Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (547) | 8 июня 2015г.
 

Под британской короной

Могут скрываться активы Донского и Кобенко

Георгий Кизельгур

26 мая, выступая на форуме «Деловая Россия», президент РФ Владимир ПУТИН в очередной раз обозначил принципы взаимоотношений бизнеса и государства. По его словам, предприниматели, уходя на госслужбу, должны прекращать личный бизнес и не создавать для себя «запасных аэродромов». Многолетняя практика показала, что редко кто из власть предержащих удерживается от соблазна национализировать убытки и приватизировать прибыли от занятия бизнес-деятельностью. Путин привел свои примеры тесного сращивания бизнеса и власти. На примере тольяттинского ЗАО ФСК «Лада-Дом» можно заметить, сколь изобретательными могут быть схемы, которыми могут пользоваться предприниматели, выстраивая механизмы подключения к административному ресурсу. А выигрывает от существования тандема «бизнесмен — чиновник», как правило, офшорная экономика.

Еще раз напомнил

«Бизнесмены, переходящие во власть, должны прекращать личный бизнес, как и госслужащие не должны заниматься частным предпринимательством», — заявил президент РФ Владимир Путин во время традиционного форума «Деловая Россия», прошедшего в Москве 26 мая. «Важно только, когда человек из бизнеса уходит, во власть идет, что-бы на этом бизнес прекращался личный. Непростая штука на самом деле. Очень непростая», — привели слова главы государства ключевые информагентства страны. «И представители власти, если собираются идти в бизнес в преддверии каких-то там изменений, они не должны создавать для себя «запасные аэродромы», используя сегодня свое служебное положение», -добавил президент.

Возможно, серьезной проблемой сращивания бизнеса и власти стал даже не факт большей лояльности чиновников к конкретным дружественным компаниям, а то, что «запасные аэродромы» появляются в офшорных экономиках. По этому вопросу у главы государства также есть сформированная позиция, которую он озвучил 19 марта на очередном съезде промышленников и предпринимателей. «Хотел бы сказать о принимаемых решениях в отношении компаний, граждан, которые хотят легализовать свои капиталы и активы, в т. ч. вернуть их из офшорных юрисдикции... Вступил в силу закон о контролируемых иностранных компаниях, он обязывает собственников раскрыть информацию о своих зарубежных активах», -в очередной раз напомнил бизнесменам Путин. Напоминать «забывающим» главе государства приходится регулярно. И даже это не гарантирует, что слова главы государства принимаются как руководство к действию, скорее наоборот. Об этом свидетельствует пример ЗАО ФСК «Лада-Дом».

Эвакуация в оффшор

Для того чтобы оценить ситуацию в целом, придется немного углубиться в историю компании. Известно, что в конце июля 2013 г. Федеральная антимонопольная служба раскрыла данные об одобрении сделки по приобретению 100% голосующих акций ЗАО ФСК «Лада-Дом» у ОАО «АВТОВАЗ». Заявителем выступило ООО «Тольятти Девелопмент Компани» (ТДК). Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным владельцем ТДК на тот момент был Евгений Чудаев. Он сын известного в Самаре бизнесмена Николая Чудаева. В Самаре члены семьи Чудаевых узнаваемы, например, как бенефициары проекта «Южный город». И сейчас, несмотря на то что менеджеры СК «Древо» из ТДК фактически не находятся в публичной плоскости, ЗАО ФСК «Лада-Дом» продолжает декларировать партнерство между собой и СК «Древо». «Впервые в наш город пришла строительная компания такого масштаба, как «Древо». «Древо» известно в Самаре как компания, которая участвует в реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Стратегическими для компании «Древо» являются программы «Моя Самара» и «Южный город»,  — говорится на официальном сайте ЗАО «Лада-Дом». Но в чем именно заключается это партнерство? Об этом на сайте компании ни слова. Однако, зная обычаи делового оборота, можно предположить, что это финансовые вливания в застройщика в виде займов и, возможно, выполнение какого-либо рода работ для него же. При этом ЗАО ФСК «Лада-Дом» де-юре остается самостоятельной компанией, по своему усмотрению распоряжающейся собственными финансовыми потоками. Где они окажутся в итоге? Вполне возможно, что и на Британских Виргинских островах (БВО), где зарегистрировано «Ситинет Оперейшнс Лимитед», сейчас являющееся собственником 99% в уставном капитале ООО «Тольятти Девелопмент Компани».

