Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (562) | 26 октября 2015г.
 

В зоне риска

Экономический кризис бьет по социальным перевозкам

Егор Кошеров

6 октября тольяттинское МП ТПАТП-3 (АТП-3) предприняло очередную попытку пополнить оборотные средства. На этот раз — за счет реализации здания автовокзала. В этом году это уже третья безуспешная попытка продать непрофильные активы предприятия. На фоне кризиса в МП «Тольяттинское троллейбусное управление» (ТТУ), варианты решения которого пришлось искать в авральном порядке, АТП-3 выглядит неким островком стабильности. Но с трудом можно представить последствия, если собственных оборотных средств предприятию не хватит и его автобусы замрут на стоянках. В этих условиях выстроенная по крупицам и сохраненная система баланса отношений между муниципальными и частными перевозчиками будет разрушена. Это неизбежно ударит по пассажирам.

Подушка безопасности

Риски транспортного коллапса в г.о. Тольятти появились после ограничения подачи электроэнергии на объекты ТТУ. В год это предприятие осуществляет 6 млн перевозок, следовательно, вполне можно было предположить, что для многих тольяттинцев решимость энергетиков обернется бытовыми ^ неудобствами. Вопреки ожиданиям, масштабного транспортного коллапса не случилось. Высвободившийся пассажиропоток был оперативно перераспределен в пользу других транспортных компаний, львиная доля пассажиров пришлась на дополнительно выделенные автобусы АТП-3. Важный нюанс: для тольяттинцев, оставшихся без привычных троллейбусных маршрутов, услуги пассажирского транспорта не подорожали. Т.е. за счет четкого регулирования в отрасли цену на поездки удалось удержать без спекулятивных накруток, на которые в случае отсутствия альтернативы в виде муниципальных предприятий могли бы решиться отдельные частные перевозчики. В этом случае наличие в Тольятти двух крупных муниципальных транспортных предприятий с большим парком подвижного состава стало одним из факторов, обеспечивающих транспортную стабильность для города с более чем 700-тысячным населением.

Для того чтобы обеспечить город бесперебойными транспортными услугами, город закупает новый подвижной состав. Проект соглашения на участие в областной программе по развитию рынка газомоторного топлива уже имеется в мэрии г.о. Тольятти. Цена сделки составляет 528 млн р. Планируется, что половину этой суммы — 264 млн р. — оплатит муниципалитет, остальные будут привлечены из вышестоящих бюджетов. Предполагается, что на эти средства город сможет закупить 60 автобусов, работающих на компримированном природном газе. Дополнительным бонусом для города является то, что 264 млн р. будут потрачены не единым траншем: выплаты будут растянуты на 5 лет — с 2015 по 2020 г. Казалось бы, это очень оптимистичная новость для муниципальных транспортников. Если бы не одно но: средств на текущую деятельность уже, что называется, впритык, а бюджетные прогнозы следующего года не выглядят оптимистичными. В этой ситуации базисное транспортное предприятие Тольятти — АТП-3 — рискует повторить судьбу ТТУ, когда обновленный подвижной состав оказался заперт на стоянках из-за отсутствия оборотных средств у предприятия.

Между рентабельностью и льготниками

Сейчас экономика процесса выглядит следующим образом. Стоимость проезда в общественном транспорте Тольятти составляет 20 р. При этом себестоимость одной поездки — 32 р. Существующая разница компенсировалась муниципальным предприятиям из бюджета г.о. Тольятти. Программа компенсаций действовала в предыдущие годы, подобный механизм заложен и на 2015 г.

По расчетам департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии Тольятти, при стоимости проезда в общественном транспорте в 20 р. муниципальные перевозчики для закрытия финансовых брешей должны будут получить в 2016 г. 350 млн р. в качестве субсидий. Если стоимость проезда увеличить до 22 р., субсидий потребуется меньше — 306 млн р. Пока в проекте бюджета на 2016 г. на предоставление субсидий муниципальным транспортникам заложено только 233 млн р. Этой суммы, по грубым подсчетам, может хватить только на покрытие убытков трех кварталов 2016 г. А сами транспортники отмечают, что проблема нехватки оборотных средств заставляет с тревогой заглядывать в будущее уже сейчас. «У нас попросту нет «подушки безопасности». Средства приходят на счета предприятия и сразу уходят на выплату заработной платы, покупку ГСМ, в обязательные фонды. Если по какой-то причине наши контрагенты задерживают с платежами, у нас сразу подвисают наши обязательные перечисления», — рассказал Областному аналитическому еженедельнику «Хронограф» директор АТП-3 Александр Абрамов.

