Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (551) | 6 июля 2015г.
 

Грустная сказка

Андрессону пока хвалиться нечем

Сейдамет Абреков

25 июня состоялось годовое общее собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ». Из информации, раскрытой в рамках этого собрания, стали известны новые рекордные показатели АВТОВАЗа за 2014 г. Выяснилось, что под руководством Бу АНДЕРССОНА ОАО «АВТОВАЗ» наработал рекордный объем убытков — 25,4 млрд р. Значительно выросли объемы долговых обязательств — почти до 170 млрд р. Что, впрочем, не помешало увеличить затраты на рекламу до 1,479 млрд р. Предыдущий рекорд здесь отмечался ранее на уровне 800 млн р. На этом фоне акционерам вряд ли оставалось что-то другое, как одобрить очередные сделки кредитования на сумму 62 млрд р. Сколь из них будет потрачено на рекламу продукции АВТОВАЗа, которая продается все хуже, вопрос открытый.

Все те же лица

Повестка дня очередного годового собрания АВТОВАЗа была традиционной. Был избран совета директоров компании. Как и ранее, выборы прошли на безальтернативной основе. Т.е. на 15 мест претендовало 15 кандидатов. Таким образом, совет директоров АВТОВАЗ был избран в следующем составе: Бу Андерссон (президент компании), Владимир Артяков, Тьерри Болоре, Карлос Гон, Игорь Завьялов, Сергей Зайцев, Сергей Когогин, Жан-Кристоф Кюглер, Тревор Манн, Жереми Пален, Андрей Сапелин, Сергей Скворцов, Доминик Торманн, Сергей Чемезов. Кадровые изменения произошли только касательно представителей альянса RENAULT-NISSAN. Все российские представители остались прежними.

Поэтому наибольший интерес представляло не переизбрание совета директоров, а те показатели, с которыми АВТОВАЗ подошел к собранию акционеров. В отчете АВТОВАЗа удалось увидеть немало интересных цифр, благодаря которым можно нарисовать довольно объективную картину происходящего на предприятии. Например, по итогам 2014 г. продажи автомобилей Lada снизились, в сравнении с 2013 г., на 14%. В абсолютном выражении это более чем на 66 тыс. шт. Всего в 2014 г. было продано около 414,2 тыс. автомобилей Lada. Падение производства машинокомплектов для ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» произошло на 22%, или примерно на 13 тыс. машинокомплектов, и составило 45 тыс. шт. На экспорт автомобилей было поставлено на 34% (или примерно на 27 тыс. шт.) меньше, чем в 2013 г., и составило 51,7 тыс. единиц. При этом, как сообщил Сергей Чемезов, около 1/3 автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ» были проданы благодаря программе утилизации, т.е. при государственной поддержке.

Из уст руководителей АВТОВАЗа, выступивших с докладами на собрании, можно было услышать объяснения такой динамики. Карлос Гон говорил о кризисе, Сергей Чемезов — о последствиях экономических санкций и общем снижении продаж товарных автомобилей по всей России. Но опять же цифры дают более объективную картину. Так, падение продаж других российских брендов произошло всего на 5,1%, новых иномарок- на 9,2%. Т.е. конкуренты ужались значительно меньше. Таким образом, именно АВТОВАЗ своими 14% сформировал довольно унылую статистику в целом для всего российского автомобильного рынка. Общее падение российского рынка новых легковых автомобилей по году, согласно отчетной информации АВТОВАЗа, составило 10,2%.

Приросли долгами

Еще более впечатляющую информацию можно было получить касательно финансовой составлявшей бизнеса АВТОВАЗа. Выручка хоть и выросла на 14,2 млрд р. и составила 189,3 млрд р., но зато чистый убыток также вырос — с 6,9 млрд р. до более чем 25,4 млрд р. Странный получился бизнес: чем больше работали, тем больше получили убытков. Может быть, дешевле было бы не работать? Произошло это, скорее всего, из-за значительного роста себестоимости продаж. Если в 2013 г. затраты на себестоимость составили 165 млрд р., то в 2014 г. — уже 192,3 млрд., т.е. на 27,3 млрд р. больше. Получается, что выручка АВТОВАЗа по 2014 г. оказалась ниже себестоимости. Как такое может происходить? Наверное, себестоимость выросла ввиду того, что основные поставщики АВТОВАЗа подконтрольны госкорпорации (ГК) «Ростехнологии», генеральным директором которой является все тот же Сергей Чемезов.