Перебазированию крупнейшего тольяттинского застройщика в офшор предшествовала весьма драматическая история банкротства этого ЗАО. За это время у «Лада-Дома» появилось порядка 1000 недовольных дольщиков, и правительство Самарской обл. осуществляло действия, направленные на поиск компромиссов для завершения жилых объектов компании. При непосредственной поддержке правительства Самарской обл. ЗАО ФСК «Лада-Дом» удалось решить вопросы с кредиторами, а также получить дополнительное финансирование для достройки и ввода в эксплуатацию проблемных объектов. В решении этих вопросов личное участие принимал министр строительства Самарской обл. Павел Донской. Финансирование достройки объектов в размере 110 млн р. в свое время взяло на себя ОАО «АВТОВАЗ», само регулярно получавшее государственную поддержку по целому ряду госпрограмм (в 2009 г. и 2010 г. государство выделяло предприятию десятки миллиардов рублей для решения производственных проблем). При этом, при решении проблем застройщика, было сохранено и юрлицо, и договор аренды земельного участка, и разрешение на строительство, и лицензии ЗАО ФСК «Лада-Дом». У застройщика также осталась и проектная документация на квартал «Лесной», прошедшая государственную экспертизу.

Это один из наиболее привлекательных для комплексной застройки активов на территории г.о. Тольятти. После того как наиболее острые проблемы в деятельности компании были сняты и восстановление платежеспособности застройщика перестало вызывать сомнения, у ЗАО ФСК «Лада-Дом» сменился собственник и компания ушла под контроль юрлица с БВО. Говоря очень упрощенно, решать финансовые проблемы застройщика было вполне комфортно в рамках юрисдикции РФ и при содействии российских чиновников, а вести бизнес, не обремененный застарелыми обязательствами перед дольщиками, бенефициары компании уже предпочли в британской юрисдикции. Заметим, это произошло уже в тот момент, когда глава государства стал весьма настойчиво говорить о необходимости возвращения капиталов и активов в отечественную экономику.

Чужие здесь не ходят

Для полного понимания ситуации следует внимательнее посмотреть на то, кто и как мог принимать решения, влияющие на судьбу застройщика. И здесь внимательный анализ хронологии событий дает весьма высокую вероятность, что архитекторами ситуации могли стать экс-министр строительства Самарской обл. Павел Донской и действующий министр экономического развития и торговли Александр Кобенко (на фото). Возможно, именно этим может объясняться географическая привязка «Лада-Дома» к Британским Виргинским островам. БВО в настоящий момент включено в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Данный перечень утвержден приказом Минфина РФ № 108н от 13 ноября 2007 г. и до настоящего времени БВО из него не исключены именно по причине отсутствия адекватного информационного обмена, позволяющего достаточно надежно прятать активы, в т.ч. и лиц, обремененных властью. Также упомянутый выше перечень называют «черным списком Минфина» по офшорам.

Определенные профессиональные виды на ЗАО ФСК «Лада-Дом» у Донского могли сложиться еще во время его работы в ОАО «АВТОВАЗ». Потенциал застройщика и перспективы реализации проектов комплексной застройки в г.о. Тольятти он мог оценить, работая вице-президентом по персоналу

и социальной политике Группы «АВТОВАЗ», в этой должности он курировал вт. ч. и строительство. В правительство Самарской обл. Донской перебрался в конце 2007 г. и уже оттуда мог спокойно наблюдать, как развивается ситуация в ЗАО ФСК «Лада-Дом». Ситуация же у самого застройщика в те годы плавно двигалась к логическому завершению — ликвидации ЗАО ФСК «Лада-Дом» в процессе банкротства компании. И только тогда, когда ситуация у застройщика могла быть охарактеризована как критическая, были предприняты реальные шаги по восстановлению платежеспособности предприятия и сохранению его как застройщика. Видимо, заинтересованность в спасении «Лада-Дома» проявил лично Донской. Ведь после спасения компании она сразу же ушла из-под АВТОВАЗа в пользу третьих лиц, решивших скрыть свои имена в офшоре.

Если говорить о характерных деталях, то проблемы дольщиков ЗАО ФСК «Лада-Дом» интересовали Павла Донского, казалось бы, наравне и с другими тольяттинскими проблемными объектами, такими как жилой дом на Гидротехнической/Макарова, ансамбль застройки «АвтоградХолдингСервис», жилой дом ООО «Лант» на Ларина и т.д. Однако ЗАО ФСК «Лада-Дом» стало практически единственным предприятием-застройщиком, чьи проблемы решали в режиме ручного управления и, что характерно, действительно решили.

Сейчас эта ФСК платежеспособна и свободна от огромного количества обязательств перед теми, кого принято называть обманутыми дольщиками. В мае 2012 г., т. е. когда наиболее острые проблемы ЗАО ФСК «Лада-Дом» были ликвидированы, министр строительства Самарской обл. Павел Донской покинул свой пост. А в Тольятти стартовала подготовка к продаже застройщика новому собственнику — офшорной компании «Ситинет оперэйшнз лимитед».

