Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (550) | 29 июня 2015г.
 

Позитивный результат

Активисты ОНФ оценили качество оказания медицинских услуг в ТГКБ №5

Борис Кротов

В рамках подготовки к Всероссийскому форуму Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» (ОНФ) по здравоохранению тольяттинские активисты ОНФ провели социологическое исследование. Оно проходило в мае 2015 г. в самом крупном в регионе медучреждении — ГБУЗ СО «Тольяттинская городская клиническая больница №5» (ТГКБ №5). В нем в 65 отделениях получают медицинскую помощь более 230 тыс. чел. в год. Во главу исследования была поставлена задача: дать независимую оценку качества оказания услуг ТГКБ №5. Механизмы такой оценки в соответствии с майскими указами президента РФ, лидера ОНФ Владимира ПУТИНА, должны быть повсеместно внедрены в учреждениях здравоохранения. Менее года назад, в июле 2014 г., уже проводилось масштабное исследование уровня удовлетворенности качеством медицинских услуг в ТГКБ №5. Динамика получаемых оценок свидетельствует не просто о хорошей организации лечебного процесса, но и о том, что достигнутый уровень стабилен.

Хорошо и стабильно

ГБУЗ СО ТГКБ является одним из наиболее крупных клинических центров не только в РФ, но и в Европе. С 2007 г. учреждение активно участвует в федеральных и областных целевых программах, направленных на улучшение качества медицинской помощи и улучшение демографической ситуации в стране. Сейчас, когда основные этапы в федеральных программах уже пройдены, общественный интерес к результатам модернизации российского здравоохранения является обоснованным и логичным. Ведь надо понять, что в итоге все получили. Позитивным явлением можно считать то обстоятельство, что крупные стационарные центры, на протяжении нескольких лет включенные в программу модернизации здравоохранения, как правило, достаточно лояльно относятся к инициативам общественного контроля.

Так, например, в апреле 2015 г. активисты ОНФ обратились к администрации ГБУЗ СО ТГКБ №5 с инициативой провести социологическое исследование на предмет удовлетворенности качеством оказания медицинских услуг. С 5 по 25 мая производился опрос пациентов. Было опрошено 393 пациента больницы из 2300 находящихся на госпитализации. Выборка составила более 17%, что более чем достаточно для формирования объективной оценки.

Почти год назад аналогичную работу провела другая общественная организация — СРОО «Общественный совет Самарской обл.» (ОССО) (см. «Хронограф» №25 (512) от 28.07.14). Тогда активисты этого общественного движения провели опрос 503 пациентов из тех 7 служб. Представителей ОССО интересовало не только восприятие пациентами качества оказываемых услуг, но и то, насколько это качество изменилось за предыдущие 5 лет. Примечательно, что результаты , полученные в июле 2014г. .коррелируют с данными опроса ОНФ. Даже в части вопросов на организацию комфортной среды пребывания пациентов. Подавляющее большинство опрошенных пациентов удовлетворены качеством оказанных им медицинских услуг и тем, как в принципе организовано оказание помощи. Вот фрагменты заключения активистов. «До проведения опроса мы самостоятельно проставили оценки в опросных листах, оценивая персонал и работу больницы из тех представлений, которые у нас уже сформированы. После проведенного опроса наше субъективное мнение изменилось. Оценка пациентов, реально находящихся в больнице, значительно отличается от оценки, сформированной во внешней среде, за больничной территорией. Большинство граждан, изначально настроенных отрицательно к медицинскому персоналу, в дальнейшем меняли свое мнение, увидев их работу изнутри, желание и умение оказать помощь. Неоднократно мы слышали от пациентов, что организация работы поликлиник и больницы невозможно сравнить. На взгляд пациентов, в больнице эта работа выстроена лучше», — убеждены представители ОНФ, непосредственно общавшиеся с пациентами. «К сожалению, в настоящий момент мы очень сильно недооцениваем наших врачей и медсестер, ежедневно спасающих тысячи жизней на невидимом для нас фронте. Стоит сказать им большое спасибо за их работу и за добросовестное выполнение своего служебного долга, несмотря на все нападки и невзгоды, обрушившиеся на нашу медицину за последние десятилетия», -характеризует активист ОНФ Александр Дроботов проведенную в отделениях ТГКБ №5 работу.

