Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (585) | 23 мая 2016г.
 

Скучно не будет

Самарская область оказалась в центре противостояния кланов

ИА «Центр-Инфо»

Начало мая т.г. было ознаменовано целой серией политических проблем для генерального директора ГК «Ростех» Сергея ЧЕМЕЗОВА (на фото). Судя по всему, Самарское региональное отделение (СРО) партии «Единая Россия» (ЕР) получило возможность отыграть у своих политических оппонентов КПРФ часть потерянных в последние месяцы позиций. Тем не менее начавшиеся в регионе политические процессы все сильнее напоминают проекцию борьбы федеральных кланов за зоны влияния в РФ. С учетом ухудшающейся экономической ситуации в стране эта борьба становится все более бескомпромиссной.

Мечты о суперрегионе

Борьба кланов за Самарскую обл. получила четкие политические очертания. ЕР в нашем регионе сегодня -это Группа «НОВАТЭК» Леонида Михельсона, КПРФ — это ГК «Ростех» Сергея Чемезова. Таким образом, предварительное голосование -это проверка лояльности новому титульному клану или, наоборот, нелояльности клану, чей губернатор Владимир Артяков был скоропостижно отправлен в отставку 4 года назад. И это притом, что кандидатура Артякова рассматривалась в качестве главного претендента на пост супергубернатора суперрегиона, который должен был быть создан, если бы в 2012 г. Владимир Путин все-таки не пошел бы на выборы президента РФ. Напомним, что альтернативным кандидатом на выборах президента РФ в марте 2012 г. стал Михаил Прохоров. Укрупнение регионов — одна из основных идей, продвигаемых Прохоровым. Выгодополучатели данной идеи — это крупнейшие экономические кланы федерального уровня (см. «Хронограф» №10 (580) от 4.04.16). В первую очередь Ростех. Один из суперрегионов мог бы почти полностью уложиться в границы сегодняшнего Приволжского федерального округа (ПФО). Почти во всех регионах ПФО у Ростеха присутствуют экономические интересы, но далеко не все главы этих регионов лояльны Чемезову. Бороться с ними можно, в т.ч. и политическим путем. В Ростехе, вероятно, это понимают очень хорошо.

Под Ростехом весь оборонпром страны. До сих пор на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) сильны традиции, созданные в бытность «красных директоров». До сих пор трудовые коллективы этих предприятий в основной своей массе — это люди, существенная часть жизни которых прошла во времена СССР. Они отчетливо помнят, что во времена СССР работники оборонных предприятий были трудовой элитой страны. С учетом этого несложно догадаться, почему в сегодняшних экономических реалиях регионы присутствия Ростеха наиболее предрасположены к участию в формировании т.н. красного пояса. Напомним, что основа промышленного потенциала Самары — это предприятия ОПК и их смежники. Следовательно, в электоральном плане Ростеху здесь есть на кого опереться, а у КПРФ появляется реальный шанс на победу.

В общем, в бюллетенях для предварительного голосования ЕР следовало предусмотреть графу «против всех», чтобы сторонники Ростеха тоже могли волеизъявиться. С учетом того, что голосование рейтинговое, бенефициары партийных списков не пострадали бы.

Ситуация для античемезовского лобби сегодня представляется благоприятной.

На это указывает ряд событий. В частности, ослабление позиций начальника ГУ МВД России по Самарской обл. Сергея Солодовникова (см. «Хронограф» №14 (584) от 16.05.16). В интервью газете (официальный печатный орган правительства Самарской обл.) «Волжская коммуна» (ВК) губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин, комментируя убийство семьи полковника полиции Андрея Гошта, заявил: «Гошт предпринимал активные действия по борьбе с незаконными врезками в нефтепроводы, наркоманией, контрафактным алкоголем и другими преступными проявлениями. И, к сожалению, вероятнее всего, его активная позиция по наведению порядка и привела к этой страшной трагедии». Это было сделано после публикации официальной версии случившегося, которая, мягко говоря, у наблюдателей вызывает некоторый скепсис и совсем не совпадает с тезисами губернатора.

Кроме того, создается впечатление, что и на федеральном уровне у Чемезова начали возникать серьезные сложности. 8 мая на сайте «Радио Свобода» (PC) был размещен материал «Роспылесос» Сергея Чемезова» (http://www.svobo-da.org/content/article/27722358. html). Статья носит признаки месседжа группе лиц, принимающих решения. В частности, в ней отсутствуют описания тех секторов деятельности Чемезова, которые могли бы затронуть имидж президента РФ Владимира Путина. При этом целый абзац посвящен связи Чемезова с бизнесменом Михаилом Прохоровым. (Примечательно, что версию о поддержке Ростехом Прохорова на президентских выборах 2012 г. ОАЕ «Хронограф» озвучил еще более месяца назад (см. «Хронограф» №10 (580) от 4.04.16).) Одновременно началось административное давление на подконтрольный Прохорову медиахолдинг РБК. В ЕР возникли проблемы у одного из политических локомотивов Ростеха – Александра Хинштейна. Хотя никто не мешает Хинштейну летом возродиться на политическом поле под флагом КПРФ.

