Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (573) | 1 февраля 2016г.
 

Конец света

АВТОВАЗ спорит за полмиллиарда с поставщиком электроэнергии

Сейдамет Абреков

На 20 и 22 января было намечено продолжение споров ООО «РТ-Энерготрейдинг» (РТ-ЭТ) с ОАО «АВТОВАЗ». РТ-ЭТ, являющееся дочерним обществом ГК «Ростех», генеральным директором которого является Сергей ЧЕМЕЗОВ, пытается взыскать 474,8 млн р. за поставленную электроэнергию. Вероятно, президент АВТОВАЗа Бу АНДЕРССОН (на фото) решил, что Ростех слишком много зарабатывает на поставках на АВТОВАЗ.

Удобная «дочка»

РТ-ЭТ, чьим генеральным директором записан Роман Ткаченко, является сбытовой компанией, работающей в сфере электроэнергетики. На собственном сайте РТ-ЭТ так себя характеризует: «РТ-ЭТ является полноправным участником оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ) и осуществляет энергоснабжение ряда крупных промышленных предприятий на территории 10 субъектов Российской Федерации». Кроме того, по данным портала РТ-ЭТ: «Целью создания общества является централизация закупок электрической энергии (мощности) для организаций Государственной корпорации (ГК) «Ростех».

Что касается деталей споров с АВТОВАЗом, то в рамках дела №А55-29908/2015 сообщалось следующее: «ООО «РТ-ЭТ» обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «АВТОВАЗ» о взыскании 184,1 млн р. задолженности по договору энергоснабжения № 51001-08 от 14 ноября 2008 г. за период с 1 октября 2014 г. по 31 декабря 2014 г.». В рамках аналогичного дела, получившего №А55-29909/2015, говорится о долге 290,8 млн р. Как можно убедиться, в данном деле речь идет о долге всего за 3 месяца, в течение которых поставки были осуществлены на 184,1 млн р., т. е., исходя из суммы, примерно 61,5 млн р. в месяц. Если говорить о годовом обороте, то получается, что речь идет о сумме в районе 700-800 млн р. Есть за что спорить.

Вопросы к посреднику

Важно отметить, что разногласия относительно оплаты за электроэнергию между РТ-ЭТ и АВТОВАЗом возникли после того, как президентом АВТОВАЗа стал Бу Андерссон — ставленник альянса Renault-Nissan. Ранее, когда в качестве президентов АВТОВАЗ возглавляли Игорь Комаров и Борис Алешин — ставленники ГК «Ростех», споров по этому поводу не возникало. Это было вполне логично, ведь РТ-ЭТ является дочерним зависимым обществом Ростеха, генеральным директором которых является Сергей Чемезов. До поры Чемезов был еще и председателем совета директоров АВТОВАЗа. А значит, процесс покупки электроэнергии у РТ-ЭТ шел гладко, ни цена, ни объемы под сомнение не ставились.

Но все изменилось после того, как контрольный пакет акций АВТОВАЗа перешел к альянсу Renault-Nissan. Комаров покинул АВТОВАЗ, президентом компании стал Бу Андерссон, который начал процесс оптимизации затрат по всем направлениям, в т. ч. и по линии покупки электроэнергии. Это вполне разумно, ведь данные затраты влияют на конечную стоимость продукции АВТОВАЗа. Чем больше затраты, тем менее конкурентными получаются автомобили Lada.

