Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (560) | 12 октября 2015г.
 

Тайны Шелудяковых

Вслед за экс-главой регионального УФНС из госорганов могут попросить его сына

ИА «Центр-Инфо»

В начале октября появилась официальная информация об уходе с поста руководителя УФНС России по Самарской обл. Константина ШЕЛУДЯКОВА (на фото). По некоторым данным, к числу причин, приведших к отставке Шелудякова, могло добавиться и его особое отношение к деятельности самарского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» (СРФ РСХБ). Сын Шелудякова — следователь отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Самарской обл. Владимир ШЕЛУДЯКОВ — мог успеть погрузиться в нюансы сомнительных финансовых операций кредитного учреждения за время, пока искал виновника смерти заместителя директора СРФ РСХБ Дмитрия ПУЗИКОВА. То, как Шелудяков-младший расследовал это громкое дело, наводит на мысли о возможной заинтересованности Шелудякова-старшего в теме незаконного обналичивания денежных средств, легализации преступных доходов.

Протест прокуратуры

В ближайшее время в Самарском областном суде будут рассмотрены апелляционные жалобы защиты и прокуратуры на приговор Красноярского районного суда Самарской обл. от 19 августа2015 г. по уголовному делу Екатерины Пузиковой. Районный суд признал Пузикову виновной в убийстве своего супруга — заместителя директора СРФ РСХБ Дмитрия Пузикова — и приговорил женщину к семи годам лишения свободы в колонии общего режима.

При этом стало известно, что с 22 марта 2012 г. и до момента утверждения обвинительного заключения вышеуказанное уголовное дело (№ 201264235) находилось в производстве следователя отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Самарской обл. Владимира Шелудякова. Владимир Шелудяков приходится сыном теперь уже экс-руководителю УФНС России по Самарской обл. Константину Шелудякову.

Итоги работы Владимира Шелудякова по уголовному делу несколько раз не устраивали прокуратуру Самарской обл., а Генеральная прокуратура РФ дважды — в октябре 2013 г. и октябре 2014 г. — с подачи заместителя Генпрокурора Владимира Малиновского требовала направить уголовное дело в Следственный комитет РФ для организации дополнительного расследования. Однако Владимир Шелудяков этого не делал. Также Шелудяков, по всей видимости, не уделял должного внимания указаниям прокуратуры о необходимости тщательного расследования обстоятельств смерти Дмитрия Пузикова в иных направлениях, помимо убийства супругой из ревности. В частности, Владимир Малиновский отмечал, что «следствием проигнорированы показания обвиняемой относительно проблем у ее мужа на работе и передачи им крупной денежной суммы за содействие в назначении его на должность председателя банка. Версия о причастности к его убийству сослуживцев и иных лиц не проверялась».

В результате, по словам Малиновского, «односторонняя оценка полученных в ходе расследования сведений, нежелание органов следствия уделить должное внимание другим версиям происшествия и безмотивное отрицание самой возможности совершения преступления другими лицами привела к предъявлению Пузиковой Е.Г. обвинения, основную часть которого составляют предположения и упоминания о неустановленности тех или иных обстоятельств, подлежащих в соответствии со ст. 73 УПК РФ обязательному доказыванию».

Что нашло следствие

Екатерина Пузикова еще в дни, когда ее муж после отравления был жив и находился в сознании, неоднократно указывала на то, что отравление Пузикова было связано с его профессиональной деятельностью.

Супруга высказывала опасения за жизнь отравленного и просила принять меры к его охране. Однако никакой реакции не последовало. Уголовное дело было возбуждено, только когда Дмитрий Пузиков впал в кому и находился при смерти.

Между тем погибший мог пролить свет на детали схемы, выявленной в ходе оперативного следствия. В период, предшествовавший смерти Дмитрия Пузикова, сам Пузиков, его двоюродный брат и тезка Дмитрий Сергеевич Пузиков (далее -Д.С. Пузиков), а также начальник отдела мониторинга СРФ РСХБ Юлия Манакина (бывшая любовницей Дмитрия Пузикова) и подчиненная Манакиной некая Ермолаева (в дальнейшем вышла замуж за двоюродного брата убитого Пузикова) тесно взаимодействовали в т.ч. посредством SMS-сообщений.