Похоже, что Ростехнологии сместили центр получения прибыли с АВТОВАЗа на поставщиков, например таких, как ОАО «АвтоВАЗагрегат» (ABA). Именно они сегодня могут диктовать АВТОВАЗу цену на свою продукцию. Несомненно, Бу Андерссон не может не понимать положения вещей. С приходом Андерссона на АВТОВАЗ Ростехнологиями уже приобретено ООО «Волжский машиностроительный завод» (ВМЗ) за 5 млрд р. Также АВТОВАЗ получил одобрение Федеральной антимонопольной службы на покупку ABA. Видимо, сейчас решаются вопросы цены этой покупки (см. «Хронограф» №22 (551) от 29.06.15). Характерно, что на фоне заявления о сделке по ABA 23 июня 2015 г. пресс-служба ОАО «АВТОВАЗ» опубликовала следующее сообщение: «ОАО «АВТОВАЗ» объявляет о возобновлении работы автосборочных линий в Тольятти после краткосрочной остановки, вызванной сбоями в поставках компонентов (сиденья, выхлопные системы, датчики). Успешные переговоры с поставщиками, шедшие вчера, обеспечили возобновление производства в 24-часовой срок». Но в этом сообщении не указывалось, какие именно поставщики организовали сбой. При этом ряд информационных агентств, также описавших причины остановки конвейера АВТОВАЗа, называли компании. Стоит заметить, что основным поставщиком по такой номенклатуре, как сиденья и выхлопные системы, является как раз ABA. Таким образом, сбой поставок по этой номенклатуре можно расценивать как этап обсуждения цены за активы ABA.

Отдельных слов заслуживают темпы роста долговых обязательств АВТОВАЗа, которым он вынужден покрывать убытки. Так, долгосрочные обязательства за год выросли с 78,3 млрд р. до почти 82 млрд р., а краткосрочные — с 45,7 млрд р. до 86,8 млрд р. Т.е. общий рост по этим двум показателям произошел примерно на 45 млрд р. и составил 168,8 млрд р. При таком положении вещей только и остается вновь занимать. Поэтому у акционеров вряд ли был другой вариант, как одобрить очередные сделки кредитования на сумму 62 млрд р. Сделки будут заключены между АВТОВАЗом и ГК «Внешэкономбанк».

На зависть Буренкову

В качестве антикризисной меры на АВТОВАЗе, судя по всему, прибегли к изменению фирменного стиля. Вазовская ладья теперь выглядит по-новому, а корпоративные цвета предприятия, если судить по раздаточному материалу, подготовленному к собранию акционеров, и разнообразным банерам, вывешенным в Тольятти, теперь серый, оранжевый и белый.

Неизвестно, сколько средств было списано на мероприятие по ребрендингу, но, согласно отчетности АВТОВАЗа, всего на рекламу было потрачено около 1,479 млрд р. Даже в последние годы, пока директором по внешним связям АВТОВАЗа был Игорь Буренков, таких трат на рекламу не было. В 2013 г., когда Буренков определял рекламную политику АВТОВАЗа, по этому направлению было потрачено 778 млн р., т.е. примерно в 2 раза меньше, чем в 2014 г. При этом прослеживается довольно занимательная зависимость: чем больше АВТОВАЗ тратит на рекламу, тем значительнее у него убытки.

Но, судя по озвученным в ходе собрания акционеров прогнозам, особой надежды на улучшение ситуации в 2015 г. нет. По словам Бу Андерссона, ожидается, что в т.г. снижение продаж автомобилей на российском рынке составит 28-43%. АВТОВАЗ планирует продажи в пределах 300-325 тыс. автомобилей, т.е. примерно на 100 тыс. единиц меньше, чем по итогам 2014 г. Однако, судя по складывающейся тенденции, со стороны АВТОВАЗа стоит ожидать агрессивных рекламных ходов и роста рекламного бюджета, возможно, еще в 2 раза. Например, до 3 млрд р. О новой стратегии маркетинга с расширенным составом и календарем маркетинговых мероприятий Бу Андерссон уже успел оповестить акционеров.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Владимир ГУТЕНЕВ, первый вице-президент ОООР «СоюзМаш России», депутат Госдумы РФ от Самарской обл.

- В Союзе машиностроителей России считают, что успешной работе сопутствует то, что акцент в своих усилиях президент АВТОВАЗа Бу Андерссон все больше смещает в сторону ком-плектаторщиков. Об этом свидетельствуют тематика вопросов, выносимых на заседания, организованные Комитетом по развитию кооперации и локализации производства в автомобильной промышленности при СоюзМаше России, который он возглавляет, и состав их участников... Работа с поставщиками даже низших уровней представляется чрезвычайно важной, и не может не радовать то, что в своей стратегии Бу Андерссон уделяет этому важное внимание.

- Насколько АВТОВАЗу необходим АвтоВАЗатрегат? Как нужно относиться к тому, что, пока идет торг по цене покупки АвтоВАЗагрегата, производство на самом АВТОВАЗе было остановлено по причине отсутствия комплектующих, которые производит АвтоВАЗатрегат?

- Насколько это нужно, определяет высший менеджмент завода, исходя из той стратегии, которую он определяет. И поиск разумного баланса между работой в кооперации и производством своими силами — это и есть задача менеджмента. Поэтому если они ведут переговоры по этому поводу, значит считают, что этот актив нужен. Торг же свидетельствует о том, что они не хотят платить лишних денег, что абсолютно правильно: экономия ресурсов в непростое время с экономической точки зрения представляется абсолютно оправданной.

- Насколько оправданы траты АВТОВАЗа на рекламу?

- Здесь нужно смотреть на эффективность этих трат, поскольку без рекламы продвигать продукцию чрезвычайно сложно. Необходима экспертная оценка эффективности этих затрат. Не обладая конкретными данными, судить очень сложно.