Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (592) | 11 июля 2016г.
 

Талант провокатора

Александр Хенкин расширяет арсенал приемов взаимоотношений с партнерами по бизнесу

Егор Кошеров

4 июля по поручению известного самарского предпринимателя Александра ХЕНКИНА (на фото) на электронную почту Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» поступило письмо, в котором содержалось нечто похожее на заготовку статьи. Речь в ней идет о тонкостях корпоративного конфликта между акционерами ЗАО «Самарский гипсовый комбинат». Подобные конфликты не лучшим образом отражаются на экономике региона, поэтому до получения письма от Хенкина ОАЕ «Хронограф» обходил стороной данную тему. Зачем Хенкину понадобилось втягивать ОАЕ «Хронограф»? Понять мотивы Хенкина сложно, он известен способностью к нетривиальным решениям. Представляем почти в полном объеме материал, поступивший по заданию Хенкина в ОАЕ «Хронограф».

Остались без собрания

Материал начинается следующим образом: «На 29 июня было намечено годовое собрание акционеров ЗАО «Самарский гипсовый комбинат» (СГК). Однако оно так и не состоялось ввиду отсутствия кворума. Его решили проигнорировать основные акционеры СГК — Александр Хенкин и Олег Скотников. Они явно раздосадованы позицией Арбитражного суда Самарской обл., который накануне фактически заблокировал право Хенкина голосовать 500 акциями СГК, дающими ему перевес на собрании акционеров. Примечательно, что спорные акции СГК, которыми с недавнего времени козыряет Александр Хенкин, попали к нему при весьма загадочных обстоятельствах. Совершенная сделка должна быть тщательно изучена и расследована правоохранительными органами, которые пока с этим почему-то не спешат». Интересная деталь: направив в ОАЕ «Хронограф» материал, Хенкин почему-то не приложил к нему своих комментариев. Вместо этого он принялся через своих помощников звонить в редакцию, интересоваться — получили ли письмо?

Похоже, что корпоративный конфликт между акционерами СГК обострился до предела. Пикантность ситуации заключается в том, что ни одна из противоборствующих сторон не имеет решающего перевеса в голосующих акциях над другой. Выступающие в одной связке президент ассоциации «Версиво» Алексей Долматов и Александр Бахмуров (управляет акциями своего сына Ярослава Бахмурова, занимающего должность директора Самарского филиала ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений») контролируют 49,99% акций СГК. Им противостоят вице-президент ассоциации «Версиво» Олег Скотников и известный самарский бизнесмен Александр Хенкин, у которых также в распоряжении находится 49,99% акций СГК.

Незадолго до проведения годового собрания акционеров группа Хенкина-Скотникова озаботилась тем, чтобы взять предприятие под свой контроль. В начале апреля стало известно о том, что Александр Хенкин 30 марта 2016 г. заключил договор купли-продажи с ЗАО «Корпорация Волгостром» (учреждено в 1996 г.), по которому он якобы приобрел дополнительно 500 акций СГК (per. №l-01-00366-P). В сложившейся ситуации эти 500 акций играют роль песчинки, которая фактически склоняет чашу весов в пользу группы Хенкина-Скотникова. Перевес позволяет им собрать кворум на годовом собрании акционеров без участия противоборствующей стороны. Однако их замысел оказался сорван решением Арбитражного суда Самарской обл. Обратившийся туда Ярослав Бахмуров потребовал признать недействительным передаточное распоряжение, на основании которого с лицевого счета АОЗТ «Корпорация Волгостром» (учреждено в 1992 г.) было списано и зачислено на лицевой счет Александра Хенкина 500 акций СГК. В связи с этим Бахмуров потребовал обязать самарский филиал АО «Регистратор Р.О.СТ.» вернуть данные акции на лицевой счет АОЗТ «Корпорация Волгостром». Одновременно истец заявил ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде запрета Хенкину голосовать на общих собраниях акционеров теми самыми 500 акциями. Определением суда от 21 июня 2016 г. заявление Бахмурова о принятии обеспечительных мер было удовлетворено. Таким образом, недавнее приобретение Хенкина фактически оказалось под арестом.