Буквально месяц назад в качестве одного из возможных вариантов дополнительного дохода для АТП-3 рассматривались варианты кредитования в коммерческих банках, а также реализация непрофильных активов АТП-3. К таковым можно отнести турбазу и автовокзал. Оба объекта полностью оформлены и готовы к продаже. Однако в этом году состоялись уже две процедуры торгов для турбазы и одна — для автовокзала. Ни одного покупателя не заявилось ни в первом, ни во втором варианте.

Таким образом, одним из немногих (если не сказать единственным) вариантом сохранения позиций предприятия являются муниципальные субсидии. Практика организации транспортных перевозок в масштабах крупных мегаполисов свидетельствует о том, что отрасль субсидируется практически повсеместно, в т.ч. в Европе и США. Причем конкретно в Тольятти объем бюджетных вливаний в осуществление транспортных перевозок значительно меньше (см. «Хронограф» №21 (549) от 22.06.15). Кроме того, именно на муниципальных предприятиях лежит обязанность осуществлять нерентабельные перевозки по социально значимым маршрутам, а также возить льготные категории граждан. Эту нишу едва ли можно назвать коммерчески привлекательной. Следовательно, не все варианты пополнения оборотных средств, такие как коммерческое кредитование, допустимы и разумны в имеющихся условиях.

Вернее, их можно назвать одним из кратчайших путей к банкротству предприятия. Как, например, это уже было с АТП-1.

Внутренние резервы

В настоящий момент АТП-3 самостоятельно пытается реализовать программы оптимизации расходов. В первую очередь это касается персонала, напрямую не занятого в организации перевозок. Сейчас на одну единицу подвижного состава приходится 0,3 единицы ИТР. Были сокращены дежурные рейсы, высвободившиеся автобусы встали на маршруты. Также предприятие сократило количество обслуживаемых маршрутов, из 20 имеющихся сконцентрировавшись на 7 (таких как маршруты номер 40, 46, 13, 73, 84). Именно на этих маршрутах было поставлено большее количество автобусов, сокращен интервал движения до 3-4 минут в пиковые часы и до 10 минут — в межпиковые. Такие меры оптимизации позволили сократить расходы предприятия на нерентабельных для него направлениях, добиться стабильной выручки на имеющихся маршрутах. Кроме того, как отмечают на предприятии, частый интервал хождения комфортных автобусов большой вместимости позволил пассажиру по-новому взглянуть на услуги муниципальных транспортников. А самое главное, когда в вынужденном простое оказалось ТТУ. Именно имеющийся автобусный парк позволил нивелировать негативные последствия хозяйственного спора, в который оказалось втянуто троллейбусное управление.

В кризисной экономической ситуации есть и определенные плюсы. Муниципальные предприятия, которые в условиях финансового благополучия не рассматривались как привлекательные работодатели, обрели в глазах соискателей привлекательность. «Здесь не самые высокие, по меркам отрасли, заработные платы. Но есть огромное количество прочих бонусов, делающих муниципальные предприятия привлекательными. Во-первых, это гарантия получения заработной платы и отпускных, оформление по ТК РФ, оплата больничных, отпусков, соблюдение гарантий работников во время их обучения, прохождение медосмотров, нормированная рабочая нагрузка, а также отсутствие такой практики, когда водитель, отработав на линии, приступает к ремонту автобуса. Во время кризиса трудоустройство в МП отнюдь не плохой вариант», — считает Александр Абрамов.

Внутренняя статистика это подтверждает. Уже сейчас полностью закрыты вакансии уборщиц, хотя изначально именно такого персонала в АТП-3 не хватало. Активно пополняется штат кондукторов и ремонтников. Штат ИТР и слесарей укомплектован полностью. Предприятию пока не хватает 88 кондукторов, с водителями ситуация обстоит сложнее: это более квалифицированная и ответственная работа, для трудоустройства следует иметь определенный трудовой стаж и соответствующую водительскую категорию. Здесь АТП-3 пока еще не хватает 123 человек, хотя наблюдается устойчивый интерес соискателей на эти места. В этом случае для муниципалитета выгода прямая: речь идет не только о кадровом пополнении в стратегических для города отраслях, но и о контроле над темпами роста безработицы.