Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (573) | 1 февраля 2016г.
 

Борьба Андерссона

Кризис и Ростех могут сделать конец шведской сказки печальным

Сейдамет Абреков

1 февраля состоится очередное судебное заседание в рамках дела о банкротстве ОАО «АвтоВАЗагрегат». Его ход определит противостояние между двумя лагерями кредиторов — дружественных ГК «Ростех» и дружественных ОАО «АВТОВАЗ» во главе с его президентом Бу АНДЕРССОНОМ. Выяснилось, что в то время, пока контроль над АВТОВАЗом имел Ростех, чьим ставленником был теперь уже бывший президент компании Игорь КОМАРОВ, АВТОВАЗ отдал АвтоВАЗагрегату деньги и оборудование. Вернуть это в сегодняшних условиях будет почти невозможно.

Опечатка по временному

Процедура банкротства ОАО «АвтоВАЗагрегат», генеральным директором которого является Виктор Козлов, была инициирована ООО «Майор». Определением Арбитражного суда Самарской обл. от 7 октября 2015 г. в отношении АвтоВАЗагрегата была введена процедура наблюдения. Временным управляющим был утвержден Евгений Малядский. За время введения процедуры наблюдения не только уже успели озвучить требования крупные кредиторы АвтоВАЗагрета, но и был отстранен от должности временного управляющего Евгений Малядский. Так, ООО СП «Витценманн-Руссия» добивалось замены Евгения Малядского на Александра Кузнецова. При этом ООО «Майор», по инициативе которого и была запущена процедура банкротства, вдруг сообщило, что в своем заявлении изначально просило утвердить временным управляющим именно Кузнецова. Якобы кандидатура Малядского появилась в результате опечатки.

Так это или нет, доподлинно неизвестно, но представитель ОАО «АвтоВАЗагрегат» настаивал на том, чтобы временным управляющим оставался Малядский. Видимо, он устраивал кураторов АвтоВАЗагрегата из ГК «Ростех». Но в итоге апелляционная инстанция отменила определение суда, которым временным управляющим был назначен Евгений Малядский, и направила вопрос об утверждении временного управляющего АвтоВАЗагрегата на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Совершено очевидно, что от того, кто будет временным управляющим, зависит ход процедуры банкротства. 14 января в этой должности был утвержден Александр Кузнецов. Получается, доводы представителя АвтоВАЗагрегата не возымели действия на суд.

Разбились на лагеря

Ход дела о банкротстве таков, что обнаружились достаточно примечательные кредиторы АвтоВАЗагрегата. Среди таких стоит выделить группу дружественных руководству предприятия организаций, которые контролируют требования в размере около 1,615 млрд р., и группу недружественных, возглавляет которую ОАО «АВТОВАЗ». В эту группу, помимо самого АВТОВАЗа, озвучившего требования в размере около 219 млн р., также входят Первичная профсоюзная организация АВТОВАЗа с символическим для этой процедуры банкротства требованием в 570 тыс. р. и ООО «Волжский машиностроительный завод» (ВМЗ), которое на 100% принадлежит АВТОВАЗу, с требованиями около 40,8 млн р. Итого, общий размер требования АВТОВАЗа и дружественных ему лиц — около 260 млн р., что значительно меньше, чем размер требований кредиторов, дружественных АвтоВАЗагрегату, таких как ОАО «Белебеевский завод «Автонормаль» (БелЗАН), которое является дочерним, зависимым обществом АвтоВАЗагрегата.

Перед банкротством на АвтоВАЗагрегат было переведено оборудование на миллиарды
Перед банкротством на АвтоВАЗагрегат было переведено оборудование на миллиарды

В стороне от этих групп можно назвать таких крупных кредиторов, как Федеральная налоговая служба России (89,1 млн р.), ООО «Металл-Сервис» (50 млн р.), ООО «Мир мягкой игрушки» (14 млн р.), ООО «Лада-Пресс» (32 млн р.), ООО НВП «ВЛАДИПУР» (118,6 млн р.), ООО «ИП-РОСС» (28,5 млн p.), TERNIK MALZEME TICARET VESAN. A.S. (EURO 421 545), ООО «Марчегалия ру» (25,1 млн р.), ООО «Совместное предприятие «Витценманн-Руссия» (12,3 млн р.), ООО «Атос АйТи Солюшенсэнд Сервисес» (14,8 млн р.), ООО «Радиокомплект» (15,4 млн р.), ООО «АВТО-ТОР-ПРОДАКШН» (29,3 млн р.), ООО «СимТэП» (14,4 млн р.), ООО «НИП Полипрен» (30,5 млн р.), ООО «Завод Сигнал» (29,3 млн р.) Вместе они контролируют задолженность АвтоВАЗагрегата в размере около 543 млн р. Вряд ли стоит говорить о том, что столь большое количество организаций имеет единое мнение относительно процедуры банкротства АвтоВАЗагрегата, однако возможность договориться у них, безусловно, существует.

Вместе с тем, с учетом того что АвтоВАЗагрегат является поставщиком АВТОВАЗа, а не наоборот, природа возникновения долга перед АВТОВАЗом в размере 219 млн р. не может не удивлять. Скорее всего, он возник в то время, когда президентом АВТОВАЗа был ставленник ГК «Ростех» Игорь Комаров. АвтоВАЗагрегат управляется людьми, понятным руководству Ростеха и его генеральному директору Сергею Чемезову. Вполне возможно, что именно поэтому АВТОВАЗ дал взаймы АвтоВАЗагрегату более 200 млн р.