Так, детализация телефонных соединений Д.С. Пузикова показала, что ему в феврале-марте 2012 г. приходили частые SMS с номеров, фигурирующих в приговоре Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 19 февраля 2014 г. Была осуждена банда наркодилеров, наивысшая активность членов которой в плане сбыта наркотических средств посредством мобильных телефонов, сети Интернет, а также операций с банковскими картами и счетами пришлась как раз на период получения Д.С. Пузиковым вышеуказанных SMS. После приема SMS из Волгограда Д. С. Пузиков в свою очередь синхронно отправлял SMS Дмитрию Пузикову и на номер Ермолаевой, переписка и соединения с которой были зафиксированы в ходе следствия в детализации Манакиной. Пузиков Д.О, Ермолаева и Манакина выступали свидетелями обвинения Екатерины Пузиковой в отравлении мужа.

Характерно, что переписка между Волгоградом и Пузиковым Д.С, Пузиковым Д.С. и Ермолаевой была односторонней — т.е. по цепочке, без ответных SMS. Причем около половины исходящих SMS Ермолаевой Д. С. Пузиков отправлял сразу после получения входящих на свой номер из Волгограда.

Все это указывало в пользу версии, что Пузиков Д.С. передавал Ермолаевой информацию, полученную от наркодилеров: вероятно, номера банковских счетов или переводимые суммы. Также это давало следствию повод проверить взаимосвязь организованной преступной группы из Волгограда с Дмитрием Пузиковым, Пузиковым Д.С. и их спутницами Манакиной и Ермолаевой. Такой повод сохраняется даже сегодня. Ведь, как было установлено в суде над Екатериной Пузиковой, Ермолаева в 2014 г. вышла замуж за Пузикова Д.С. и по состоянию на начало 2015 г. исполняла обязанности начальника отдела мониторинга СРФ РСХБ. Т.е. связи с банком Пузиков Д. С. и лица, писавшие ему SMS из Волгограда, вполне могли не утратить.

Почему было скрыто

В ходе подготовки материала редакция Областного аналитического еженедельника «Хронограф» обратилась с запросом на имя руководителя СУ СК России по Самарской обл. Валерия Самодайкина. Его просили пояснить, почему Владимир Шелудяков не передавал уголовное дело №201264235 для проведения дополнительного расследования в Следственный комитет РФ и по каким причинам он игнорировал указания прокуратуры о необходимости тщательной отработки других версий смерти Дмитрия Пузикова. Помощники Самодайкина сослались на то, что следователь «не наделен полномочиями, связанными с решением вопроса о передаче уголовного дела в Следственный комитет РФ». Однако более показательным выглядит отсутствие ответа на вопрос о взаимодействии Владимира Шелудякова в ходе следствия со свидетелями обвинения. Также в СУ СК не нашли что ответить на вопрос о проверке финансовых операций, проходящих через СРФ РСХБ, на предмет наличия среди них операций, связанных с легализацией преступных доходов, полученных от торговли наркотиками.

Сегодня возникает мало сомнений, что у Владимира Шелудякова была возможность исследовать операции СРФ РСХБ и действия сотрудников отдела мониторинга Манакиной и Ермолаевой, в то время когда свою преступную активность развернула волгоградская банда наркоторговцев. Но этой возможностью следователь не воспользовался. Что может свидетельствовать о его желании скрыть вероятные финансовые нарушения в СРФ РСХБ, связанные с обналичиванием и легализацией преступно нажитых неустановленными лицами денежных средств и налоговыми преступлениями.

Т.к. Владимир Шелудяков -сын Константина Шелудякова, в обязанности которого как начальника регионального УФНС входил, в частности, контроль над кредитными организациями в целях предотвращения легализации ими преступных доходов, незаконного обналичивания денежных средств, то можно предположить следующее. Не исключено, что действия Шелудякова-младшего с деятельностью Шелудякова-старшего и Пузиковых могли быть согласованы именно с целью сокрытия следов проведения через СРФ РСХБ сомнительных операций. Отсюда могли умышленно утаиваться факты, свидетельствовавшие о деятельности преступной группировки и финансовых преступлениях, а ход расследования мог вестись в заведомо ложном направлении.

Комментарии

Елена ПРЯНИЧНИКОВА, и.о. старшего помощника руководителя СУ СК России по Самарской обл.

- По существу поставленных вопросов поясняю, что уголовное дело по обвинению Екатерины Пузиковой вместе с обвинительным заключением направлено в Красноярский районный суд Самарской области для рассмотрения по существу. По результатам рассмотрения уголовного дела суд признал достаточными собранные в ходе следствия доказательства, подтверждающие вину Пузиковой, в связи с чем вынесен обвинительный приговор.