Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (561) | 19 октября 2015г.
 

Отморозка Вайнзихера

Тысячи тольяттинцев встретили первый снег в холодных квартирах

Егор Кошеров

12 октября на аппаратном совещании в мэрии г.о. Тольятти была озвучена информация о ходе подачи тепла в дома горожан. Значительная часть домов оставалась без тепла. Это был уже седьмой день, когда среднесуточная температура воздуха держалась вблизи нуля градусов. Из отчетности ПАО «T Плюс» следует, что Тольятти более всего зависит от деятельности этой компании в плане подачи тепла. 90% жилфонда Тольятти получает тепло от тепловых станций ПАО «Т Плюс». Генеральный директор ПАО «Т Плюс» Борис ВАЙНЗИХЕР (на фото) предпочел не комментировать причины задержки подачи тепла в дома Тольятти.

Умные слова

По данным на утро 12 октября, в Комсомольском р-не Тольятти к теплу было подключено 90% жилищного фонда, в Центральном р-не — 58%, а Автозаводском р-не — 67%. Высокий показатель по Комсомольскому р-ну отличается тем, что там дома запитываются от принадлежащих муниципалитету котельных. В двух остальных районах — муниципалитет полностью в стороне. Здесь полная вотчина ПАО «Т Плюс». С учетом того что 12 октября был уже седьмым днем, когда среднесуточная температура была намного ниже 8 градусов, такой показатель подачи тепла можно считать провальным. Если выражаться более простым языком, понятным для горожан, то можно дать куда более радикальную оценку действиям ПАО «Т Плюс» в Тольятти — провал начала отопительного сезона. Этому есть несколько объяснений. Попытаемся в них разобраться.

Все, кто работает на интерес ПАО «Т Плюс», в один голос заявляют: причина в технологических особенностях. Но только что это за технологические особенности? Об этом хор специалистов предпочитает промолчать. Причем это происходит традиционно. Лучше всего уйти от острых вопросов, сославшись на технические особенности. Непонятно лишь одно: если у нас такие грамотные специалисты, если они в своих специальных технических познаниях настолько далеки от простых граждан, то что им мешало в течение нескольких летних месяцев полностью подготовиться к началу отопительного сезона? Если бы они это сделали безукоризненно, как и подобает профессионалам высокого уровня, то как минимум им не пришлось бы в начале нынешнего отопительного сезона выслушивать в свой адрес справедливый укор граждан, оставшихся без тепла.

Сегодня граждане у нас уже далеко не те, что 100 лет назад. Многие с высшим техническим образованием. Поэтому когда они видят, что весь сентябрь и даже в начале октября в городе идет ремонт или перекладка теплотрассы, то могут понять: энергетики так и не подготовились к отопительному сезону. Но даже на этом фоне гражданам продолжают говорить о каких-то мифических технологических нюансах подключения. Кому нужен такой обман?

Дисциплина хромает

У проблемы есть и другая сторона. Не техническая, а скорее коммерческая. Основную часть себестоимости продукции ПАО «Т Плюс» формирует топливо.

В отчете ПАО «Т Плюс» за II кв. 2015 г. этот показатель составляет 57,74%. Основу топлива ПАО «Т Плюс» составляет газ, поставляемый структурами РАО «Газпром». В Самарской обл. поставки газа на генерирующие активы ПАО «Т Плюс» осуществляются через ООО «Газпром межрегионгаз Самара». Причем именно со стороны этого поставщика газа ПАО «Т Плюс» в течение последнего времени получало претензии, связанные с задержкой платежей на миллиардные суммы. В течение 2015 г. можно было наблюдать сразу два таких примера.

28 января 2015 г. ООО «Газпром межрегионгаз Самара» было вынуждено обратиться в Арбитражный суд Самарской обл. с исковым заявлением к ОАО «Волжская ТГК» (29 мая 2015 г. по итогам годового собрания акционеров название изменено на ПАО «Т Плюс»): «О взыскании 1 106 226 417 р. 57 коп., вт. ч. задолженность за ноябрь, декабрь 2014 г. в размере 1 104 850 097 р. 39 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 25.12.2014 г. по 26.01.2015 г. в размере 1376 320 р. 18 коп., на основании договора №45-4-2812/13 от 01.10.2012». Делу был присвоен №А55-1522/2015. Процесс по этому делу на этапе суда первой инстанции длился несколько месяцев. В течение этого времени у сторон была возможность снять часть разногласий во внесудебном порядке. Видимо, это и произошло. Об этом свидетельствовало ходатайство, заявленное ООО «Газпром межрегионгаз Самара»: «Истец представил заявление об изменении исковых требований, просит взыскать с ответчика 54 544 873 р. 24 коп., в т. ч. задолженность за ноябрь, декабрь 2014 г. в сумме 51 053 468 р. 56 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 25.12.2014 г. по 10.04.2015 г. в сумме 3 491 404 р. 68 коп., а ранее представленное ходатайство просит не рассматривать». 29 апреля Арбитражный суд Самарской обл. вынес по этому делу решение в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Самара». ОАО «Волжская ТГК» попыталось его оспорить. Но уже 9 июля Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд постановил: «Решение Арбитражного суда Самарской обл. от 29 апреля 2015 г. по делу №А55-1522/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения». На 17 ноября назначено рассмотрение кассационной жалобы ПАО «Т Плюс» в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа.

