Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (573) | 1 февраля 2016г.
 

Секреты ценообразования

За что заплатят пассажиры в Тольятти

Борис Кротов

26 января УФАС по Самарской обл. объявило о своем намерении проверить на обоснованность повышение платы за проезд в пассажирском транспорте г.о. Тольятти. Ведомство сообщило о сразу нескольких жалобах, которые поступили от жителей города, на резкое увеличение стоимости проезда. Очевидно, что проверке обоснованности роста тарифов подвергнутся и коммерческие перевозчики, и муниципальные транспортные предприятия — МП «ТТУ» и МП ТП «АТП-3». «Хронограф» попытался разобраться, на что перевозчикам сейчас нужны деньги и куда они пойдут.

Социальный вопрос

Напомним, с 1 января 2016 г. стоимость проезда в автобусах и троллейбусах муниципальной сети возросла с 20 р. до 25 р., а проезд по маршрутам коммерческих компаний-перевозчиков теперь подорожал до 27 р., ранее он стоил 20 р. «В случае подтверждения признаков нарушения антимонопольного законодательства по итогам рассмотрения поступивших обращений Самарским УФАС России будут приняты меры реагирования в соответствии с компетенцией», — сообщает ведомство.

2016 г. станет одним из первых, которые муниципальные предприятия, в т.ч. ТП «АТП-3», встречают в новых условиях. Во-первых, явно ощущается недостаток субсидирования перевозок льготных категорий граждан. Еще в 2015 г. было заявлено, что заложенного объема субсидий хватит только до октября 2015 г., а в общем для удовлетворения нужд предприятия не хватает порядка 100 млн р. За счет повышения цены проезда разрыв удалось скомпенсировать, и сейчас речь идет о диспропорции между потребностями и возможностями предприятия на 50 млн р.

Она была утверждена в мэрии Тольятти в конце 2015 г., а коммерческие перевозчики новые расценки утвердили сами — их тарифы являются нерегулируемыми. Впрочем, для жителей Тольятти есть и экономная альтернатива — опять же не без участия муниципальных перевозчиков. В случае приобретения электронного проездного (т.н. электронного кошелька) одна поездка обойдется пассажиру в 23 р. — правда, только на муниципальном транспорте. Альтернативные перевозчики с электронными средствами оплаты не работают, предпочитая живые деньги. Следует оговориться, что себестоимость поездки в муниципальном транспорте сейчас составляет порядка 35 р. Разницу МП получает в виде субсидий.

Более высокие расходы на одну поездку обусловлены целым рядом факторов. Во-первых, это необходимость содержать не только штат водителей и кондукторов, а также покупать ГСМ для подвижного состава. Помимо этих расходных статей, в обязанности предприятия входит уплата налогов и обязательных сборов (ведь весь персонал трудоустроен официально и пользуется всеми социальными гарантиями).

В качестве примера можно привести следующие данные. Только для того, чтобы утром все автобусы вышли на привычные маршруты (как вазовские, так и городские), предприятию требуется 22 медсестры, проводящие предрейсовый осмотр, 50 диспетчеров, 18 механиков ОТК, а также 300 водителей и 150 кондукторов. Вряд ли в Тольятти есть еще одно предприятие, способное одномоментно закрыть такие объемы работы и сразу вывести на работу такое количество персонала, занятого в пассажирских перевозках.

Это один из немногих в своем роде уникальных для Тольятти коллективов, способных решать логистические задачи по перемещению пассажиропотока в условиях города с почти миллионным населением. Поэтому руководство предприятия делает все возможное, чтобы сохранить именно трудовой потенциал МП ТП «АТП-3». «Если говорить о сокращении персонала на предприятии, то сейчас можно говорить о естественной убыли. Кто-то выходит на пенсию, кто-то нашел другую работу, замену мы им не ищем. С началом кризиса нам удалось доукомплектовать новым персоналом практически все службы, и сейчас мы прилагаем усилия для того, чтобы сохранить то, что есть. Сокращаем другие расходы — допустим, нерентабельные маршруты, доставку персонала до рабочего места и обратно, отказываемся от услуг коммерческих перевозчиков на наших маршрутах. Крутимся как можем, изыскивая способы заработка для нашего коллектива. С ним проблем нет -люди держатся за места, проявляют инициативу в работе. Было бы непростительным упущением потерять опытный и слаженный коллектив», -рассказал директор МП ТП «АТП-3» Александр Абрамов.