Следует отметить, что обеспечительные меры были приняты весьма своевременно. Если бы Александр Хенкин имел право воспользоваться спорными акциями, то он получил бы возможность за спиной у своих партнеров провести свое собрание акционеров. Нет никаких сомнений в том, что на таком собрании были бы приняты нужные Хенкину и Скотникову решения. Далее им, скорее всего, ничего не помешало бы пойти по пути размыва долей, вывода активов и совершить иные действия с признаками рейдерства.

Хенкин и Скотников, понимая, что провести «карманное» собрание акционеров СГК они не в силах, пошли на крайние меры. Они не явились на годовое собрание акционеров, которое было намечено на 29 июня. Ввиду отсутствия кворума оно не состоялось.

Нежелание Хенкина и Скотникова появиться на собрании акционеров можно расценивать как попытку дестабилизации ситуации вокруг крупнейшего в своем роде предприятия Самарской обл. На собрании акционеров СГК планировалось принять ряд важных решений.

Как правило, на годовых собраниях любых акционерных обществ принимается стандартный набор вопросов: утверждение нового состава совета директоров, бухгалтерской отчетности и годового отчета за истекший период, выбор аудитора. В отдельных случаях (если речь идет о планах развития общества) годовое собрание утверждает ряд крупных сделок. По итогам собрания обновленный совет директоров назначает генерального директора. Если этого не происходит, то дальнейшая деятельность такого акционерного общества может быть парализована, предприятие — остаться без руководителя и без возможности привлекать инвестиции в режиме заключения крупных сделок.

Но вернемся к СГК. Из-за неявки Хенкина и Скотникова решения по важнейшим вопросам приняты не были. Таков результат бойкота, который устроили Александр Хенкин и Олег Скотников.

История 500 акций

Обстоятельства, при которых Хенкин выкупил 500 акций СГК у «Волгострома», покрыты мраком. Дело в том, что в свое время «Волгостром» пытался доказать в суде свое право владения на 500 акций СГК с тем же самым регистрационным номером. Как оказалось, попытка эта была безуспешной. Решением суда апелляционной инстанции факт принадлежности акций СГК «Волгострому» не подтвердился. Федеральный Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС) в своем постановлении от 27 февраля 2003 г. отказал «Волгострому» в признании права собственности. Как следует из судебного акта, спорные акции остались на балансе совершенно другой организации, но с тем же самым наименованием — АОЗТ «Корпорация Волгостром», образованного в 1992 г. (ВСМ-92). Нынешний «Волгостром», заключивший договор купли-продажи с Хенкиным, был образован в 1993 г. и правопреемником ВСМ-92 не является. «Правопреемство АОЗТ «Корпорация Волгостром», зарегистрированного постановлением администрации Ленинского района г. Самары от 27.04.93, прав и обязанностей АОЗТ «Корпорация Волгостром», зарегистрированного в 1992 г... не установлено. Не нашло отражения указанное обстоятельство и в Уставе АОЗТ «Корпорация Волгостром», зарегистрированном в 1993 г., разделительный баланс между АОЗТ «Корпорация Волгостром» (1992 г.) и АОЗТ «Корпорация Волгостром» (1993 г.) также не составлялся», -говорится в постановлении суда от 27 февраля 2003 г.

