Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (551) | 6 июля 2015г.
 

АКСО в тренде

Интеграция в кластер позволяет производителям автокомпонентов закрепиться на рынке

ИА «Центр-Инфо»

Ожидается, что уже в июле количество членов Некоммерческого партнерства (НП) «Автомобильный кластер Самарской обл.» (АКСО) превысит число 30. К концу 2015 г. АКСО планирует объединить до 60 компаний. Причем есть основания полагать, что в 2016 г. тенденция будет продолжена. Требования к производителям автокомпонентов практически не оставляют шансов субъектам рынка самостоятельно оперативно реагировать на возрастающие запросы потребителей. Именно АКСО, директором которого является Владимир ПУТКИН, станет для многих компаний плацдармом, где производитель сможет рассчитывать на поддержку в техническом перевооружении и выход на рынок в качестве полноценного конкурентоспособного игрока.

Многие из ныне действующих производителей автокомпонентов в свое время функционировали в качестве производств ОАО «АВТОВАЗ». На определенном этапе было принято решение модернизации технологических цепочек посредством наделения отдельных производственных мощностей статусом независимых юрлиц. Тем не менее даже после формирования целого куста самостоятельных субъектов замена технологических карт на товарно-денежные отношения не привела к принципиальному изменению работы производителей автокомпонентов. В большинстве своем они по-прежнему работали на годовую программу АВТОВАЗа, по сути, имея гарантированный заказ. Причем нельзя сказать, что модельный ряд вазовских автомобилей блистал новизной. В основном использовались платформы, разработанные еще до 90-х годов прошлого века. Соответственно, вопрос о модернизации мощностей, во всяком случае глубокой, не ставился.

Кардинальные изменения начали происходить после того, как на АВТОВАЗе приступили к выпуску автомобилей альянса RENAULT-NISSAN. Позже президент АВТОВАЗа Бу Андерссон объявил о введении повышенных требований как к самим контрагентам, так и к поставляемой ими продукции. Наверное, еще более жесткие требования обозначили в ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ». Многие традиционные поставщики рисковали потерять позиции на рынке. Необходимо было искать пути решения. Как следствие, появился запрос на новые компетенции, для того чтобы соответствовать трендам (новые технологии, снижение себестоимости, конкурентная цена и т.д.).

Безусловно, реализовать новые компетенции каждому отдельному производителю автокомпонентов дорого (длительный возврат средств, длинные деньги — проблема в нынешних условиях, в результате — рост себестоимости), зачастую невозможно, но главное — бессмысленно (проще прекратить деятельность). Кооперация позволяет решить эти проблемы.

В целом идея создания автомобильного кластера на территории региона не нова. Самарская обл. — единственный российский регион, которому удалось войти в международный проект «Европейская сеть автомобильных кластеров» (NEAC) в рамках Программы Европейского Союза по развитию сети автомобильных кластеров Европы. Региональный кластер способен работать не только на традиционного потребителя — АВТОВАЗ. Территориальная привязка дает возможность без излишних логистических затрат осуществлять поставки в ОАО «ИЖ-Авто», ОАО «КАМАЗ», ОАО «УАЗ», СП «ФордСоллерс». АКСО стало реальной базой для реализации кластерных инициатив.

Несомненно, вопросы финансирования являются одними из приоритетных в любых проектах. В ближайшей перспективе именно АКСО должно стать интегратором проектов членов НП с целью включения в программы господдержки. Тем не менее задачи АКСО гораздо обширнее. Собственно, здесь свою роль играет система кооперации, когда члену АКСО предоставляется возможность напрямую взаимодействовать с компаниями, признанными не только в России. «Мы стараемся привлечь к участию в работе АКСО всемирно известные имена. Например, нам удалось получить такого партнера, как компания Japan management association consultants (JMAC). У АКСО уже есть договоренности о создании в кластере тренинговых центров при поддержке специалистов JMAC», — подтвердил директор АКСО Владимир Путкин.

Причем партнерским отношениям с АКСО особое внимание уделяют и в JMAC. Об этом свидетельствует то, что представители зарубежного партнера АКСО посчитали необходимым сообщить на портале JMAC Европа о своем участии в I международном автомобильном форуме «АВТОИНТЕГРАЦИЯ» — 2015.

Большие надежды в АКСО возлагают на сотрудничество с НП «Центр по сертификации «Респект». «Компания «Респект», продуктами которой пользуются европейские и североамериканские партнеры, может уже в ближайшее время предложить свои услуги членам и потенциальным членам АКСО в Самарской обл.», — рассказал Владимир Путкин о достигнутых договоренностях с представителями «Респекта».

Региональный Инжиниринговый Центр ГАУ СО «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» вносит свой вклад в работу АКСО. Только в 2014 г. было оказано более 150 услуг 70 компаниям на условиях господдержки. Ощутимую роль в развитии АКСО играют словенские партнеры. В частности, представители автомобильного кластера Словении GIZ ACS, который уже давно зарекомендовал себя на европейском рынке автокомпонентов в качестве надежного партнера.

Синергетический эффект дает возможность членам АКСО смело претендовать на вхождение в пул официальных поставщиков автопроизводителей, к примеру того же АВТОВАЗа, с дальнейшей диверсификацией на других «непрофильных» заказчиков. Причем как внутри региона, так и за его пределами, с возможностью выхода на зарубежные рынки.

Комментарии

Владимир ПУТКИН, директор НП «АКСО»

- Членами партнерства являются как молодые компании, так и давно присутствующие на рынке организации, такие как ЗАО «АКОМ», ООО «ДСК», ОАО «ТЗТО». Причем наряду с резидентами Самарской обл. в АКСО уже присутствуют и компании из других регионов (совсем недавно членом НП стала компания из Москвы), а также иностранные компании («Нобель Аутомотив Русиа», «Хай-Лекс»). В июле общее количество членов АКСО уже перевалит за 30, хотя на начало года этот показатель находился на уровне 12. При такой динамике планируется, что к концу года АКСО будет насчитывать порядка 50-60 членов с дальнейшей перспективой — свыше ста участников в 2016 г.