Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (555) | 7 сентября 2015г.
 

Лавина жалоб

Может обрушить планы по «Фрунзенскому» переходу

Татьяна Федорова

Согласно конкурсной документации 9 сентября 2015 г. должен пройти аукцион на строительство мостового перехода «Фрунзенский» стоимостью 12,81 млрд р. Пока шла процедура подачи заявок, было подано три жалобы на условия конкурсной документации. Две поступили от компаний, зарегистрированных в Санкт-Петербурге, — ООО «Спецстрой» и ЗАО «Водоканал строй». Также документация не устроила уже известную саратовскую компанию ПАО «Волгомост». Наличие жалоб может свидетельствовать о развернувшейся борьбе за многомиллиардный господряд.

6 августа 2015 г. ФАС России выдала предписание о внесении изменений в тендерную документацию по возведению первой очереди строительства мостового перехода «Фрунзенский» в Самаре. Это стало следствием того, что ПАО «Волгомост» предъявило претензии к формулировке условий контракта. Представители организации посчитали, что заказчик нарушил требования закона о контрактной системе. Неточности ПАО «Волгомост» усмотрело в документации по силовым кабелям. Торги на строительство объекта (мостового перехода «Фрунзенский») министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. объявило в мае текущего года. Подрядчика должны были выбрать еще в конце июня, но торги постоянно переносили, в последний раз — на начало августа. Причем «Фрунзенский» — один из самых ожидаемых в Самаре объектов инфраструктуры, который должен появиться в рамках подготовки города к принятию матчей Чемпионата мира по футболу 2018 г. Затяжки в строительстве недопустимы. Однако ПАО «Волгомост» своими действиями не дает даже приступить к нему.

Характерно, что это уже не первый опыт «Волгомоста» в части противодействия началу реализации в Самаре крупных инфраструктурных проектов. Не так давно эта же компания боролась за многомиллионный контракт на право осуществить реконструкцию участка пр-та Кирова от мостового перехода Кировский до Заводского ш. Стоимость контракта была установлена в размере 4,45 млрд р. Торги затянулись почти на год. Конкурсная комиссия каждый раз одобряла заявку только самарского ЗАО «Волгаспецстрой», а вот другим подрядчикам отказывала. Последних это не устраивало. В результате ФАС России отменяла торги пять раз. Региональный Минтранс пытался оспорить отмены в суде, но проигрывал процессы. Право реконструировать пр-т Кирова не разыграно до сих пор.

В то же время ПАО «Волгомост» является исполнителем контракта по объекту «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М5 «Урал» ... Строительство транспортной развязки на км 974 автомобильной дороги М5 «Урал»...» (г. Тольятти, пос. Жигулевское Море). Согласно контракту, работы должны быть завершены в 2018 г. 18 марта 2015 г. Дума г. о. Тольятти обратилась в Министерство транспорта РФ по вопросу ускорения реконструкции и строительства транспортной развязки в районе пос. Жигулевское Море и выхода на плотину Жигулевской ГЭС. Похоже, «Волгомост» не очень спешит с исполнением взятых на себя обязательств по контракту на М5 в границах Тольятти. По большому счету, у этой компании нет поводов гордиться своей работой на территории Самарской обл. Напомним, что деятельность фирмы связывают с братьями Аркадием Ротенбергом (на фото) и Борисом Ротенбергом.

Согласно конкурсной документации по Фрунзенскому мосту в ходе процедуры подачи заявок кроме ПАО «Волгомост» жалобы поступили от ООО «Спецстрой» и ЗАО «Водоканалстрой», зарегистрированных в Санкт-Петербурге. По информации, размещенной в центральных СМИ, петербургская компания «Спецстрой» чаще всего обращается в ФАС с различными жалобами. В прошлом году «жалобщикам» удалось аннулировать тендеры по ремонту дорог во всех районах Петербурга на общую сумму 3,7 млрд р. Руководство «Спецстроя» не скрывает, что лоббирует интересы других компаний, которые хотят участвовать в тендерах, но их оттуда «выкидывают». Понятно, что такие услуги стоят недешево. Кроме того, в случае победы «своих» предприятие получает выгодный договор субподряда. На сайте ktostroit.ru размещено интервью директора и учредителя ООО «Спецстрой» Артура Данчарова, в котором он заявляет:

«Если компания будет подавать заявление в ФАС от своего лица, то на нее посыплются жалобы и угрозы. Когда речь идет о больших суммах, чиновники могут подключить весь административный ресурс». В этом же интервью он заявляет: «Конкурсная документация часто написана так, что правильно оформить заявку практически невозможно. Конечно, если вам заранее не расскажут обо всех нюансах и как их грамотно обойти. Не «срежут» на этапе подачи заявки — удалят из-за отсутствия опыта». Артур Данчаров является основателем группы компаний «Фортум», в которую входят ООО «Спецстрой», ООО «Феникс» и другие компании. В 2014 г. с вступлением в силу нового закона о госзакупках (ФЗ-44) он организовал Ассоциацию независимых строителей Петербурга, которая декларирует в качестве своей основной цели развитие честной конкуренции и борьбу с откатами и договоренностями с заказчиками. Вполне возможно, что в рамках аукциона по «Фрунзенскому» мосту компания Данчарова действует в интересах определенной группы лиц.

19 июня в ФАС поступила еще одна жалоба от ЗАО «Водоканалстрой», которое контролирует Владимир Агиян. Помимо ЗАО «Водоканалстрой» Владимир Агиян контролирует еще две структуры: ООО «СТИС» и ООО «СТС» («Специализированное тоннельное строительство»). В апреле этого года ЗАО «Водоканалстрой» победило в конкурсе, проведенном ООО «ИЦ «Буревестник» по выбору генподрядчика строительства в особой экономической зоне (ОЭЗ) Санкт-Петербурга производства рентгеновского оборудования для алмазодобывающей промышленности. В июне этого года из материалов ряда СМИ стало известно, что партнер Бориса Ротенберга, известный дзюдоист Альберт Цибаев стал совладельцем компании ООО «Специализированное тоннельное строительство» (СТС) с годовым оборотом 3,5 млрд р. По данным ЕГРЮЛ, с апреля 2015 г. он получил 30% акций СТС. До сих пор компания принадлежала ее гендиректору Владимиру Агияну, который теперь владеет только 70% акций. Не исключено, что в скором времени Альберту Цибаеву может перейти контрольный пакет акций. Как это ни прискорбно, но от странных инициатив всех перечисленных деятелей из Питера Самара может лишиться возведения «Фрунзенского» моста в отведенные проектом сроки.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.