Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (553) | 20 июля 2015г.
 

Мусор превращается в ресурс

Переработкой коммунально-бытовых отходов займется региональный оператор

Андрей Неретин

15 и 16 июля в Самаре состоялась III межрегиональная научно-практическая конференция «Отходоперерабатывающая индустрия как фактор обеспечения экологической безопасности Российской Федерации». Организатор — московская промышленная корпорация «ЭКОРЕЦИКЛИНГ». Мероприятие прошло под эгидой проекта «Экология России», региональным координатором которого является Денис ВОЛКОВ (на фото справа). Центральное место в работе конференции было отведено обсуждению изменений законодательства в области регулирования обращения отходов. В ближайшее время будет создан институт региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ожидается, что такой оператор появится и в Самарской обл. Участники конференции приняли ряд рекомендаций в адрес федеральных органов власти, которые в будущем помогут избежать возникающих трудностей.

Вопросы экологов

Организатором межрегиональной конференции выступило Некоммерческое партнерство предприятий отходоперерабатывающей индустрии «Межрегиональная Промышленная Корпорация «ЭКОРЕЦИКЛИНГ» (МПК «ЭКОРЕЦИКЛИНГ»). На сегодняшний день корпорация объединяет свыше 500 специализированных компаний из 58 субъектов России, что делает ее весомым игроком на федеральной политической арене.

Мероприятие проходило также под эгидой общероссийского проекта «Экология России». Активное развитие «Экология России» в Самарской обл. получила под руководством регионального координатора Дениса Волкова: «Проект за последние годы взял на себя системообразующую роль. Выстроил взаимодействие в экосреде между общественными организациями, образовательными учреждениями и профессиональным сообществом». Поддержку в проведении мероприятия оказали комитет Государственной думы РФ по жилищной политике и ЖКХ, региональные контролирующие органы, а также Всероссийское общество охраны природы.

На конференции обсудили ключевые проблемы сферы обращения с отходами производства и потребления. Было отмечено, что сложившаяся в РФ обстановка в области обращения с отходами представляет прямую угрозу национальной безопасности страны. Производственная база подавляющего большинства предприятий России характеризуется высокими удельными показателями ресурсо-, материало- и энергопотребления, значительным образованием отходов и низким уровнем их переработки. В связи с этим вопрос совершенствования законодательства в сфере обращения с отходами стал центральной темой прошедшей конференции.

Предполагается, что существенно исправить ситуацию должны изменения, внесенные в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» в конце 2014 г. под видом самостоятельного федерального закона № 458-ФЗ. Они направлены на регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Нововведения в законодательстве предусматривают создание института региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как оказалось, нормативно-правовая база для образования региональных операторов еще достаточно сырая и требует доработки. На эту проблему обратил внимание президент МПК «ЭКОРЕЦИКЛИНГ» Игорь Терюшков (на фото слева). «Закон вышел, мы его все читали, мы его знаем, но мало кто сегодня понимает, как же все-таки будет формироваться региональный оператор, — сказал на открытии конференции Терюшков. — В ст. 24.6 закона прописано, что сбор, транспортировка, обработка, утилизация и обезвреживание твердых коммунальных отходов осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой, которую разрабатывает и подписывает исполнительная власть региона».

Задачи регионального оператора

Президент Союза «Национальное объединение саморегулирующих организаций операторов по обращению с отходами производства и потребления» Юрий Рябичев отметил, что основная идея изменений в законодательстве заключается в том, чтобы изыскать дополнительные средства, которые необходимы для развития отходоперерабатывающей отрасли в стране. Он поделился опытом Тверской обл., где была проведена подготовительная работа для формирования регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами. В частности, там основной упор сделан на создание отрасли по вторичной переработке ресурсов. В Тверской обл. появится региональный координатор в сфере обращения с отходами. По словам Рябичева, функции координатора будет выполнять объединение организаций. «Это реальные организации, которые занимаются практической деятельностью по обращению с отходами. Сюда входят наиболее добросовестные организации, объединившиеся и работающие в соответствии с требованиями, которые разрабатывает СРО».

Следует отметить, что необходимость создания системы переработки вторичных ресурсов ощущается и в Самарской обл. Руководитель управления целевых программ министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. Ирина Былинкина отметила: «Вторичная переработка очень важна и нужна. Сейчас значительная часть полигонов на территории области либо исчерпала свой ресурс, либо истек срок их эксплуатации». По ее словам, на территории Самарской обл. проектируется строительство 12 полигонов по сбору отходов, где предусматривается место для размещения перерабатывающих комплексов. «По завершении проектирования и строительства мы надеемся привлекать частный бизнес для размещения там производства», -поделилась планами Былинкина.

