1 февраля состоится очередное судебное заседание в рамках дела о банкротстве ОАО «АвтоВАЗагрегат». Его ход определит противостояние между двумя лагерями кредиторов — дружественных ГК «Ростех» и дружественных ОАО «АВТОВАЗ» во главе с его президентом Бу АНДЕРССОНОМ. Выяснилось, что в то время, пока контроль над АВТОВАЗом имел Ростех, чьим ставленником был теперь уже бывший президент компании Игорь КОМАРОВ, АВТОВАЗ отдал АвтоВАЗагрегату деньги и оборудование. Вернуть это в сегодняшних условиях будет почти невозможно.
Опечатка по временномуПроцедура банкротства ОАО «АвтоВАЗагрегат», генеральным директором которого является Виктор Козлов, была инициирована ООО «Майор». Определением Арбитражного суда Самарской обл. от 7 октября 2015 г. в отношении АвтоВАЗагрегата была введена процедура наблюдения. Временным управляющим был утвержден Евгений Малядский. За время введения процедуры наблюдения не только уже успели озвучить требования крупные кредиторы АвтоВАЗагрета, но и был отстранен от должности временного управляющего Евгений Малядский. Так, ООО СП «Витценманн-Руссия» добивалось замены Евгения Малядского на Александра Кузнецова. При этом ООО «Майор», по инициативе которого и была запущена процедура банкротства, вдруг сообщило, что в своем заявлении изначально просило утвердить временным управляющим именно Кузнецова. Якобы кандидатура Малядского появилась в результате опечатки. Так это или нет, доподлинно неизвестно, но представитель ОАО «АвтоВАЗагрегат» настаивал на том, чтобы временным управляющим оставался Малядский. Видимо, он устраивал кураторов АвтоВАЗагрегата из ГК «Ростех». Но в итоге апелляционная инстанция отменила определение суда, которым временным управляющим был назначен Евгений Малядский, и направила вопрос об утверждении временного управляющего АвтоВАЗагрегата на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Совершено очевидно, что от того, кто будет временным управляющим, зависит ход процедуры банкротства. 14 января в этой должности был утвержден Александр Кузнецов. Получается, доводы представителя АвтоВАЗагрегата не возымели действия на суд. Разбились на лагеряХод дела о банкротстве таков, что обнаружились достаточно примечательные кредиторы АвтоВАЗагрегата. Среди таких стоит выделить группу дружественных руководству предприятия организаций, которые контролируют требования в размере около 1,615 млрд р., и группу недружественных, возглавляет которую ОАО «АВТОВАЗ». В эту группу, помимо самого АВТОВАЗа, озвучившего требования в размере около 219 млн р., также входят Первичная профсоюзная организация АВТОВАЗа с символическим для этой процедуры банкротства требованием в 570 тыс. р. и ООО «Волжский машиностроительный завод» (ВМЗ), которое на 100% принадлежит АВТОВАЗу, с требованиями около 40,8 млн р. Итого, общий размер требования АВТОВАЗа и дружественных ему лиц — около 260 млн р., что значительно меньше, чем размер требований кредиторов, дружественных АвтоВАЗагрегату, таких как ОАО «Белебеевский завод «Автонормаль» (БелЗАН), которое является дочерним, зависимым обществом АвтоВАЗагрегата. | | Перед банкротством на АвтоВАЗагрегат было переведено оборудование на миллиарды
В стороне от этих групп можно назвать таких крупных кредиторов, как Федеральная налоговая служба России (89,1 млн р.), ООО «Металл-Сервис» (50 млн р.), ООО «Мир мягкой игрушки» (14 млн р.), ООО «Лада-Пресс» (32 млн р.), ООО НВП «ВЛАДИПУР» (118,6 млн р.), ООО «ИП-РОСС» (28,5 млн p.), TERNIK MALZEME TICARET VESAN. A.S. (EURO 421 545), ООО «Марчегалия ру» (25,1 млн р.), ООО «Совместное предприятие «Витценманн-Руссия» (12,3 млн р.), ООО «Атос АйТи Солюшенсэнд Сервисес» (14,8 млн р.), ООО «Радиокомплект» (15,4 млн р.), ООО «АВТО-ТОР-ПРОДАКШН» (29,3 млн р.), ООО «СимТэП» (14,4 млн р.), ООО «НИП Полипрен» (30,5 млн р.), ООО «Завод Сигнал» (29,3 млн р.) Вместе они контролируют задолженность АвтоВАЗагрегата в размере около 543 млн р. Вряд ли стоит говорить о том, что столь большое количество организаций имеет единое мнение относительно процедуры банкротства АвтоВАЗагрегата, однако возможность договориться у них, безусловно, существует. Вместе с тем, с учетом того что АвтоВАЗагрегат является поставщиком АВТОВАЗа, а не наоборот, природа возникновения долга перед АВТОВАЗом в размере 219 млн р. не может не удивлять. Скорее всего, он возник в то время, когда президентом АВТОВАЗа был ставленник ГК «Ростех» Игорь Комаров. АвтоВАЗагрегат управляется людьми, понятным руководству Ростеха и его генеральному