Следует заметить, что споры за 184,1 и 290,8 млн р. — не первые из подобных. Между АВТОВАЗом и РТ-ЭТ был спор, который рассматривался в рамках арбитражного дела №А55-24979/2013. Тогда суд попросил РТ-ЭТ представить обоснование фиксированной цены 2200 р./МВт-ч, из расчета которой компания, судя по всему, выставляла счета АВТОВАЗу начиная с 1 января 2013 г. Кроме того, суд попросил представить обоснование и расчет фиксированной цены 2520 р./МВт-ч, включая правовое обоснование, по которому РТ-ЭТ рассчитывало цену поставки начиная с 1 июля 2013 г. Т. е. всякий раз и у АВТОВАЗа, и у суда возникали вопросы относительно обоснования цены на электроэнергию. Очевидно, на АВТОВАЗе считали, что на оптовом рынке она была много меньше, чем полагали в РТ-ЭТ. Были основания так считать, поскольку, по данным портала ОАО «АТС» — компании, которая проводит торги и обеспечивает расчеты между производителями и покупателями электроэнергии, можно узнать, что на 1 января 2013 г. суточный индекс цены на 1 Мвт-ч находится на отметке примерно 1200 р., тогда как в судебных материалах фигурировала цена 2200 р./МВт-ч, по которой РТ-ЭТ продавало электроэнергию АВТОВАЗу. На 1 июля 2013 г. портал АТС давал данные, что индекс цены находился в районе 1400 р./МВт-ч. Тогда как на эту же дату РТ-ЭТ показало цену в 2 520 р./МВт-ч. Показательно, что в рамках спора, получившего №А55-24979/2013, РТ-ЭТ предпочло отказаться от иска.

Ответное воспитание

Нетрудно догадаться, что и на сей раз — в рамках дел №№А55-29908/2015 и А55-29909/2015 вновь придется сравнивать рыночные цены на электроэнергию и цены, по которым формировали счета в РТ-ЭТ. Вопрос лишь в том, пойдут ли РТ-ЭТ и АВТОВАЗ до конца или вновь все закончится отзывом иска.

Показательно, что в 2013 г. отношения между Ростехом в лице Сергея Чемезова и АВТОВАЗом в лице Бу Андерссона значительно обострились, Чемезов даже позволял себе публично через СМИ критиковать Андерссона. Так, 9 и 10 ноября 2015 г. в ряде авторитетных СМИ федерального значения, таких как Информационное агентство «ТАСС» и газета «Ведомости», была распространена информация по этому поводу. В материале ТАСС были процитированы такие слова Сергея Чемезова: «У нас блокирующий пакет. Конечно, не все устраивает. Прежде всего не устраивает кадровая политика руководителя предприятия в отношении сокращения рабочих мест. Здесь, конечно, надо было действовать более аккуратно, деликатнее». На этом Чемезов, к удивлению многих, не завершил публично критиковать Андерссона. По его словам, переданным ТАСС, в 2008-2009 гг. на АВТОВАЗе было сокращено довольно много сотрудников, порядка 40 тыс. «Но не было такого шума... Мы совместно с руководителями губернии, совместно с министерством труда нашли возможности, как обустроить людей, как обучить новым специальностям. Здесь по методу обрезания народ выгнали на улицу. Эта практика, наверное, европейская, мы считаем, что этого делать нельзя, надо вести себя гибче», — цитирует ТАСС Чемезова. В завершение материала был дан прогноз, как Чемезов будет бороться с этим не устраивающим его явлением. «Конечно, у нас будет совет директоров, где мы будем встречаться с руководством Renault-Nissan. Вопрос стоит достаточно остро и в регионе, и в правительстве поднимался уже не раз. Вопрос о смене генерального директора АВТОВАЗа пока не стоит, но какую-то воспитательную работу надо провести», -подчеркнул Чемезов.

С учетом этих слов становится понятным, что на сей раз борьба между РТ-ЭТ и АВТОВАЗом будет жесткой. Видимо, Бу Андерссон нашел возможности, как ответить на «воспитательный процесс» со стороны Сергея Чемезова. И таких возможностей у шведского президента АВТОВАЗа немало.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Артем МАНЮХИН, сотрудник пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- Дела по искам находятся в производстве Арбитражного суда Самарской обл. на рассмотрении. До решения суда считаем комментирование информации по данным вопросам нецелесообразным.