Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (551) | 6 июля 2015г.
 

«Водочный король» и его команда

Александр Милеев перестал скрывать своих сторонников

Егор Кошеров

В июне депутат Самарской губернской думы (СГД) Александр МИЛЕЕВ (на фото) показал, что депутат СГД Дмитрий ЛИТВИНОВ — это член его политической команды. С 2010 г. Милеев предпочитал не афишировать своей причастности к группе лиц, которые широкой колонной от алкогольного бизнеса пошли в политику. Многие из них к тому времени занимали должности в структурах ГК «МИКО», созданной Милеевым. Накануне своего избрания в декабре 2011 г. в СГД Милееву был не выгоден образ «водочного короля». Ему также не надо было, чтобы общественность думала, будто команда «водочного короля» устремилась во властные структуры Самары и области. Но тот избирательный цикл подходит к концу, и Милееву, видимо, становится все труднее удержаться от разрушения им же созданных мифов.

Особенности законотворчества

19 июня на заседание комитета СГД по законодательству, законности и правопорядку был вынесен проект закона (ПЗ) №3253-15, связанный с обеспечением тишины. Его полное название звучит так: «О внесении изменения в ст. 1 Закона Самарской обл. «Об обеспечении тишины и покоя граждан в ночное время на территории Самарской обл.». Сам ПЗ №3253-15 малосодержателен. Он подразумевает увеличить «время тишины» на пару часов в выходные и праздники. Авторов данного ПЗ, видимо, серьезно озаботила возможность граждан поспать в тишине в выходные дни подольше. Сейчас запрет на шум действует с 22 до 8 часов в зимнее время и с 23 до 8 часов — в летнее. Предлагается в выходные и праздничные дни установить следующие сроки действия запрета: с

22 до 10 часов в зимнее время и с 23 до 10 часов — в летнее. Разница в два часа несущественная.

Примечательно здесь другое. ПЗ №3253-15 стал предметом творчества двух депутатов СГД Александра Милеева и Дмитрия Литвинова. Весь текст разработанного ими законопроекта умещается на одной странице формата А4. Произведение крайне лапидарное. Тем удивительнее выглядит то, что для его написания сформировался целый коллектив авторов. Данный законопроект был внесен в СГД 16 апреля за подписью Милеева и Литвинова.

Одним из важных показателей качества работы депутата СГД является статистика его участия в законодательной деятельности. И не важно, каков по объему внесенный депутатом ПЗ, важен сам факт внесения. Внес более других своих коллег законопроектов — получи повод гордиться собой. В случае соавторства законодательная инициатива идет в зачет каждому из соавторов. Причем в целом виде, а не в долях. Выходит, что коллективное творчество выгоднее во всех отношениях. Сегодня ПЗ написал ты, завтра твой коллега и т.д. На круг получается, что каждый из соавторского коллектива получает заметную статистику. Показатель количества законодательных инициатив депутата, который привык работать в соавторстве, в этом случае может быть в два, а то и в три раза выше, чем если бы он работал один. Такая вот производственная хитрость.

Примечательно, что это далеко не первый законопроект, разработанный депутатами Милеевым и Литвиновым в тандеме. Их масса. Но один стоит отметить особо. Годом ранее, 28 апреля 2014 г., Милеев и Литвинов разработали и внесли в СГД ПЗ №4289-14, касающийся изменений в статью 10.7 Закона Самарской обл. «Об административных правонарушениях на территории Самарской обл.». В пояснительной записке к этому ПЗ говорилось, что на момент его внесения в СГД в указанном законе Самарской обл. отсутствовала норма, предусматривающая ответственность чиновников за несоблюдение сроков и порядка предоставления ответов на депутатские запросы. В том же документе было указано: «В разработке предлагаемого к принятию проекта закона Самарской обл. принимали участие Дормидонтов В.В. — депутат Думы г.о. Самара, заместитель председателя Думы г.о. Самара, Кумановский А.А. — депутат Думы г.о. Самара, заместитель председателя комитета по местному самоуправлению Думы г.о. Самара». И вновь видим целый коллектив авторов. Правда, в случае с ПЗ №4289-14 почему-то думается, что основной объем работы был выполнен соавторами из Думы г.о. Самара (ДГОС). Это можно объяснить несколькими факторами.