ВСМ-92, по сути, было наследником мощного треста по производству строительных материалов -производственного объединения (ПО) «Куйбышевстройматериалы». Его структурными подразделениями были Алексеевский комбинат стройматериалов, Балашейский производственный комбинат, Жигулевский известковый завод, Куйбышевский комбинат стройматериалов, Куйбышевский гипсовый комбинат, Межзаводской учебно-курсовой комбинат, Сызранский комбинат стройматериалов и Чапаевский силикатный завод. На базе трудового коллектива и имущества ПО «Куйбышевстройматериалы» в 1990 г. была создана организация арендаторов «Волгостром». В 1992 г. данная организация была преобразована в АОЗТ «Корпорация Волгостром». Нынешний Волгостром появился в ходе реорганизации ВСМ-92 и его наследником не является, что было доказано судом. В постановлении ФАС сказано: «Установлен лишь юридический факт реорганизации АОЗТ «Корпорация Волгостром», зарегистрированного постановлением администрации Ленинского района г. Самары №783 от 29 июля 1992 г., путем разделения на8 юридических лиц, в т.ч. АОЗТ «Самарский гипсовый комбинат» и АОЗТ «Корпорация Волгостром», впоследствии преобразованные в закрытые акционерные общества».

Таким образом, нынешний «Волгостром» в ходе реорганизации «старого», но его преемником не является. Разделительный баланс между «старым» и «новым» «Волгостромом» не составлялся, соответственно, не был совершен ряд важных действий, таких как оформление передаточных актов. Получается, что ставшие предметом спора 500 акций СГК формально так и остались за ВСМ-92. В связи с этим нынешний «Волгостром» не мог продавать Хенкину имущество, которое, судя по всему, на балансе этой компании не числилось.

Заказать самого себя

В марте 2016 г. договор купли-продажи 500 акций СГК Александр Хенкин заключил с генеральным директором ЗАО «Корпорация «Волгостром» Алексеем Калиниченко. Конечно, можно предположить, что руководство «Волгострома» долгие годы заблуждалось, полагая, что возглавляемая ими компания в своем распоряжении имеет указанные акции СГК. Однако любые домыслы о том, что Калиниченко не знал многих описанных выше нюансов, не выдерживают критики. По информации источников ОАЕ «Хронограф», Алексей Калиниченко в 2004 г. уже пытался продать упомянутые 500 акций СГК. Тогда была достигнута договоренность с Денисом Сергеевым. Однако запись в реестре акционеров не сделана в связи с тем, что Калиниченко, будучи директором «Волгострома», не имел права распоряжаться этими акциями. Очевидно, отказ был связан с тем, что в бухгалтерском балансе «Волгострома» владение акциями СГК не было отражено. Таким образом, получается, что обстоятельства, которые в 2004 г. стали основанием для отказа в регистрации купли-продажи, почему-то сегодня не стали препятствием для совершения аналогичной сделки, которую заключил Калиниченко с Хенкиным. В связи с этим возникает вопрос: на каких основаниях «Регистратор Р.О.С.Т.» позволил себе зарегистрировать передачу прав на акции СГК с «Волгострома» на Хенкина? Впрочем, у наблюдателей есть свое объяснение регистрации странной сделки. Сегодня директором Самарского филиала Р.О.СТ. является Юрий Амигуд. «Начиная с 90-х гг. он находится в хороших личных отношениях с Александром Хенкиным. Многие предприятия Хенкина пользуются услугами Р.О.СТ. Поэтому Александр Хенкин вполне мог воспользоваться своей многолетней дружбой с Амигудом. Тем более что у Амигуда заканчивается контракт и пора подумать о достойной пенсии», — говорится в заключительной части материала, поступившего в ОАЕ «Хронограф». Но еще раз зададим вопрос: зачем Хенкину надо было присылать это письмо в редакцию? Не для того ли, чтобы в дальнейшем пытаться представить себя жертвой информационной войны, развернутой против него, и чтобы затем обвинить в этом своих сегодняшних партнеров по бизнесу? При таком развитии событий его действия могли бы обрести смысл. Ход получается действительно нетривиальный.

Разгоревшийся скандал вокруг продажи акций СГК Хенкину не мог ускользнуть от внимания Дениса Сергеева. Он хорошо помнит, как ему было отказано в регистрации аналогичной сделки. Узнав о сделке по 500 акций СГК, Денис Сергеев обратился с заявлением на имя начальника ГУ МВД по Самарской обл. Насколько стало известно ОАЕ «Хронограф», по его заявлению возбуждено уголовное дело.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.