директору Сергею Чемезову. Вполне возможно, что именно поэтому АВТОВАЗ дал взаймы АвтоВАЗагрегату более 200 млн р. Подтверждают тезис о высокой лояльности АВТОВАЗа времен Игоря Комарова к АвтоВАЗагрегату два судебных процесса с участием этих компаний, которые идут параллельно делу о банкротстве. Речь о делах №А55-24606/2015 и А55-24604/2015. Их 12 января 2015 г. инициировал АВТОВАЗ. В рамках дела №А55-24604/2015 АВТОВАЗ просит суд обязать ОАО «АвтоВАЗагрегат» «вернуть истцу за свой счет удерживаемое имущество, переданное по акту приема-передачи оснастки на испытание (вх. № 47-сл от 3 февраля 2015 г.) вместе с относящимися к ней принадлежностями и конструкторской документацией». Аналогичное требование озвучено в рамках дела №А55-24606/2015. Какая все-таки трогательная забота была у АВТОВАЗа за своего поставщика: и денег давал, и оборудование! Сказка, да и только. Лобовая атакаПосле того как президентом АВТОВАЗа стал Бу Андерссон, отношения между АВТОВАЗом и АвтоВАЗагрегатом испортились. По этому поводу директор АвтоВАЗагрегата Виктор Козлов в октябре 2015 г. сообщал «Хронографу» следующее: «Прошедший и текущий год стали достаточно сложными для предприятия, т.к. с июля 2013 г. ОАО «АВТОВАЗ» не компенсирует затраты ОАО «АвтоВАЗагрегат», связанные с ростом тарифов на эл/энергию, тепло, газ, стоимость ГСМ, транспортных услуг, индексации з/платы и т.д., и практически не принимает повышение цен, связанное с удорожанием ТМЦ, поставляемых для ОАО «АвтоВАЗагрегат» поставщиками, номинированными ОАО «АВТОВАЗ». | | ОАО «АвтоВАЗагрегат» с 1 июля 2014 г. снизило цены на поставляемые сиденья на 2-4% и по требованию ОАО «АВТОВАЗ» согласилось на увеличение рассрочки платежа от с 20+5 дней на 50+5 дней, а с сентября 2014 г. -до 75 дней. Данное увеличение сроков оплаты за поставленную продукцию в адрес ОАО «АВТОВАЗ» привело к существенной задолженности перед поставщиками ОАО «АвтоВАЗагрегат». В результате поставщики прекратили отгрузку материалов и комплектующих в адрес ОАО «АвтоВАЗагрегат». Снижение заказов от основного покупателя (ОАО «АВТОВАЗ») приводит к дестабилизации производства и вызывает дополнительные затраты, связанные с оплатой простоев персонала, а далее оплатой сверхурочной работы (58 723 тыс. р.), закупкой ТМЦ... С учетом указанных обстоятельств финансовый результат от производственной деятельности за I полугодие 2015 г. составил 491 млн р. убытка». Однако Козлов почему-то не сказал о том, что возглавляемое им предприятие получило оборудование и денежные средства от АВТОВАЗа. Наверное, забыл. До поры Бу Андерссон публично не комментировал взаимоотношения с Ростехом и его сателлитами. Но всему есть предел. 25 января 2016 г. на сайте издания РосБизнесКонсалтинг (РБК) был опубликован обширный материал, посвященный ситуации на АВТОВАЗе, где много внимания было уделено словам Андерссона. В частности, президент АВТОВАЗа сказал: «АвтоВАЗагрегат прекратил поставку сидений... АвтоВАЗагрегат больше поставщиком завода не является». Во многом из-за того, что АВТОВАЗ в лице Бу Андерссона отказался покупать продукцию АвтоВАЗагрегата, это предприятие и докатилось до банкротства. Вот уже почти полгода, как производство на АвтоВАЗагрегате остановлено, работники либо уволены, либо находятся в простое. АВТОВАЗ в свою очередь перешел на других поставщиков по номенклатуре, ранее поставляемой АвтоВАЗагрегатом. С пониманием этого расклада стоит спрогнозировать, что АВТОВАЗ (по крайней мере под руководством Бу Андерссона) имеет немного шансов вернуть 260 млн р., которые каким-то образом оказались у АвтоВАЗагрегата. Тот же самый вывод справедлив и для оборудования. В то же время по итогам визита председателя правительства России Дмитрия Медведева в Тольятти, состоявшегося 22 января и посвященного разрешению проблем, накопившихся в автомобилестроительной отрасли, было сделано заявление о том, что на поддержку отрасли из бюджета будет выделено 50 млрд р. Совершенно очевидно, что существенную часть этих средств получит ОАО «АВТОВАЗ». Т.е. потери будут скомпенсированы. Правда, в очередной раз за счет бюджета. Вместе с тем будет неудивительно, если, пользуясь правами кредитора, АВТОВАЗ будет активно вникать во все детали финансово-хозяйственной деятельности своего вчерашнего поставщика. Однако во многом АВТОВАЗ будет зависеть от взглядов на процесс банкротства временного и конкурсного управляющих. А в этом вопросе, как можно видеть, единства пока нет. "Хронограф" будет следить за развитием событий. |