знают и все вопросы задаются не по адресу. Однако содержание «анонимки» из департамента информационной политики администрации губернатора совершенно не сообразуется с заявлениями, которые озвучивал сам губернатор.

В частности, 7 июня на пресс-конференции, посвященной итогам встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, Николай Меркушкин затронул тему возможного запуска производства дирижаблей на базе А-АЗ. Глава региона отметил, что данный проект сегодня прорабатывается совместно с Министерством обороны РФ. Губернатор выразил уверенность в том, что дирижабли будут очень востребованы на рынке. «Такие средства доставки могут до 150 т груза доставлять, это больше, чем самый крупный наш самолет. И самое главное — не нужно никаких аэродромов», — заявил Николай Меркушкин.

Таким образом, ответ департамента информационной политики фактически противоречит официальной информации, которую озвучивал губернатор. Получается, что руководитель департамента информационной политики администрации губернатора Илья Чернышев не знает, о чем говорит Николай Меркушкин на пресс-конференциях.

По-другому трудно объяснить, почему Чернышев отказывается делать пояснения по теме, которую в публичной плоскости поднимает сам губернатор. Тем самым департамент Чернышева опровергает слова главы региона, прозвучавшие на встрече с журналистами. Следует признать, что своими действиями Чернышев может дискредитировать губернатора. Умышленно он это делает или нет — на данный момент это уже не важно. Впрочем, здесь может быть и другое объяснение. Вполне возможно, что Чернышев не желает комментировать проекты, которые явно «пробуксовывают» из-за чьего-то противодействия.

Заводы уклоняются

7 июня о планах запуска производства дирижаблей на А-АЗ Николай Меркушкин говорил уже не впервые. Комментируя перенос проекта производства ИЛ-114, губернатор в июле 2015 г. разъяснял, что уже в ближайшее время на предприятии может появиться производство дирижаблей. «К концу этого года уже будут первые шаги. Рядом с Авиакором может появиться площадка по производству дирижаблей. Эта тема очень близка к авиационной, многие вещи одинаковы. Создатели этого проекта работали за рубежом. Они очень хотят его реализовать», — отмечал Меркушкин в 2015 г. Таким образом, ожидалось, что уже в конце 2015 г. будут предприняты конкретные действия, направленные на реализацию проекта по запуску производства дирижаблей на базе А-АЗ. Однако этого не произошло.

К слову, реализовать проект по производству дирижаблей ранее планировалось на базе АО «РКЦ «Прогресс». Еще в середине 2000-х эта тема активно муссировалась в СМИ. На официальном сайте министерства промышленности и технологий Самарской обл. заявлялось: «На предприятии реализуется инновационный проект производства дирижаблей. Реализация этого проекта позволит создать воздушное транспортное средство с высокими показателями грузоподъемности. Данный проект включен в план реализации мероприятий на федеральном уровне». В конце 2006 г. прошла информация о том, что ФГУП «ЦСКБ-Прогресс» (ныне РКЦ «Прогресс») приступило к созданию первого опытного образца дирижабля. Проект якобы реализовывался совместно с АО «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» — единственным в России КБ, которое занимается разработкой и созданием дирижаблей и аэростатов. Отмечалось, что серийное производство дирижаблей «Прогресс» начнет в 2008 г. Генеральный директор предприятия Александр Кирилин заявлял о готовности заключить первые контракты на производство дирижаблей на международном авиасалоне «МАКС-2007». Однако «живого» дирижабля «Прогресс» на авиасалоне не представил и контракты никакие не заключал. Но идея дирижаблестроения на «Прогрессе» умерла не сразу. Так, в 2012 г. сообщалось, что основатель немецкой компании «IGK Group» Ханс Мунд обсуждал с руководством «Прогресса» вопрос организации производства дирижаблей в Самарской обл. Видимо, дальше разговоров дело не пошло и на этот раз.

Можно констатировать, что производство дирижаблей на базе РКЦ «Прогресс» так и не состоялось. Сегодня это предприятие находится под контролем госкорпорации «Роскосмос». Не исключено, что руководство Роскосмоса своим нежеланием строить дирижабли пытается саботировать экономически важные инициативы губернатора Самарской обл. Хотя Роскосмосу следовало бы прислушиваться к мнению и рекомендациям Николая Меркушкина. В регионе он пользуется большим авторитетом у населения.

Перспективный проект

Необходимо признать, что производство дирижаблей может стать очень выгодным и востребованным проектом. По мнению экспертов ОАЕ «Хронограф», дирижаблестроение помогло бы не только загрузить производственные мощности А-АЗ, сохранить и создать новые рабочие места. С реализацией данного проекта Самара превратилась бы в мировой центр уникального производства, связанного с выпуском дирижаблей. В Самару бы потекли рекой заказы из США, где этот вид транспорта очень востребован. Подтянулась бы за США и Европа. Оказавшись в центре мирового дирижаблестроения, Самара стала бы еще и площадкой для научных дискуссий на проблемные темы, связанные с новыми материалами, технологиями и конструкционными элементами, применяемыми в современном дирижаблестроении. Международные научно-практические конференции на эти темы привлекали бы в Самару мировых светил дирижаблестроения.

Дирижабли являются более экологичным видом транспорта, отличаются большей грузоподъемностью, не требуют дорогостоящих взлетно-посадочных полос и могут осуществлять полет на протяжении длительного времени (сутки, недели и даже месяцы). Подготовить экипаж для управления таким воздушным судном значительно проще. Перемещаются дирижабли со скоростью около 100 км/ч, что сопоставимо со скоростью автомобиля или поезда.

Вполне возможно, что если бы реализация проекта по выпуску дирижаблей на базе А-АЗ стартовала бы еще в прошлом году, то в канун выборов 18 сентября 2016 г. уже мог бы состояться торжественный пуск производства данных летательных аппаратов. А в день выборов избиратели всей Самарской обл. могли бы наблюдать первый полет дирижабля, созданного в Самаре в рекордные сроки с нуля. Губернатор Николай Меркушкин мог бы приветствовать жителей области с борта этого дирижабля. Это бы очень воодушевило избирателей, помогло бы им еще больше поверить в светлое будущее самарского промышленного потенциала, консолидироваться и обязательно прийти на избирательные участки. Но кто-то, очевидно, саботирует наступление светлого будущего и вместе с тем пытается сорвать консолидацию граждан и явку на выборах.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.