Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (551) | 6 июля 2015г.
 

Подрядчик с большой дороги

Следующей весной может потребоваться очередной ремонт Южного шоссе

Андрей Неретин

15 июня истек срок выполнения работ по ремонту автомобильной дороги Южное ш. в г.о. Самара. В рамках исполнения муниципального контракта подрядчик в лице ООО «Стройсервис» освоил более 100 млн р. Любопытно, что очередная многомиллионная сумма могла быть просто списана по сомнительным договорам поставок материалов. Такая схема крайне популярна в среде подрядчиков, предпочитающих использовать битум, образованный в процессе производственной деятельности объектов незаконной нефтепереработки — «самоваров». Качество такого продукта весьма сомнительное, что отражается на состоянии асфальтовой смеси на только что отремонтированных дорогах. Не исключено, что директору «Стройсервиса» Михаилу ЦИБИНУ знакома данная технология. Возникает вопрос: а могут ли сэкономленные деньги быть направлены на решение политических задач?

Не очень честные закупки

Подрядчик на выполнение работ по ремонту автодороги Южное ш. на участке от дома № 1 корпус 1 до моста «Южный» определился 14 апреля 2015 г. Победителем электронного аукциона стала компания «Стройсервис», с которой по итогам тендера был заключен муниципальный контракт №46/15 от 27 апреля 2015 г. на сумму 99,5 млн р. Как следует из аукционной документации, перед исполнителем была поставлена задача завершить работы по ремонту автодороги Южное ш. до 15 июня 2015 г. Заказчиком выполнения работ является департамент благоустройства и экологии г.о. Самара.

Вскоре стоимость контракта была увеличена до 103,2 млн р., что нашло отражение в дополнительном соглашении от 2 июня 2015 г. Это несколько больше, чем начальная (максимальная) стоимость контракта, заявленная заказчиком при извещении о проведении электронного аукциона, — 99,9 млн р.

Произошедшее ставит под сомнение соблюдение «Стройсервисом» требований к проведению аукциона. Иначе получается, что ради победы в тендере теперь можно предлагать заказчику крайне заманчивое предложение в финансовом плане, а после подведения итогов накручивать нужную сумму под разными предлогами. Ведь заказчик уже не сможет поменять подрядчика и обратиться к другим участникам тендера, чьи предложения в конечном итоге выглядят уже менее затратными. Описанная ситуация дает отличный повод активистам Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» (ОНФ) заняться итогами этого тендера. Более того, его описание почти полностью подпадает под одну из серых схем закупок, описанных в методическом пособии ОНФ, которое было издано по итогам аналитической работы в рамках проекта ОНФ «За честные закупки».

«Конкуренты» и «прокладки»

Вторым заявившимся на аукцион было ООО «Ремстройподряд» с ИНН 6311148875. Директор указанного общества Игорь Филичкин одновременно возглавляет одноименную организацию ООО «РемСтройПодряд» с ИНН 6322034615. В уставном капитале последней организации 33,33% долей принадлежит «Стройсервису». Учитывая близость двух участников состоявшегося аукциона, нетрудно предположить, что организаторам тендера уже заранее был известен его победитель. Скорее всего, аукцион проводился под конкретного участника, а именно — под «Стройсервис». В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: насколько ответственен будет при выполнении работ подрядчик, победивший в аукционе так легко и выгодно?

Следует отметить, что ремонт дорог — это социально важное дело, на которое власти сегодня денег не жалеют. При этом важно, чтобы дорожники подходили к выполнению своей работы с высшей степенью ответственности и укладывали качественный асфальт, а не такой, какой сегодня можно увидеть на некоторых недавно отремонтированных самарских дорогах. Качество странного асфальта самарцы привыкли обсуждать каждую весну, когда он «утекает» вместе с талой водой, оставляя после себя выбоины и ямы.

По мнению экспертов, быстрое разрушение асфальтового покрытия на отремонтированных участках зачастую связано с применением некачественных материалов. Их использование позволяет уменьшить реальные затраты на проведение работ, что позволяет списывать солидные остатки по фиктивным договорам поставок. В результате качество отремонтированных дорог быстро приходит в состояние, близкое к аварийному.

Стоит отметить, что заметная часть в составе асфальта — это битумные смеси. Битум образуется в качестве побочного продукта нефтеперегонного процесса. Нередко подрядчики используют данный материал сомнительного происхождения. Известно, что на территории Самарской обл. функционируют объекты незаконной нефтепереработки -т.н. «самовары». Один из наиболее известных располагается в Тольятти на территории бывшего завода «Фосфор» (см. «Хронограф» № 21 (508) от 30.06.14). Можно поискать подобные производства в промзоне Самары и Новокуйбышевска. Применением некачественного асфальта могут грешить те, кто привык работать с субподрядчиками. Объясняется это очень просто. У «самоваров» бухгалтерии нет, т.к. это полностью теневой бизнес. Для легализации полученной на «самоварах» продукции нужны фирмы-прокладки, которые путем перепродажи такого асфальта в итоге формируют пакет документов и необходимую цену на него.

«Стройсервис» не раз становился победителем тендеров на исполнение многомиллионных контрактов, после чего приступал к формированию пула субподрядчиков. Не стало исключением и выполнение контракта по ремонту Южного ш. Согласно раскрытой на сайте госзакупок информации, статус «Стройсервиса» обозначен как «поставщик (подрядчик, исполнитель), который в соответствии с контрактом обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства». В связи с этим возникает вопрос: каким образом «Строй-сервис» может гарантировать качество выполненных работ, если их проведение перекладывает на подрядчиков?

Субсамовары

Среди организаций, которые «Стройсервис» активно привлекает в субподрядчики, следует отметить ОАО «Самарадорстрой» (СДС). Прокуратура Самарской обл. неоднократно предъявляла СДС претензии за ненадлежащее состояние самарских дорог. Недавно сообщалось, что по результатам проверок за май т.г. в отношении СДС наряду с ООО «Кедр-1» и МП «Благоустройство» «прокурорами выявлено 140 нарушений... возбуждено 56 дел об административных правонарушениях». Все вышеуказанные факты заставляют задуматься над вопросом: не с «самоваров» ли субподрядчики «Стройсервиса» везут битум для приготовления асфальтовой смеси? И не придется ли следующей весной заново ремонтировать Южное ш.?

Похоже, вопросы ОАЕ «Хронограф» директор «Стройсервиса» Цибин счел крайне неудобными и поэтому предпочел оставить их без ответа. Возникает вопрос: а могут ли сэкономленные на подобных схемах деньги быть направлены на решение политических задач? Как тут ни крути, но ведь кто-то должен обеспечивать такому бизнесу прикрытие. По всей видимости, вопросы эти надо задавать не директору Цибину, а учредителю «Стройсервиса».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.