Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (560) | 12 октября 2015г.
 

Сбербанк пошел на «ЗОВ»

Банку Грефа предстоит неравный бой с людьми из окружения министра Кобенко

Сейдамет Абреков

22 октября состоится очередное судебное заседание в рамках спора между ПАО «Сбербанк России» в лице управления «Автозаводское отделение» Самарского отделения №6991 и ООО «ЗОВ». ЗОВ — это компания, представляющая часть Группы «Посадский», контроль над которой осуществляли Шарафеддин ДЕМИРОВ и его братья. Сегодня возглавляемый Германом ГРЕФОМ (на фото) Сбербанк пытается обратить взыскание на имущество ЗОВа — земельные участки. С учетом того, как местные управленцы Сбербанка умели до прихода Грефа делать дела, банк в споре с ЗОВом может остаться ни с чем. В пользу этой версии говорит и то, что в данном деле уже свои требования заявил Сергей ЧАПЛЫГИН, человек из ближайшего окружения главы министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Александра КОБЕНКО.

Сбербанк инициировал судебный процесс против ООО «ЗОВ» 25 августа 2015 г. Если говорить более точно, то суть иска, рассматриваемого в рамках дела №А55-20769/2015, такова: «О выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда при Автономной некоммерческой организации «Независимая арбитражная палата» от 14 августа 2015 г. по делу № Т-СМР/15-4420/1». Смысл решения третейского суда в рамках данного процесса пока не раскрыт. Но при этом в качестве третьего лица в арбитражный спор привлечено ООО «ШЭД». Однако если ознакомиться с некоторыми другими судебными процессами с участием ЗОВа и ШЭДа, то понять, какой именно цели добивается Сбербанк в рамках этого спора довольно несложно.

ЗОВ и ШЭД — это компании, входящие в Группу «Посадский», деятельность которой контролировали Шарафеддин Демиров и его братья. Группа занималась ритейлом. В Самаре и Тольятти было расположено около 90 магазинов сети «Посадский». Сегодня все эти магазины закрыты.

В рамках процедуры банкротства ООО «ШЭД», которая была инициирована самой компанией (решение о ликвидации компании Шарафеддин Демиров единолично принял 13 марта 2015 г.), уже стало известно, что Сбербанк является крупнейшим кредитором этой компании. На данный момент утвержден конкурсный управляющий ШЭДа — им стал Андрей Вансовский.

27 августа Арбитражным судом Самарской обл. было принято определение о включении требований ПАО «Сбербанк России» в размере почти 105 млн р. в реестр кредиторов ООО «ШЭД». При этом суд указал, что почти 61 млн р. из них обеспечены залогом должника.

ООО «ЗОВ» выступило поручителем при заключении кредитных сделок между Сбербанком и ШЭДом. Ранее в ходе других судебных процессов выяснилось, что ЗОВ был арендатором двух земельных участков. Они расположены в Тольятти по адресам: ул. Коммунальная, 1-я очередь промкомзоны, севернее ТОО «Перспектива» (кадастровый номер (КН) 63:09:0102160:80, площадь 4264 кв. м) и Автозаводской р-н, 1-я очередь промкомзоны (КН 63:09:0102160:529, площадь 18 453 кв. м). При этом ЗОВ также через суд решал вопросы выкупа этих участков, а значит, если они до сих пор находятся не в собственности у этой компании, то Сбербанк также не сможет получить их от ЗОВа через суд. Но что же тогда принимал Сбербанк в залог от ЗОВа? Право аренды этих участков? И что тогда он хочет получить теперь? Стать их арендатором? Хотя, возможно, в Сбербанке могут знать о каком-то ином имуществе, к которому ЗОВ имеет отношение.

Существует и еще одна опасность для крупнейшего российского кредитного учреждения. Дело в том, что о своих финансовых претензиях к ШЭДу в размере 30 млн р. в ходе процедуры банкротства этой компании уже заявил Сергей Чаплыгин. Он известен как председатель совета директоров ЗАО ФСК «Лада-Дом». Эта компания считается крайне дружественной министру экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Александру Кобенко. Кроме того, Кобенко, Демиров и Чаплыгин долгое время считались партнерами.

По крайней мере для того, чтобы Александру Кобенку стать министром, ему пришлось выписываться их многих коммерческих организаций. В некоторых из них контроль после Кобенко стал осуществлять именно Шарафеддин Демиров. Таким образом, для Демирова Сергей Чаплыгин, судя по всему, далеко не случайный человек.

В связи с этим нельзя исключать, что в ближайшее время от Чаплыгина, а возможно, и от других друзей Демирова в суд поступят заявления о том, что ШЭД и ЗОВ должны им намного больше, чем эти компании должны Сбербанку. И тогда банку, президентом и председателем которого является Герман Греф, может ничего и не достаться. А значит, средства, ранее выданные в качестве кредитных, будут окончательно потеряны. Но Сбербанку не привыкать.

За последние годы в Самарской обл. проходил не один и не два подобных процесса, когда заемщики Сбербанка не возвращали долги по кредитам размером в сотни миллионов и даже в миллиарды рублей. Поэтому как-то сам собой напрашивается прогноз, что и в случае с Группой «Посадский» события вряд ли будут развиваться как-то иначе. Не зря же в обойме Дамировых были люди ранга Кобенко. С другой стороны, может быть, как раз в случае с Группой «Посадский» вдруг случится исключение и Демирову придется отвечать лично. Однако вряд ли региональный филиал Сбербанка захочет ссориться с друзьями министра Кобенко.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.