Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (560) | 12 октября 2015г.
 

Подполье Качмазова

Резиденты бывшей Группы «СОК» вольготно чувствуют себя в Сызрани

Вероника Синицына

3 октября АО «Сызранская Керамика» с большим размахом отметило свое 10-летие. В связи с этой датой прозвучали громкие заявления. На деле же здесь отмечены иные тенденции. Своими действиями «Сызранская Керамика» может приближать бюджетный коллапс в Самарской обл., способствовать росту социальной напряженности на территории. Мотивы менеджмента компании могут выглядеть вполне очевидными, если вспомнить о его прямой связи с бенефициаром бывшей Группы СОК Юрием КАЧМАЗОВЫМ (на фото).

В канун 10-летия было заявлено о выходе «Сызранской Керамики» на европейский уровень. Со ссылкой на генерального директора «Сызранской Керамики» Владислава Дзиова отмечено о выделении предприятием техники для уборки улиц города, поставках сантехники в школы и детские сады. Сам праздник прошел на центральной площади Сызрани с большим размахом.

В стороне, что вполне естественно для такой ситуации, остался тот факт, что при достойном наполнении областного, а впоследствии и городского бюджета налогами средств на уборку территории, закупку соответствующей техники выделялось бы больше. Город был бы, безусловно, чище. А учреждения образования не нуждались бы в подачках в виде «сантехнических комплектов».

На проблемы наполнения областного бюджета недавно указывал губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин. Внимание его было обращено на поступление налога на прибыль от организаций в условиях значительных объемов средств, заявляемых налогоплательщиками к возврату этого налога из бюджета. Предприятия при этом показывают снижение прибыли при росте оборотов. Назвать такое явление нормальным нельзя. Это против логики самого понятия «бизнес».

Подобную тенденцию можно проследить и на примере «Сызранской Керамики». В 2013 г. выручка «Сызранской Керамики» была показана в размере чуть более 0,79 млрд р., в 2014 г. она превысила 1 млрд р. Себестоимость продаж при этом изменилась не столь значительно — с 0,77 млрд р. до 0,88 млрд р.

Зато на «Сызранской Керамике» рекордно выросли коммерческие расходы (с 0,63 млн р. до 24,5 млн р.). А управленческие расходы с официально нулевой в 2013 г. отметкой достигли в 2014 г. 108 млн р. Это притом, что чистая прибыль в 2013 г. достигла показателя 163,4 млн р., а в 2014 г. официально показан убыток более чем в 37,1 млн р. В итоге никаких налоговых отчислений с прибыли.

Неудивительно, что если по итогам 2013 г. налог на прибыль у данного предприятия превысил 8 млн р., то по итогам 2014 г. он официально показан нулевым. А ведь налог на прибыль является, по сути, основным источником наполнения бюджетов регионов. Уже впоследствии он финансирует и нижестоящие бюджеты, в т.ч. и по выполнению различных социальных обязательств.

Коммерческие и управленческие расходы — это как раз те строки бюджетов той или иной компании, которые при желании можно использовать и для вывода средств из официального оборота. То же можно сказать и о занижении налогооблагаемой базы. Если не знать, куда уходят эти средства, то можно было бы задать вопрос хотя бы о том, зачем наращивать обороты, если это или ведет к снижению прибыли, или вообще приводит к убыткам. В отношении «Сызранской Керамики» этот ответ, возможно, лежит не так глубоко.

Учредителями «Сызранской Керамики» и по сей день здесь значатся московское ООО «Диамант-контакт» (51%), Юрий Богданов и Сергей Фанин (по 24,5%). Эти данные были внесены в реестр как раз 10 лет назад — в сентябре 2005 г.

Сергей Фанин являлся одним из ключевых менеджеров СОКа. На протяжении многих лет он возглавлял совет директоров ОАО «Волгомост». И именно при нем генеральным директором Волгомоста в 2008 г. стал Владислав Дзиов (см. «Хронограф» №30 (339) от 13.09.10). Как Группа «СОК» умела защищать свои активы, хорошо известно. Нельзя до конца исключать, что и ситуация с «продажами» «Сызранской Керамики» является в определенной степени лишь дымовой завесой.

Владислав Дзиов знаком не только с особенностями бизнеса СОКа, но и со спецификой Сызрани. Дзиов также работал генеральным директором такого сызранского актива группы СОК, как ЗАО «Рос-Лада». Во времена, когда сызранское ОАО «Пластик» контролировалось СОКом, Дзиов входил в состав руководства этого предприятия (см. «Хронограф» №27 (146) от 24.09.06). Сами же события вокруг покупки-назначений на «Сызранской Керамике» почти совпали с объявлением в федеральный розыск Юрия Качмазова и ряда бывших топ-менеджеров ОАО «ИжАвто» (см. «Хронограф» №6 (359) от 21.02.11). ИжАвто также до 2009 г. контролировался Группой «СОК».

Сейчас, учитывая события вокруг ОАО «АВТОВАЗ» и ижевской площадки, интерес к политике в регионе может возобновиться и со стороны бывших активных ее модераторов. Сызрань ими может быть выбрана не случайно. Соответствующий, причем успешный, опыт в т.ч. и политической борьбы у людей из Группы «СОК» здесь имеется. Где как не на проверенном полигоне оттачивать новые схемы или подтягивать старые?

Вряд ли при этом подпольщики будут ставить на щедрое наполнение бюджетов. Скорее именно на рост социальной напряженности. Со временем, когда и в Сызрани люди выйдут на улицы отнюдь не на праздник, у многих могут быть развеяны сомнения в том, какую серьезную лепту могла вносить «Сызранская Керамика» в формировании здесь протестных настроений накануне широкомасштабных выборных кампаний 2016 г.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.