Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (571) | 18 января 2016г.
 

Эффективный секвестр

В ТГД сократили смету на собственное содержание

Егор Кошеров

13 января совет Думы г.о. Тольятти (ТГД) принял решение о сокращении сметы на содержание городского представительного органа власти, также был запущен проект решения, связанный с оптимизацией расходов на оплату работы помощников депутатов. Любопытно, что некоторые тольяттинские СМИ попытались проанонсировать, не разобравшись до конца в сути дела, финансовый вопрос. Причем однобоко трактуя планы по корректировке положения, касающегося денежного вознаграждения депутатов и должностных лиц. А вот кому и зачем нужно напускать туману, спекулируя при этом на словах президента, вопрос куда более интересный.

Любые финансовые темы всегда очень удобны для всякого рода умозаключений, ведь не вдаваясь в нюансы, на основе одних цифр можно просто делать выводы по принципу: увеличивают — плохо, сокращают — тоже плохо. Особенно колоритными не привязанные к логике умозаключения выглядят на фоне отдельных цитат президента и губернатора, предположений о якобы имеющемся нежелании следовать установкам первых лиц страны и региона, возлияниях о дефицитности бюджета и прочем.

Но так ли все на самом деле? Со слов инициатора рассмотрения вопроса депутата ТГД Михаила Носорева, известно, что работа над поправками, касающимися содержания должностных лиц и депутатов, велась задолго до принятия бюджета на 2016 г. Более того, никаких ноу-хау здесь нет, проект решения основан на практиках других муниципальных учреждений в Самарской, Московской и других областях. Проект не предполагает дополнительного финансирования, т.к. укладывается в общую смету. Более того, предложенные поправки должны были быть внесены еще 5 лет назад.

Ситуация в экономике города и страны действительно непростая. Не самыми приятными стали очередные новости о падении стоимости нефти и дальнейшей девальвации рубля. Именно с этим, возможно, будут связаны новые сокращения бюджетных расходов.

Что касается планового вопроса повестки о денежном содержании должностных лиц и депутатов, то известно, что проект о внесении изменений в положение был отозван в середине прошлой недели. Судя по всему, это может означать лишь то, что ТГД следует общему тренду по линии экономии средств бюджета.

Впрочем, ТГД всегда довольно гибко реагирует на проявления в экономике. Тольяттинские депутаты и раньше неоднократно призывали к сокращению расходов на содержание органов управления — и эти действия уже привели к тому, что впервые за много лет в бюджете текущего года, принятом 9 декабря, сокращены расходы на думу, мэрию и муниципальные учреждения (см. «Хронограф» №41 (569) от 14.12.15). Так, для мэрии, думы, департамента финансов, некоторых учреждений оно варьируется в пределах от 3 до 20%. При этом размер секвестирования сметы думы больше, нежели в чем мэрии.

Депутаты, работая над бюджетом в согласительной комиссии, видели, насколько ситуация напряженная. Поэтому решили быть последовательными в выполнении задачи по оптимизации финансирования органов управления, продолжив поэтапное сокращение расходов на обеспечение своей деятельности. Так, утвержденные суммы было решено откорректировать с учетом тезисов, озвученных губернатором в ходе ежегодного послания, а также на фоне общей ситуации. В частности, смета ТГД по решению совета думы была еще сокращена, общий секвестр составляет 6%. Были оптимизированы расходы на ГСМ, содержание помощников, охрану здания. Также оптимизация коснется как минимум двух направлений — штатная численность аппарата, как муниципальных служащих, так и технического персонала, а также по линии проведения закупок техники и расходных материалов. Кроме того, председателем Думы г.о. Тольятти Дмитрием Микелем перед аппаратом поставлена задача найти возможность еще сильнее ужаться. С учетом этого говорить о том, что в ТГД не следуют заданному первыми лицами страны и региона вектору и призывам к экономии, неуместно.

Возвращаясь к т.н. зарплатному вопросу, важно отметить следующий аспект. Приемлемый уровень оплаты труда должностных лиц — одно из наиболее эффективных мер противодействия коррупции. Не сопоставимые уровню ответственности зарплаты чиновников лишь способствуют различным коррупционным проявлениям. Весьма странно, что кто-то этого может не понимать. Отсутствие соразмерного обязанностям и статусу заработка на основном месте работы влечет за собой предположения о возможном наличии других доходов, а в случае с должностными лицами, муниципальными служащими они могут быть сомнительными. Ведь законом этой категории запрещено заниматься любой деятельностью, кроме научной, преподавательской и творческой. И, впрочем, для всех очевидно, что зарплата является, как правило, единственным источником дохода, на который содержится семья. Тем более что все данные о доходах официально раскрываются и этот вопрос находится на контроле прокуратуры.

К слову, Тольятти по уровню содержания должностных лиц представительного органа занимает чуть ли не последние позиции среди городов других регионов. Так, средства на содержание, например, председателей представительных органов в городах ПФО и других превышают аналогичный показатель в Тольятти минимум в два, а в ряде случаев и до 6 раз. При этом зарплата руководителя органа местного самоуправления может быть и значительно меньше его же подчиненных из числа руководителей: в ТГД, к примеру, заработная плата председателя по факту складывается ниже, чем у подчиненных. Для частного бизнеса ситуация, при которой, к примеру, директор с зарплатой в 15 тыс. р. управляет менеджерами с зарплатой в 30 тыс. р., выглядит и вовсе немыслимой. На этом фоне инициатива с внесением изменений в положение о денежном содержании была весьма обоснованной. Учитывая все эти обстоятельства, можно сказать, что депутаты тольяттинской думы весьма экономны и, быть может, имеют право претендовать на звание самых необременительных для налогоплательщиков.