Депутаты представительных органов муниципальной власти не обладают полномочиями на законодательные инициативы. При этом им, конечно же, хочется, чтобы на их депутатские запросы чиновники отвечали без проволочек.

Одновременно с этим они могут продвинуть свои идеи на законодательный уровень. Для этого им надо найти среди депутатов СГД тех или того, кто пожелает взять на себя груз ответственности назваться автором предложенной снизу инициативы. Подобное возможно, если депутаты представительного органа и заксобрания выражают интересы одной группы влияния. Т.е. у них есть все основания доверять друг другу.

Наученный опытом

Анализ методов законотворческой работы Милеева в СГД показывает, что он действует в формате определенной группы. Причем все говорит в пользу того, что именно он может выступать в качестве лидера этой группы. Между тем на протяжении последних 5 лет кто-то упорно формировал Милееву образ человека, у которого нет какой-либо иной политической команды, кроме партии «Единая Россия» (ЕР). Скорее всего, делалось это по заказу самого Милеева. Но зачем? Ответ на этот вопрос легко найти в событиях ноября 2005 г. и мая 2007 г.

В тот период о нем писали в СМИ только как об организаторе крупнейшего в регионе алкогольного бизнеса. Тогда-то ему и прикрепили ярлык водочного короля. В ноябре 2005 г. и в мае 2007 г. Милеев был в шаге от вхождения в мир, в котором пребывают политики федерального уровня. И в первом, и во втором случае планировалось его выдвижение в Совет Федерации РФ от СГД. Причем в мае 2007 г. фракция ЕР в СГД даже проголосовала за его выдвижение. Но созданный Милееву образ «водочного короля» был ловко использован его оппонентами. В итоге кандидатура Милеева была заблокирована на уровне согласования уже в самом Совете Федерации. Примерно по той же причине в ноябре 2005 г. дело не дошло даже до голосования в СГД. В итоге Милееву было о чем задуматься. Наверное, по этой причине к выборам в СГД в декабре 2011 г. Милееву сумели сформировать новый образ: он теперь проректор государственного вуза, заслуженный мастер спорта, член сборной страны по спортивной гребле, воспитатель нового поколения чемпионов. О «водочном короле» начали забывать, равно как и о том, что у «водочного короля» есть своя команда. В стенах СГД Александр Милеев до последнего времени предпочитал позиционировать себя как депутат, единолично принимающий решения и не имеющий своей команды. Однако далеко не все можно скрыть или стереть из памяти путем использования пиар-технологий.

Алкоголь и ОНФ

В последнее время, видимо, в силу определенных обстоятельств, Александр Милеев все чаще стал давать повод для мыслей о том, что он, вероятно, начал забывать о созданной им же легенде. В его выступлениях и действиях стали проявляться признаки былых интересов. Наиболее заметным проявлением этих процессов можно считать его активную реакцию на выступление 26 мая в стенах СГД начальника ГУ МВД по Самарской обл. Сергея Солодовникова. Начальник главка говорил о необходимости ужесточения регионального антиалкогольного законодательства. Участие Милеева в прениях с Солодовниковым позволило увидеть в нем, как и несколько лет назад, опытного лоббиста алкогольного рынка. Возникало ощущение, что началось пробуждение «водочного короля» (см. «Хронограф» №20 (548) от 15.06.15). Следом 19 июня в публичную плоскость выплывает законопроект Милеева (ПЗ №3253-15), разработанный совместно с Дмитрием Литвиновым. Вряд ли у двух депутатов одновременно пришла мысль заняться вопросами тишины. Это лишь дополнительное свидетельство того, что люди плотно работают в одной команде и в одном направлении.