Пациенты одобрили

«Опрос проводился во всех 7 службах ТГКБ № 5: гинекологических, инфекционных, онкологических, хирургических, терапевтических, педиатрических отделениях и в Межрайонном перинатальном центре.

Остановили выбор на 33 наиболее заполненных отделениях, где проходили лечение как взрослые, так и дети», — перечислили активисты ОНФ. В некоторых отделениях, таких как реанимационные, анестезиологические, родовые и т. п., исследование не проводилось по объективным причинам. Выбор лечебного учреждения также не случаен. Услугами стационара ежегодно пользуются до 80 тыс. пациентов, а амбулаторную помощь получают до 150 тыс. пациентов из Тольятти и прилегающих к нему муниципальных образований: м.р. Ставропольский, г. Жигулевск, г. Сызрань.

При проведении опроса активисты ОНФ учитывали и социальный статус пациентов. В обществе бытует миф, что отношение к пациенту находится в прямой зависимости от его социального статуса и платежеспособности. Для того чтобы подтвердить этот миф, либо же его опровергнуть, активистам ОНФ очень важно было получить мнение именно социально незащищенной группы пациентов. А таковых среди опрошенных было больше половины. Около 65% — люди пенсионного возраста. Кроме того, около 10% всех опрошенных — это лица, ведущие асоциальный образ жизни, но получающие медицинскую помощь наравне со всеми. И как показали результаты опроса, все параметры оценены на хорошо либо на отлично большинством пациентов.

Для того чтобы выявить все важные факторы, влияющие на восприятие пациентами качества оказания услуг, активистами были разработаны опросные листы, оценивающие мнение пациентов по 15 пунктам. Организаторы социологического исследования решили получить объективную оценку всех этапов пребывания пациента в отделениях -от госпитализации до выписки, а также оценить отношение персонала больницы. Оценивались поступление пациента, его первая встреча с лечащим врачом, план лечения, обследование, информирование заболевания и дальнейшие процедуры. Эти критерии опрашиваемым было предложено оценить по пятибалльной шкале. Кроме того, в ходе опроса респондентам было предложено оценить условия пребывания в больнице — такие как состояние палаты, больничное питание, состояние санитарных комнат. Отдельным большим блоком исследования стало отношение к пациенту врачей, медсестер, санитарок и буфетчиц. Причем работу персонала можно было оценить как по критерию приветливости, так и с точки зрения организации работы отделения и сопутствующих служб. Все пациенты имели возможность не только ответить на поставленные перед ними вопросы, но и добавить что-то лично от себя. Результаты опросов представлены на рисунках 1-5.

О том, что одним из самых важных аспектов лечебного процесса являются взаимоотношения персонала больницы и пациента, в последнее время говорилось много и на разных уровнях. «Для повышения удовлетворенности населения качеством медицинских услуг и повышения конкурентоспособности наших больниц и клиник крайне необходимы такие, казалось бы, простые, но исключительно важные слагаемые, как доброжелательность, внимательное отношение к пациентам, сама атмосфера в коллективе», — констатировал губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин во время своего ежегодного послания в 2014 г. Если касаться непосредственно медицинской деятельности, то следует отметить несколько положительных тенденций. Так, например, большинство пациентов высоко оценили свою первую встречу с лечащим врачом. План лечения и проводимое обследование не вызывало нареканий у большинства пациентов. Приветливость персонала отмечается большинством пациентов — 98%. В большинстве случаев пациенты довольны медицинским персоналом больницы. Отдельно отмечается высокий профессионализм лечащих врачей и медсестер с указанием их имен и фамилий. Грубое отношение к пациентам выявлено всего в 4,4% случаев, в основном со стороны обслуживающего персонала — санитарок, буфетчиц.

Не хватает Wi-Fi

Условия пребывания пациентов оказались, пожалуй, единственной проблемной зоной больницы. Предметом нареканий стала вовсе не грязь, антисанитария и плохие условия пребывания. А отсутствие того, что мы привыкли относить к домашнему уровню комфорта, а именно мест для досуга, отдыха, наличие доступа в интернет, оснащение палат привычными современному человеку бытовыми приборами. При этом, как отмечают активисты ОНФ, данная часть не относится к лечебному процессу и никак не отражается на качестве предоставляемых услуг. С активистами согласны и в администрации больницы, хотя и не отрицают важности этой составляющей в деятельности учреждений. «Лечебные учреждения получают средства для ведения основной деятельности из ТФОМС.