По всей видимости, в распоряжении будущего регионального оператора окажутся средства, которые сегодня собираются в виде профильных платежей. По словам Былинкиной, таких на территории Самарской обл. в 2014 г. было собрано порядка 700 млн р. Из них 40% поступило в областной бюджет, что составляет около 300 млн р. Игорь Терюшков обратил внимание на то, что далеко не всегда данные средства тратятся на решение экологических задач. «Это опыт многих регионов. Такая же ситуация была и в Калуге, Тамбове, Орле, Иваново, во Владимире. Местные власти не всегда расходуют экологические платежи по этому направлению», — подчеркнул Терюшков.

Пробелы законодательства

Разумеется, средства, которые поступают в форме экологических платежей, будут направляться в распоряжение регионального оператора и расходоваться им с целью регулирования обращения отходов и их переработки. Ни на какие другие нужды целевые деньги не пойдут. Вероятно, они будут аккумулироваться в специальном целевом фонде. Однако в настоящее время реализация этого замысла крайне проблематична. Во-первых, создание регионального оператора возможно только в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Во-вторых, сегодня до сих пор нет ясности в том, каким образом будет происходить формирование регионального оператора, какова будет его организационно-правовая форма и допустимо ли несколько таких операторов на территории одного региона.

Помимо создания института региональных операторов, в центре внимания участников конференции был вопрос лицензирования компаний, специализирующихся на работе с отходами производства и потребления. О нововведениях в этой области рассказал начальник отдела государственной экологической экспертизы и нормирования управления Росприроднадзорапо Самарской обл. Дмитрий Шинкевич.

Он отметил, что с 1 июля 2015 г. организации, осуществляющие деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, теперь должны проходить процедуру лицензирования. Однако и здесь, судя по всему, имеются серьезные пробелы в области законодательства. «Хотелось бы отметить, что на сегодняшний момент субъекты малого, среднего и крупного бизнеса находятся в ожидании от правительства РФ правил и требований, необходимых для получения данной лицензии. Положение о лицензировании находится на стадии согласования и его подписания, — сообщил в своем выступлении Шинкевич. — Анализируя рассматриваемые проекты, которые к нам попадали в управление, а также изменения, внесенные в законодательство, могу предположить, что в состав лицензионных требований точно войдет санитарно-эпидемиологическое заключение на здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и имущество, используемые для осуществления лицензируемой деятельности».

Примечательно, что компании должны пройти процедуру лицензирования до 1 января 2016 г., что ставит довольно сложные задачи перед управлением Росприроднадзора по Самарской обл. «За полгода переоформить более 200 лицензиатов, это, конечно, очень тяжело», — признал Шинкевич.

Участники конференции приняли решение обратиться в Совет Федерации и Государственную думу РФ с рекомендацией учесть отмеченные недостатки в законодательстве и принять необходимые меры по их устранению. Помимо этого правительству РФ было рекомендовано рассмотреть целесообразность создания федерального оператора по обращению с отходами производства и потребления.

Комментарии

Денис ВОЛКОВ, координатор федерального проекта «Экология России» по Самарской обл.

- Создание регионального оператора по обращению с отходами производства и потребления сегодня стратегическая задача региона. Самарская обл. по России занимает неплохие позиции по уровню организации и функционирования отрасли рециклинга. Нам в этом плане не придется начинать с нуля. Сортировка и глубокая переработка отходов крупных городов Самары и Тольятти функционируют не первый год. Новая система, которая появится благодаря региональному оператору, позволит централизовать и оптимизировать все процессы рециклинга в масштабах области: от сбора, транспортировки до переработки и вторичного вовлечения ресурсов. А также развивать новые перерабатывающие мощности. Ключевым источником наполнения фонда должен стать утилизационный сбор, который будут собирать с производителей.

Юрий РЯБИЧЕВ, президент Союза «Национальное объединение саморегулирующих организаций операторов по обращению с отходами производства и потребления»

- Основная идея нового законодательства — направить средства на развитие отходоперерабатывающей отрасли главным образом за счет производителя этого отхода. Вот, допустим, произведена бутылка. Чтобы вернуть ее в оборот, нужны средства — отделить от мусора и доставить производителю. В Европе производители платят за то, чтобы их продукция вернулась в качестве вторичного ресурса назад. У нас за все платит население, причем дважды. Первый раз — когда покупает продукцию, второй раз — за то, чтобы она попала на полигон. Поэтому основной смысл этого закона — изыскать средства на выделение и последующую переработку вторичных ресурсов. Их должен платить производитель. Это поможет уменьшить коммунальные платежи населения, которые взимаются за вывоз мусора. А пока ресурс представляет собой кучу мусора на полигоне, платит население.