Сам Дмитрий Литвинов особо не скрывает, что ранее трудился в сфере, связанной с алкогольным бизнесом. В официальной биографической справке Литвинова, размещенной на портале СГД, сказано: «До 2011 г. работал директором Торгово-промышленной компании МИКО». В отличие от Литвинова Милеев хорошо постарался, зачищая свою биографию для портала СГД. Вот ее полное содержание: «Окончил школу №13 и Самарский педагогический институт по специальности «Физическая культура» в 1994 г.

В настоящее время является проректором по инфраструктурному развитию ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия». Вице-президент Всероссийской федерации гребли на байдарках и каноэ». Будто бы совершенно другой человек, живший параллельной с «водочным королем» жизнью.

С учетом того, как старательно Милеев вычистил из своей биографии любые намеки на свою былую причастность к алкогольному бизнесу, странным выглядит то, что заниматься в СГД законотворчеством он предпочитает именно с Литвиновым. А как же меры конспирации? То же самое можно спросить и в отношении лиц из числа ДГОС, готовивших основу для ПЗ №4289-14. Подписываясь под этим законопроектом, Милеев должен был понимать, что он дает окружающим косвенный повод для выводов о том, что в ДГОС у него есть целая группа доверенных ему политиков. По всей видимости, они не только совместно трудятся над законопроектами, но еще и имеют возможность лоббировать интересы депутата СГД.

Напомним, 21 января 2010 г. в Самаре появилась общественная организация «Движение «За Самару!». В него входили Дормидонтов и Кумановский — авторы основы для будущего ПЗ №4289-14. Под вывеской этой организации в октябре 2010 г. в ДГОС избралась целая группа депутатов. Многие, кто более-менее интересовался в 2010 г. политикой в Самаре, были прекрасно осведомлены, что движение пользовалось поддержкой Александра Милеева. Дормидонтов и Кумановский — люди, ранее трудившиеся в системе розничной торговли алкогольной продукцией. Факт совместного законотворчества может подтверждать, что связи со своим бывшим руководителем в лице Александра Милеева они не потеряли, напротив, активно сотрудничают в сфере нормотворчества.

Отметим, что сейчас Милеев, скорее всего, сосредоточен на предстоящих выборах в ДГОС. Подобного рода задачи запросто могут отвлечь внимание от вопросов конспирации. Уже сейчас на выборах в райсоветы ему приписывают действия по формированию своей команды с целью заполучить близких себе людей в ДГОС. Например, по предварительным данным партии ЕР на праймериз, проведенным в Советском р-не, Вячеслав Дормидонтов лидирует с большим отрывом от своих конкурентов. Он сумел набрать 1191 голос. Ближайший кандидат набрал 838 голосов. Вполне возможно, что и Анатолий Кумановский не отстанет от своего коллеги по ДГОС. Сам же Милеев наверняка тоже захочет остаться на политическом пространстве. Для этого ему может понадобиться принять участие в предстоящих в 2016 г. выборах в СГД или в Госдуму. У него есть все шансы на успех, но только в случае, если на него обратят внимание в Общероссийском общественном движении «НАРОДНЫЙ ФРОНТ ЗА «РОССИЮ» (ОНФ).

Скорее всего, потенциальные конкуренты Милеева вновь будут связывать его имя с судьбой ликеро-водочного комбината «Родник» и проблемами, с которыми столкнулось предприятие. Депутат рискует вновь оказаться не защищенным от пиар-атак. Правда, в последнее время в некоторых СМИ стали появляться небольшие заметки о том, что Милеев лоббирует интересы Общественной организации «Самарская областная федерация гребли на байдарках и каноэ» (СОФГБК). Видимо, неспроста. Эта общественная организация еще 16 января 2012 г. была внесена под №77 в список общественных организаций, присоединившихся к ОНФ в Самарской обл. Однако на общем фоне деятельность СОФГБК практически не заметна и не играет существенной роли в формировании положительного имиджа политика. Участники рынка понимают: если «водочный король» пробудился, то следующим его шагом станет сбор своей команды для достижения новых целей.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.