Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (577) | 9 марта 2016г.
 

Пропало полмиллиарда

Зачем Александр Кобенко приватизировал ГФПП

Андрей Неретин

В феврале стало известно о регистрации отчета об итогах выпуска акций АО «Гарантийный фонд Самарской обл.» (ГФСО). Указанное событие следует считать завершением процесса так называемого «преобразования» ГУП «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской обл.» (ГФПП) в ГФСО. Любопытно, что в день превращения ГФПП в ГФСО из уставного капитала общества куда-то улетели 555 млн р. Министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. и по совместительству председатель совета директоров ГФСО Александр КОБЕНКО объяснить данный «фокус» затруднился.

По одной из версий, приватизация фонда поддержки предпринимателей могла быть затеяна ради списания указанной суммы, безвозвратно утерянной в рухнувших банках, где держал свои счета ГФПП.

Преобразование ГФПП в ГФСО проводилось в соответствии с решением о приватизации, принятым 20 ноября 2015 г. (приказ министерства имущественных отношений Самарской обл. № 2970). Впрочем, данное событие уместнее называть не преобразованием, а образованием нового юридического лица с ликвидацией прежней организации. Причем сведения о прекращении деятельности ГФПП и сведения о создании ГФСО были внесены в ЕГРЮЛ в один день — 23 декабря 2015 г. В этот день ГФПП с ИНН 6316138920 прекратил свое существование, а ему на смену пришел ГФСО с ИНН 6315007931. Кроме того, изменился и адрес регистрации. Если ГФПП был зарегистрирован по ул. Ново-Садовой, то ГФСО прописался по ул. Молодогвардейской.

С формальной точки зрения ГФСО связывает с его предшественником ГФПП лишь запись в ЕГРЮЛ, где новообразованная организация указывается в качестве правопреемника ГФПП, а также п. 3.1 Устава ГФСО, который гласит: «Общество является полным правопреемником Государственного унитарного предприятия Самарской обл. «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской обл.» (ОГРН 1086316010340, ИНН 6316138920) по всем правам и обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников».

Однако в таком случае возникает вопрос, в полной ли мере ГФСО отвечает по такому имущественному параметру ГФПП, как размер уставного капитала. По состоянию на 23 декабря 2015 г. (дату прекращения деятельности) уставный фонд ГФПП составлял, согласно ЕГРЮЛ, 1,437 млрд р. Однако уставный капитал ГФСО при создании (в тот же день 23 декабря 2015 г.) был положен в размере всего 882 млн р. Т.е. уставный капитал ГФСО мгновенно уменьшился по сравнению с уставным фондом предшественника почти на 555 млн р. Куда в течение светового дня исчезло более полумиллиарда рублей, в учредительных документах правопреемника не поясняется.

Редакция Областного аналитического еженедельника «Хронограф» в начале февраля обратилась к возглавляющему совет директоров ГФСО Александру Кобенко с просьбой прокомментировать столь странное «преобразование» фонда. Однако от самого Кобенко до сих пор никаких пояснений не последовало. Зато появилась информация, что министр срочно засобирался в отпуск. Вопрос об исчезновении 555 млн р. из уставного капитала фонда решилась прокомментировать генеральный директор ГФСО Юлия Красина. «Промежуточная отчетность ГУП «ГФППСО» по состоянию на 30.09.15 сформирована по правилам бухгалтерского учета нарастающим итогом и отражает финансовые результаты деятельности ГУП «ГФППСО» с момента его создания, а соответственно включает в себя созданные резервы по сомнительным долгам ГУП «ГФППСО» в связи с отзывом лицензий в ООО «Волжский социальный банк» (дата отзыва лицензии — 02.12.2013) и ОАО «Первый республиканский банк» (дата отзыва лицензии -05.05.14), в которых у ГУП «ГФППСО» были размещены денежные средства на счетах и которые в т.ч. сформировали убытки ГУП «ГФППСО» в размере 554,9 млн рублей, уменьшив величину чистых активов ГУП «ГФППСО» на эту же сумму», — рассказала Юлия Красина. Таким образом, по официальной версии, исчезновение 555 млн р. при приватизации ГФПП объясняется крахом финансово-кредитных учреждений, которые остались без лицензии.

Как следует из ответа Красиной, ГФСО намеревается вернуть их в ходе конкурсного производства обанкротившихся банков. Между тем в подобных случаях миссия возврата денежных средств для структур, похожих на ГФПП, становится практически невыполнимой. Кто в настоящий момент распоряжается этими деньгами, пока неизвестно.

Тем не менее есть и вторая версия растворения 555 млн р. ГФПП мог ходатайствовать перед одним из крупных банков («Газпромбанк» или ВТБ) о выдаче заведомо невозвратного кредита на указанную сумму одному из дружественных бенефициарам схемы юридических лиц, а сам выступить гарантом сделки. После невозврата ГФПП перечислил банку-кредитору обеспечение в указанном размере. А далее произошла вышеописанная приватизация с уменьшением уставного капитала. Списание «зависших» средств как безнадежных к возврату могло использоваться в качестве прикрытия сомнительной операции.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Юлия КРАСИНА, генеральный директор АО «ГФСО»

- Целесообразность приватизации ГУП «ГФППСО» и преобразование его в акционерное общество в первую очередь обусловлены невозможностью финансирования ГУП «ГФППСО» из областного и федерального бюджетов на цели его деятельности в прежней организационно-правовой форме -государственное унитарное предприятия Самарской обл.