Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (557) | 21 сентября 2015г.
 

Финансовая оптимизация

План мэрии Самары по экономии в бюджете одного миллиарда становится выполнимым

Сергей Ромашов

17 сентября на пленарном заседании Думы г. о. Самара (ДГОС) депутаты единогласно проголосовали за создание в структуре администрации города Управления организации торгов (УОТ), выделенного из городского департамента финансов. Данное управление позволит повысить объективность подхода к подготовке и проведению муниципальных торгов, сделав их более эффективными. Таким образом, чиновники продолжают начатую в текущем году работу по экономии средств — за счет торгов, оптимизации расходов, уменьшения ставок по открытым мэрии кредитным линиям и т.д. Все эти меры в совокупности позволят системно двигаться к выполнению поставленной главой администрации Самары Олегом ФУРСОВЫМ задачи — добиться экономии бюджета в 1 млрд р.

Снизить ставки

В начале 2015 г. глава администрации Самары Олег Фурсов поставил перед своими подчиненными глобальную задачу: в корне пересмотреть подход к финансовым операциям и добиться экономии бюджетных средств в размере 1 млрд р. «Резервов, которые продолжительное время не использовались, в нашем городе, очень много. По моим оценкам, в результате экономии и перераспределения бюджетных средств мы сможем изыскать порядка 1 млрд р.», — заявлял тогда Фурсов.

Разумеется, добиться таких результатов можно лишь совокупностью принимаемых мер. Прежде всего необходимо было добиться понижения процентных ставок по кредитам, предоставленным муниципальным предприятиям.

Стоит напомнить, что в конце 2014 г., когда Фурсов занял должность сити-менеджера, закредитованность бюджета составляла немалые 5 млрд р. При том, что ставка по кредитам на тот момент в среднем составляла 25%, хотя в современных экономических реалиях можно наблюдать более выгодные предложения.

По итогам первых переговоров кредитную ставку удалось снизить с 25 до 18%, что уже дало экономию 30 млн р. до конца года. В 2015 г. администрация Самары начала вести работу по оптимизации расходов на обслуживание муниципального долга. Привлечение кредитных ресурсов для финансирования дефицита бюджета г. о. Самара и погашения долговых обязательств осуществляется путем проведения конкурентных процедур — электронных аукционов, торги по которым проводятся на понижение. В результате определяется процентная ставка по предоставляемым заемным средствам.

Важно отметить, что по результатам проведения очередной процедуры пересмотра долгосрочных кредитных рейтингов г. о. Самара городу подтверждены долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте «ВВ+».

Так над экономией в этих стенах еще не работали
Так над экономией в этих стенах еще не работали

Этот достаточно высокий кредитный рейтинг, присвоенный специализированным рейтинговым агентством, повышает возможности муниципалитета привлекать заемные средства. Значение рейтинга учитывается кредитными организациями при принятии решения об участии в аукционах и определении ценовых предложений.

Учитывая изменение ключевой ставки ЦБ РФ, поступательно снижающейся в последнее время, департаментом финансов Самары были направлены предложения о снижении процентных ставок по действующим заимствованиям в кредитные организации. По итогам проведенной работы сегодня ставка в среднем составляет 12,6%.

В дальнейшем администрация намерена только снижать ставки по кредитам. Этого в т. ч. можно будет добиться за счет т.н. казначейских ссуд. Преимущество такого вида кредитования заключается в более низкой процентной ставке по сравнению с другими кредитными продуктами. Благодаря использованию этого ресурса будет сэкономлено около 13 млн р. в месяц. В Самаре почему-то никто этой возможностью не пользовался. Равно как не стремились в предыдущие годы к повышению эффективности от проведения муниципальных торгов.

Торговать с толком

Экономия от проведенных торгов, сложившаяся в 2014 г., составила всего 3% от общей суммы бюджетных средств. По мнению главы администрации Самары Олега Фурсова, это говорит о недостаточной конкуренции при проведении конкурсных процедур и вероятной ориентированности ГРБС на конкретного поставщика. Договоры зачастую заключались с единственным поставщиком услуг, вышедшим на торговую площадку.

Создание заведомо неконкурентных условий торгов на стадии подготовки технических заданий, завышение смет и отсутствие должного контроля над проведением работ могут приводить к повышению коррупционных рисков. Тогда как наличие большего количества участников аукционов создает предпосылки для конкурентной борьбы между потенциальными подрядчиками. Бюджет в таком случае получает желаемую экономию. В начале 2015 г. Олег Фурсов поставил перед подчиненными задачу довести такую экономию до 10-15% при сохранении высокого качества проводимых работ и поставляемых услуг.

На сегодняшний день за счет более взвешенного подхода к проведению тендеров уже сэкономлено 340 млн р. Это больше, чем за весь 2014 г.

Повысить объективность подходов при подготовке и проведении торгов и, как следствие, их эффективность призвано УОТ, выделенное из состава департамента финансов в отдельное ведомство. Соответствующие изменения в структуре мэрии депутаты ДГОС утвердили на пленарном заседании 17 сентября. УОТ будет подчиняться напрямую главе администрации Самары. Основной целью деятельности УОТ администрации г. о. Самара является: определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков городского округа, в т. ч. организация подготовки и проведения заседаний конкурсных, аукционных, котировочных комиссий; комиссий по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единых комиссий, выполняющих функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений; определение состава указанных комиссий, порядка их работы. Предполагается, что работа УОТ позволит повысить прозрачность торгов.

Оптимизировать расходы

Экономия бюджетных средств осуществляется и за счет уменьшения нерациональных расходов. В частности, муниципальные предприятия (МП) сократили объем работ, выполняемых сторонними организациями (зачастую подрядчики МП исполняют заказ недобросовестно), и производят их самостоятельно. Также снижены расходы на обеспечение деятельности администрации -приобретение горюче-смазочных материалов, телефонную связь, канцтовары и т.д. Изменены условия поставки дизельного топлива для нужд муниципальных предприятий, что позволит высвободить до 35 млн р. в течение года.

Кроме того, существенная экономия возможна на этапе формирования конкурсной документации и проведения торгов. Так, первоначальная цена контракта может быть снижена на отмеченные выше 10-15%. По итогам собеседований Фурсова с руководителями МП уже удалось внести изменения в планы их финансово-хозяйственной деятельности и спрогнозировать дополнительные доходы в размере 200 млн р. Увеличен и процент отчислений прибыли МП в бюджет города с 20 до 50%. Дополнительным источником городских доходов могут стать отчисления с патентов для иностранной рабочей силы, которые составляют 18% от средств, собираемых подразделениями Федеральной миграционной службы России. Сэкономленные средства направляются на ремонт дорог, благоустройство, приобретение общественного транспорта и спецтехники.