Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (565) | 16 ноября 2015г.
 

Пауза Туликова

В прокуратуре Октябрьского района подделки ищут весьма странно

Егор Кошеров

На прошлой неделе ОП № 4 УМВД России по г. Самаре должен был завершить повторную проверку сведений о якобы использовании заведомо подложного документа о высшем образовании на имя врио директора ФГБУ «Управление «Самарамелиоводхоз» (СМВХ) Андрея ХОХЛОВА. По данным редакции Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», оснований для возбуждения уголовного дела полиция не нашла никаких. Однако прокурор Октябрьского р-на г. Самары Евгений ТУПИКОВ после общения с бывшим заместителем директора СМВХ Николаем ЛЫСОВЫМ может вновь отменить отказной материал. Происходящее напоминает попытку Лысова и его бывшего шефа Валерия КАРЕВА уйти от ответственности за нарушения, допущенные подрядчиком СМВХ ООО «Георегионпроект» (ГРП) при исполнении госконтрактов.

Об организации прокуратурой Октябрьского р-на г. Самары проведения проверки «по факту использования заведомо подложного документа о высшем образовании на имя Хохлова А. В.» редакции ОАЕ «Хронограф» сообщил сам Евгений Тупиков в конце сентября 2015 г. Также Тупиков пояснил, что по результатам проверки ОП № 4 УМВД России по г. Самаре вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению об использовании подложного документа Хохловым ввиду отсутствия события преступления. «Прокуратурой района указанное постановление отменено, материал направлен в отдел полиции для проведения дополнительной проверки», — добавил Тупиков.

Для уточнения информации 30 октября 2015 г. ОАЕ «Хронограф» направил на имя Тупикова запрос, в котором поинтересовался, кто в первый раз сообщил в прокуратуру Октябрьского р-на об использовании Хохловым подложного документа, была ли установлена личность заявителя и был ли опрошен заявитель. Также Тупикову были заданы следующие вопросы: «На основании чего прокуратура отменила постановление об отказе в возбуждении уголовного дела? Какие обязательные к исполнению указания были даны полиции для проведения дополнительной проверки?». Еще один блок вопросов касался того, кто повторно донес в прокуратуру Октябрьского р-на об использовании Хохловым подложного документа, были ли установлены личности заявителей, были ли опрошены эти заявители, а если нет, то по каким причинам.

С момента отправки запроса минуло уже две недели, в течение которых ОП № 4, по данным редакции, завершил дополнительную проверку и вновь дал отказ в возбуждении уголовного дела в отношении Хохлова за отсутствием события преступления. Сие означает, что документ о высшем образовании на имя указанного руководителя не является заведомо подложным. Но Тупиков до настоящего момента почему-то предпочитает отмалчиваться.

Пришлось собирать информацию без участия Тупикова. Выяснилось, что первый раз против Хохлова заявил лично Николай Лысов — экс-заместитель директора СМВХ, уволенный из ФГБУ в начале этого года. Лысов был опрошен, в результате чего родился вышеуказанный проверочный материал. Сегодня возникает вопрос, а не пора ли начать проверку в отношении Лысова по подозрению в совершении им действий, описанных в ст. 306 УК РФ?

Причина того, что Тупиков не спешит пояснять основания для отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного ОП № 4, может быть банальной. К примеру, такой, что на дополнительную проверку материал был возвращен без конкретных оснований и указаний. Зато в истории появились еще два заявителя. Источники редакции ОАЕ «Хронограф» называют их под фамилиями Правдивцев и Зуев. При проверке заявители вполне могут оказаться вымышленными. И вновь возникает вопрос: устанавливала ли прокуратура их личности перед проведением опроса и был ли опрос вообще? Или решено было поверить анонимным доносам, поступившим через форму для электронных обращений?

Поиски «Правдивцева» и «Зуева» привели ОАЕ «Хронограф» на страничку Министерства сельского хозяйства РФ в сети Facebook. Оказалось, что в конце сентября — начале октября 2015 г. лица, зарегистрированные под указанными аккаунтами, а также некие граждане Макаров и Морозов организовали что-то вроде травли СМВХ в комментариях к ряду постов минсельхоза.

Причем из четырех «правдорубов» в реальности, возможно, существует только один. Это ли не признаки т.н. спам-атаки на подконтрольный государству субъект предпринимательской деятельности, целью которой может являться банальное вымогательство денежных средств? Учитывая широкий общественный резонанс вокруг истории с недавним задержанием трех самарских блогеров, подозреваемых в вымогательстве денег у коммерческой фирмы, нездоровое внимание спамеров к госструктуре должно быть пресечено не менее жестко.

Между тем пауза, взятая Тупиковым для ответа на, в принципе, простейшие вопросы, рождает предположение, что прокурор озабочен тем, как уйти от комментариев на столь неудобную тему. По той же причине Тупиков может не отвечать на вопрос, устроит ли его повторный отказ ОП № 4 в возбуждении дела в отношении Хохлова, а также не распространяться о своих отношениях с Николаем Лысовым.

В целом чувствуется, что Николай Лысов и два его сообщника в лице экс-врио директора СМВХ Валерия Карева и директора ГРП Константина Тилежинского ищут способы уйти от ответственности за допущенные ими нарушения. Сегодня проверочный материал в отношении исполнения ГРП госконтрактов, заключенных с СМВХ в бытность Лысова и Карева у руля ФГБУ, находится в полиции. Причем не просто находится, а, как поясняли ранее в прокуратуре, «для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства». Но пока вопрос решается очень медленно, да еще и в атмосфере строгой секретности, хотя речь идет о возможном хищении бюджетных средств. С целью уточнить информацию о предпринятых полицией по проверочному материалу процессуальных действиях ОАЕ «Хронограф» направлял 23 октября запрос на имя начальника ГУ МВД РФ по Самарской обл. Сергея Солодовникова. В предоставлении информации было отказано, потому что на тот момент это якобы противоречило интересам предварительного расследования. В настоящее время данный отказ обжалуется в прокуратуре Самарской обл. Отсюда высока вероятность того, что до конца ноября с Лысова, Карева и Тилежинского снимут хотя бы первичные показания.