Капитальные затраты

Не стоит сбрасывать со счетов и необходимость содержать материально-техническую базу предприятия, в которую, помимо административного корпуса, входят производственные и складские помещения, а также помещения для отдыха водителей в период между рейсами. Этих обязанностей частично или полностью лишены коммерческие перевозчики. Между тем у муниципалов содержание сопутствующей инфраструктуры пробивает в бюджете заметную брешь. Пример — МП «ТТУ», отказавшись от одного депо в Автозаводском р-не г. Тольятти, планирует сэкономить до 17 млн р. в год. Отказаться от содержания инфраструктуры крупные предприятия тоже не могут — во-первых, хранить, мыть и ремонтировать подвижной состав на улицах города невозможно; а во-вторых, законодательство движется в сторону ужесточения требований к перевозчикам. Не исключено, что в обозримом будущем все транспортные предприятия окажутся в условиях необходимости обзаведения собственной инфраструктурой для ремонта, хранения подвижного состава.

Что касается вложений в сопутствующую транспортную инфраструктуру, которые в обозримом будущем предстоят Тольятти, то она обусловлена появлением в Тольятти автобусов, работающих на газомоторном топливе. С их поставщиком в Тольятти уже определились, и в I кв. 2016 г. тольяттинцы должны оценить покупку стоимостью более 700 млн р. Для самого предприятия это приобретение существенное — как ранее заявлял главный инженер МП ТП «АТП-3» Александр Кулик, на сопутствующую инфраструктуру для эксплуатации автобусов потребуется порядка 28 млн р., которые МП намерено изыскать за счет экономии. И это при том, что закупленная техника состоит преимущественно из знакомых для специалистов МП узлов и агрегатов, т. е. опыт эксплуатации аналогичных машин уже частично имеется.

Таким образом, на предприятии стараются не «проедать» дополнительные средства, привлекаемые за счет повышения цены проезда, а вкладывать их в развитие. Даже в кризис.

А сейчас, пока условия между коммерческими перевозчиками и муниципалами фактически не равны, конкурировать муниципалы в основном могут более низкой ценой, без потери качества услуги. Более лояльные по сравнению с коммерческим транспортом расценки за проезд обусловлены желанием, с одной стороны, побороться за пассажиропоток, с другой — сохранить социальную составляющую в работе муниципальных транспортных предприятий. Не секрет, что одним из способов заработка транспортников долгое время было и остается осуществление перевозок в ОАО «АВТОВАЗ» . Сейчас в связи с высвобождением персонала на автогиганте и регулярными теперь простоями в работе предприятия рассчитывать на сохранение прежних объемов не приходится. Следовательно, приходится искать и находить новые формы заработка.

Прозрачный доход

Но вернемся к электронным проездным, распространение которых сейчас опосредованно стимулируется более низкой ценой проезда. В случае их массового распространения может получить вторую жизнь еще одна новация, которую пытались внедрить на тольяттинском пассажирском транспорте в конце 2015 г. А именно — установка турникетов.

К сожалению, эксперимент, который пытались провести на ряде маршрутов Тольятти, продемонстрировал, что транспортная сеть в существующем виде пока не готова к внедрению подобных улучшений. Время движения каждой единицы транспорта с турникетом увеличилось в среднем на 40 мин., возросли и расходы на ГСМ. При этом количество пассажиров и, соответственно, кондукторская выручка упали на 30%. Причина подобных результатов простая — большая часть пассажиров вынуждена была оплачивать проезд наличными, расчет принимал водитель, а в это время очередь из пассажиров ждала на улице. Многие из пассажиров, не желая ждать или ехать более медленно, уходили к коммерческим перевозчикам. Таким образом, оказалось, что без потери комфорта для пассажира от кондуктора отказаться все равно невозможно. А значит, зачем тогда турникет и все сопутствующие расходы на него?

«Турникеты — достаточно распространенное явление в мировой практике пассажирских перевозок. Говорить о том, полезны они или вредны именно в Тольятти на основании одних только умозаключений, было бы неправильным. Поэтому мы решились на эксперимент, чтобы в реальных условиях оценить, стоит или нет говорить о массовом внедрении такой практики. Пока наш эксперимент показал, что идея требует серьезной доработки. Тем не менее мы не отказываемся от идеи рассматривать и применять любые идеи по повышению платежной дисциплины. Факт получения субсидий из бюджета накладывает на нас обязательства по обеспечению финансовой прозрачности предприятия, и это один из приоритетов», -считает директор МП ТП «АТП-3» Александр Абрамов.