Отцы-либералы

Таким образом, в преддверии выборов Сергей Чемезов, несмотря на свое межрегиональное доминирование, стал получать серьезные удары от своих клановых оппонентов. Причем противоречия могут оказаться принципиальными. В своем пространном интервью на PC председатель Партии народной свободы (ПАРНАС) Михаил Касьянов заявил, что конфликт с Путиным у него начался из-за вопроса выделения из ПАО «Газпром» транспортной составляющей (!) (http://www.svo-boda.org/content/transcript/ 27674900.html). В чем заключается либеральность или институциональность этой идеи, вряд ли может объяснить даже сам Касьянов. Зато в списке желающих поуправлять газпромовской трубой Ростех вполне мог занимать одно из первых мест. Тем более люди из ближайшего окружения Чемезова в свое время имели не только представление об этом, но даже опыт такой работы. Его вторая супруга Екатерина Игнатова имела отношение к бизнесу газовой компании «Итера». Вот как об этом пишет ИА «РУСПРЕС» в своей статье «Офшоры... клана Чемезовых», опубликованной 19 апреля 2016 г.: «Станислав Чемезов по просьбе отца был взят на работу в компанию «Итера», которая некоторое время была вторым после «Газпрома» производителем и поставщиком российского газа. Параллельно принадлежащий Екатерине Игнатовой белиз-ский офшор Elsamex Enterprises Ltd. стал контролировать крупный пакет акций «Итеры», (http:// www.rospres.com/hearsay/18047).

До назначения на пост председателя правления ОАО «Газпром» (с 2015 г. ПАО) Алексея Миллера компания «Итера» имела льготные условия доступа к «Единой системе газоснабжения России», принадлежащей Газпрому. Такую возможность «Итере» представил предыдущий глава Газпрома Рем Вяхирев. Детали этой истории описала газета «Совершенно секретно» в статье «ГАЗОкосильщики», опубликованной 1 апреля 1999 г. (http://www. sovsekretno.ru/articles/id/328).

Несмотря на текущие поражения, Чемезов может усилить свои позиции, исторически имея потенциальных союзников среди кланов РФ. В 2013 г. «Итера» была поглощена структурами ОАО «НК «Роснефть». Это случилось после того, как Роснефть возглавил Игорь Сечин. О доступе к трубе Газпрома мечтают и в Группе «НОВАТЕК» Леонида Михельсона, которая сегодня делит с Роснефтью (после слияния с «Итерой») второе место по объемам добычи газа в стране. Но именно по этой причине клан Сечина ни при каких обстоятельствах не позволит Группе «НОВАТЭК» приблизиться к трубе Газпрома. Более того, вспоминается конфликт, который всплыл на поверхность в ходе одного из заседаний Госсовета под председательством Путина. В ходе мероприятия Сечин пожаловался Путину на НОВАТЭК, что тот хочет закупать танкеры по перевозке сжиженного газа в обход проекта, который Сечин собирался организовать в виде совместного предприятия с Ростехом и инвесторами из Южной Кореи. Из чего следует, что кланы Чемезова и Сечина способны на тактический союз в противостоянии с Газпромом и Группой «НОВАТЭК».

Пишут историю

Основную долю отпускной для потребителя цены в газпромовском газе составляет стоимость его транспортировки по самой крупной в мире трубопроводной газотранспортной системе. Председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер прекрасно понимает, что без трубопроводной транспортировки у Газпрома при таком развитии событий осталось бы лишь малорентабельное занятие добывать газ.

Следует обратить внимание на то, что председатель правительства РФ и партии ЕР Дмитрий Медведев считается креатурой Миллера. Теперь понятно, почему, занимая пост президента РФ, Медведев неустанно делал заявления о неэффективности госкопораций? И почему в независимых и оппозиционных СМИ постоянно появляется один и тот же вброс о работе Путина и Миллера в мэрии Анатолия Собчака?

Пришло время напомнить, что основным бизнес-партнером Михельсона является бенефициар ОАО «Стройтрансгаз» (СТГ) Геннадий Тимченко. Можно, конечно, было бы представить и другие атрибуты бизнеса Тимченко, просто СТГ является традиционным подрядчиком Газпрома при создании инфраструктурных объектов. Впрочем, и сам Тимченко человек непростой, все-таки друг президента.

В общем, Самарская обл. оказалась в эпицентре всероссийского кланового противостояния. На глазах самарцев пишется новейшая история России со всеми вытекающими отсюда последствиями.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.