Подтверждают тезис о высокой лояльности АВТОВАЗа времен Игоря Комарова к АвтоВАЗагрегату два судебных процесса с участием этих компаний, которые идут параллельно делу о банкротстве. Речь о делах №А55-24606/2015 и А55-24604/2015. Их 12 января 2015 г. инициировал АВТОВАЗ. В рамках дела №А55-24604/2015 АВТОВАЗ просит суд обязать ОАО «АвтоВАЗагрегат» «вернуть истцу за свой счет удерживаемое имущество, переданное по акту приема-передачи оснастки на испытание (вх. № 47-сл от 3 февраля 2015 г.) вместе с относящимися к ней принадлежностями и конструкторской документацией».

Аналогичное требование озвучено в рамках дела №А55-24606/2015. Какая все-таки трогательная забота была у АВТОВАЗа за своего поставщика: и денег давал, и оборудование! Сказка, да и только.

Лобовая атака

После того как президентом АВТОВАЗа стал Бу Андерссон, отношения между АВТОВАЗом и АвтоВАЗагрегатом испортились. По этому поводу директор АвтоВАЗагрегата Виктор Козлов в октябре 2015 г. сообщал «Хронографу» следующее: «Прошедший и текущий год стали достаточно сложными для предприятия, т.к. с июля 2013 г. ОАО «АВТОВАЗ» не компенсирует затраты ОАО «АвтоВАЗагрегат», связанные с ростом тарифов на эл/энергию, тепло, газ, стоимость ГСМ, транспортных услуг, индексации з/платы и т.д., и практически не принимает повышение цен, связанное с удорожанием ТМЦ, поставляемых для ОАО «АвтоВАЗагрегат» поставщиками, номинированными ОАО «АВТОВАЗ».

ОАО «АвтоВАЗагрегат» с 1 июля 2014 г. снизило цены на поставляемые сиденья на 2-4% и по требованию ОАО «АВТОВАЗ» согласилось на увеличение рассрочки платежа от с 20+5 дней на 50+5 дней, а с сентября 2014 г. -до 75 дней. Данное увеличение сроков оплаты за поставленную продукцию в адрес ОАО «АВТОВАЗ» привело к существенной задолженности перед поставщиками ОАО «АвтоВАЗагрегат». В результате поставщики прекратили отгрузку материалов и комплектующих в адрес ОАО «АвтоВАЗагрегат». Снижение заказов от основного покупателя (ОАО «АВТОВАЗ») приводит к дестабилизации производства и вызывает дополнительные затраты, связанные с оплатой простоев персонала, а далее оплатой сверхурочной работы (58 723 тыс. р.), закупкой ТМЦ... С учетом указанных обстоятельств финансовый результат от производственной деятельности за I полугодие 2015 г. составил 491 млн р. убытка». Однако Козлов почему-то не сказал о том, что возглавляемое им предприятие получило оборудование и денежные средства от АВТОВАЗа. Наверное, забыл.

До поры Бу Андерссон публично не комментировал взаимоотношения с Ростехом и его сателлитами. Но всему есть предел. 25 января 2016 г. на сайте издания РосБизнесКонсалтинг (РБК) был опубликован обширный материал, посвященный ситуации на АВТОВАЗе, где много внимания было уделено словам Андерссона. В частности, президент АВТОВАЗа сказал: «АвтоВАЗагрегат прекратил поставку сидений... АвтоВАЗагрегат больше поставщиком завода не является». Во многом из-за того, что АВТОВАЗ в лице Бу Андерссона отказался покупать продукцию АвтоВАЗагрегата, это предприятие и докатилось до банкротства. Вот уже почти полгода, как производство на АвтоВАЗагрегате остановлено, работники либо уволены, либо находятся в простое. АВТОВАЗ в свою очередь перешел на других поставщиков по номенклатуре, ранее поставляемой АвтоВАЗагрегатом.

С пониманием этого расклада стоит спрогнозировать, что АВТОВАЗ (по крайней мере под руководством Бу Андерссона) имеет немного шансов вернуть 260 млн р., которые каким-то образом оказались у АвтоВАЗагрегата. Тот же самый вывод справедлив и для оборудования. В то же время по итогам визита председателя правительства России Дмитрия Медведева в Тольятти, состоявшегося 22 января и посвященного разрешению проблем, накопившихся в автомобилестроительной отрасли, было сделано заявление о том, что на поддержку отрасли из бюджета будет выделено 50 млрд р. Совершенно очевидно, что существенную часть этих средств получит ОАО «АВТОВАЗ». Т.е. потери будут скомпенсированы. Правда, в очередной раз за счет бюджета.

Вместе с тем будет неудивительно, если, пользуясь правами кредитора, АВТОВАЗ будет активно вникать во все детали финансово-хозяйственной деятельности своего вчерашнего поставщика. Однако во многом АВТОВАЗ будет зависеть от взглядов на процесс банкротства временного и конкурсного управляющих. А в этом вопросе, как можно видеть, единства пока нет.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.