Но надо понимать, что эти средства предполагают оказание медицинской услуги как таковой, без создания сопутствующего антуража в виде Wi-Fi, установки кулеров и системы кондиционирования. Создание комфортных условий для пациента — это фактор не медицинский, и в обязанности лечащего врача, объективно, не входит. Но игнорировать его было бы в корне неверно. В конце концов, от того, насколько минимизирован стресс от смены обстановки во время пребывания пациента в отделении, зависит и то, насколько позитивно организм воспримет предлагаемое лечение», — прокомментировал итоги исследования Николай Ренц.

В отделениях, где не проводился косметический или капитальный ремонт, бытовые условия являются основной темой для жалоб и нареканий со стороны пациентов. Там, где ремонт уже проведен, пациенты переключают свое внимание на возможное улучшение условий пребывания (досуг — радио, телевизор, книги; дополнительные удобства — кондиционер, Wi-Fi). Самым частым нареканием пациентов стало очень небольшое количество туалетов и душевых, их слабая оснащенность. «К сожалению, такова изначальная планировка больничных корпусов, предусматривающих один туалет на отделение. Нужно думать, как решить этот вопрос в будущем», — констатируют активисты ОНФ. Хотя работа по улучшению организации лечебного процесса продолжается. Так, в 2015 г. в ТГКБ №5 только за счет средств, полученных от платных услуг, было сделано немало. Организована работа дневного стационара для онкобольных. Реконструирован операционный блок в хирургическом корпусе, что позволило развести потоки больных по «гнойным» и обычным операционным. Модернизировали бактериологическую лабораторию.

Пока в силу сложных финансовых условий приходится концентрироваться в большей степени на организации лечебного процесса. «За счет собственных средств ни одной больнице не удастся организовать, так сказать, «среду». Это должно быть предметом большой совместной работы всех заинтересованных структур — от нас до федерального Минздрава. Сейчас бюджетные средства и средства, которые больница зарабатывает самостоятельно, сориентированы в первую очередь на выполнение социальных обязательств. О бытовых проблемах все знают, но ставить их в приоритет именно сейчас было бы не совсем правильно. Еще не сделано многое», — рассказал о сложившейся ситуации главный врач ГБУЗ СО ТГКБ №5 Николай Ренц.

Сегодня положительные показатели деятельности как отдельных медицинских учреждений, так и областной отрасли здравоохранения стали долгожданной для всех тенденцией. Уже невозможно говорить, что это не так. 17 июня текущего года губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин на сцене Самарского областного театра оперы и балета поздравлял медицинских работников с профессиональным праздником. В этот день он отметил, что за последний год в области улучшились ключевые показатели в сфере здравоохранения, люди стали лучше отзываться о качестве услуг, снизилась смертность. Положительные результаты развития здравоохранения Самарской обл. высоко оценил федеральный центр. Министр здравоохранения Самарской обл. Геннадий Гридасов был награжден высшей министерской наградой — медалью «За заслуги перед отечественным здравоохранением».

Комментарии

Николай РЕНЦ, главный врач ГБУЗ СО ТГКБ №5

- Опрос показал главное, на мой взгляд. Если пациенты говорят о том, что в палате им не хватает Wi-Fi, это значит, что мы, медики, при поддержке государства сделали значительный шаг вперед в организации качественной и доступной помощи нашим гражданам. Если помните, то еще каких-нибудь 8-10 лет назад поступавших пациентов волновали совсем другие вещи — где им купить недостающие лекарства, будут ли они сытыми на больничном рационе, а также нужно ли им нести с собой постельное белье. Сейчас их, представьте, интересуют кулеры с горячей водой, микроволновые печи, обеспечение доступа к Wi-Fi. Это невероятные изменения в системе здравоохранения, просто невероятные. И особенно отрадно осознавать, что мы — все, кто работает в ТГКБ №5, приложили к этому руку. Хорошие результаты опроса не должны нас успокаивать. Нам многое еще предстоит сделать по повышению качества медицинской помощи. Совершенствуя организацию и повышая квалификацию персонала.