Еще один конфликт финансового плана получил развитие 29 июня 2015 г. В этот день ООО «Газпром межрегионгаз Самара» обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с требованием о взыскании с ПАО «Т Плюс» 1 410 336 114 р. 83 коп. По утверждению ООО «Газпром межрегионгаз Самара», это была: «Задолженность за апрель, май 2015 г. по договору поставки и транспортировки газа № 45-4-2812/13 от 01.10.2012». Этому делу был присвоен № А55-15415/2015. Предварительное судебное заседание по этому делу было назначено на 7 ав-густа2015г. А это значит, у ПАО «Т Плюс» появлялся временной задел еще почти на 1,5 мес. Для почти полуторамиллиардной суммы это не мало. Однако 7 августа производство по этому делу было прекращено ввиду отказа ООО «Газпром межрегионгаз Самара» от своих требований. Такое могло быть возможным только в случае оплаты со стороны ПАО «Т Плюс» задолженности.

Два озвученных выше примера наглядно демонстрируют качество платежной дисциплины ПАО «Т Плюс». Вернее, даже тенденцию. Удивляет здесь то, что ПАО «Т Плюс» позволяет вести себя столь вызывающим образом по отношению к своему крупнейшему поставщику.

Особый регион

Известно, что ПАО «Т Плюс» работает на территории 16 регионов РФ. Является крупнейшей в России частной энергокомпанией. «Клиентами компании являются более 14 млн физических лиц и более 160 тыс. юридических лиц», — говорится на официальном сайте ПАО «Т Плюс».

Масштабы рыночных возможностей ПАО «Т Плюс» впечатляют. При этом в отчетности ОАО «Волжская ТГК» за 9 мес. 2014 г. в разделе «Поставщики эмитента, на которых приходится не менее 10% всех поставок материалов и товаров (сырья)» сказано, что на ООО «Газпром межрегионгаз Самара» приходится 45,1% от общего объема поставок.

Читаем отчетность компании далее. В своем годовом отчете за 2014 г. ОАО «Волжская ТГК» показало «Информацию об объеме использованных в отчетном году видов энергетических ресурсов». Сводная информация содержала данные по 18 действовавшим на тот момент филиалам ОАО «Волжская ТГК» (по 15 из них информация была представлена за декабрь 2 014 г.). Из затраченных в целом по ОАО «Волжская ТГК» 44,47 млрд р. на покупку газа на «Самарский» филиал приходилось 23,6 млрд р. Т.е. более половины. Другие крупнейшие по объемам потребления газа филиалы «Пермский», «Свердловский» и «Оренбургский» отставали от «Самарского», если брать их показатель за весь год, почти в 2 раза каждый. Это еще более наглядно показывает уровень зависимости деятельности ПАО «Т Плюс» от поставщика газа в лице ООО «Газпром межрегионгаз Самара». Но почему-то даже несмотря на это, в ПАО «Т Плюс» находят в себе смелость играть у газовиков на нервах. Может быть, это не смелость, а простая безрассудность или глупость? Хотя логичнее предположить, что сверхбольшие суммы денег, которые надо своевременно направлять в адрес поставщика газа кому-то в ПАО «Т Плюс», вероятно, могут не давать покоя. Чем это может обернуться для рядовых потребителей тепла — очевидно. На улице целую неделю нулевая температура, радиаторы в квартирах холодные, а специалисты хором поют песню, что во всем виноваты технологические особенности подключения.

Справка:

Вопросы, на которые «Хронограф» предложил ответить Борису Вайнзихеру

1. Почему в Тольятти произошли задержки с подключением тепла? Чем все лето занимались в подведомственных ПАО «Т Плюс» структурах и организациях?

2. Почему в сентябре-октябре в Тольятти в Центральном р-не продолжались работы на теплосетях? Почему летом на это не хватило времени? Кто должен ответить за эту нерадивость?

3. Почему ПАО «Т Плюс» позволяет себе систематически задерживать оплату за газ?

4. Почему ПАО «Т Плюс» позволяет себе игнорировать требования своевременной оплаты за газ своего крупнейшего поставщика ООО «Газпром межрегионгаз Самара»?

5. Какова перспектива того, что ООО «Газпром межрегионгаз Самара» в перспективе будет вынуждено ограничить поставки газа на ПАО «Т Плюс» из-за несоблюдения графика платежей? Вы отдаете себе в этом отчет?

6. Были ли уже случаи приостановки подачи газа на объекты ПАО «Т Плюс»?

7. Дайте свою оценку готовности ПАО «Т Плюс» к началу отопительного сезона в Тольятти, в Самарской обл. и в целом по всей зоне ответственности компании.