Сейчас гарантом доступа ЗАО ФСК «Лада-Дом» к административному ресурсу на уровне региона, с высокой долей вероятности, может являться министр экономического развития инвестиций и торговли Александр Кобенко. Его вполне можно было бы назвать негласным агентом Донского в нынешнем правительстве Самарской обл. В ОАО «АВТОВАЗ» Кобенко трудился с 2005 г., а в 2009 г. возглавил дирекцию по экономике и планированию службы вице-президента по финансам и экономике. В этой должности Кобенко и проработал до июля 2012 г. На АВТОВАЗе Кобенко сумел влиться в команду Ростеха, в составе которой был и Донской. В 2012 г. Павел Донской покинул правительство Самарской обл., зато там очутился Александр Кобенко. Т. е. присматривать за «Лада-Домом» было кому.

Кобенко с «Лада-Домом» в существующей реинкарнации связывают давние деловые партнеры. Речь идет о председателе совета директоров ЗАО ФСК «Лада-Дом» Сергее Чаплыгине, о директоре и соучредителе ТДК Алексее Жданове и о Кобенко. По данным ЕГРЮЛ на август 2011 г., они втроем являлись учредителями компании ООО «Инвест-Альянс». Причем Кобенко принадлежало 50% в уставном капитале, а нынешнему директору и соучредителю ООО «Тольятти Девелопмент Компани» Алексею Жданову и действующему председателю совета директоров ЗАО ФСК «Лада-Дом» Сергею Чаплыгину по 25%.

Причем это далеко не единственный пример существования в недавнем прошлом между Кобенко, Ждановым и Чаплыгиным аффилированных связей. Судя по ответам министра на вопросы «Хронографа», он по-прежнему в курсе дел компании.

Судя по занимаемым Ждановым и Сергеем Чаплыгиным сейчас должностям, трио «Кобенко-Жданов-Чаплыгин» по-прежнему существует и даже перебралось на новый уровень влияния. Если раньше в сферу их интересов могло входить строительство торговых комплексов, то сейчас речь идет о реализации крупнейшего девелоперского проекта в г.о. Тольятти. Дивиденды от которого, если ничего не изменится, осядут на Британских Виргинских островах. В этом случае впору будет говорить, что при поддержке министра Кобенко и покровительстве Донского под видом проекта «Лада-Дом» может быть выстроена схема вывода из бюджета Самарской обл. денег в британский офшор. Попахивает национал-предательством, не так ли?

Публичная связь ЗАО ФСК «Лада-Дом» с компанией Чудаева -это очередная демонстрация того, что ЗАО ФСК «Лада-Дом» продолжает оставаться в орбите интересов Павла Донского. Чудаев еще в бытность губернатором Самарской обл. Владимира Артякова сумел стать членом команды Донского. В 2010 г. были разыграны первые тендеры на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Весьма существенный объем работ по области получило ЗАО «Горизонт», подконтрольное Николаю Чудаеву. Оно стало одной из немногих компаний, получивших доступ к столь привлекательному сегменту госзаказа. Причем на безальтернативной основе. Курировал это направление лично министр Павел Донской. После смены руководства области члены команды Донского предпочитают, чтобы об этом все поскорее забыли и уж тем более об этом не вспоминали в окружении нынешнего губернатора. Складывается впечатление, что Чудаеву удалось добиться эффекта амнезии у многих, кто сегодня курирует отрасль строительства в Самарской обл.

Комментарии

Георгий ФЕДОРОВ, член Общественной палаты РФ

- Георгий Владимирович, в Тольятти есть один из крупнейших застройщиков — это «Лада-Дом». В какой-то определенный момент деятельности предприятие стало испытывать финансовые затруднения, у него появились недовольные дольщики. Тогда материнская компания, ОАО «АВТОВАЗ», сама получая господдержку, взяла на себя финансирование обязательств по застройке. Это было как раз в тот момент, когда на федеральном уровне было решено оказывать финансовую помощь самому АВТОВАЗу. В результате подобных решений застройщик остался на плаву, дольщики были удовлетворены. А потом компания была продана и оказалась в собственности юридического лица, зарегистрированного на БВО. Считаете ли вы подобную ситуацию нормальной?

- Это, к сожалению, общая беда. Сейчас наши крупные состояния, олигархический бизнес очень любит эксплуатировать государство, но выводить свои капиталы предпочитают в офшоры и оттуда каким-то образом влиять на ситуацию. Считаю, что это безобразие. Раз уж государство фактически помогает тому или иному банку, корпорации, компании, то должно ее проконтролировать, контролировать потоки финансовых средств. Поскольку получается так, что государственные деньги уходят в офшор. Это, с моей точки зрения, неправильно. Именно поэтому президент выступил со своими волевыми решениями и высказался относительно того, что пора с офшорами заканчивать. За последние годы очень и очень много денег было выведено незаконным путем. А такая ситуация, как у вас, не может иметь место. Это аномалия.

- Очень часто подобные предприниматели говорят о том, что на самом-то деле они привлекают инвесторов, т. е. не выводят, а приводят деньги из офшоров. Как вы думаете, это так?

- Всем понятно, что никаких инвесторов они не привлекают. Это блеф. Как правило, в подобных ситуациях сначала деньги правдами и неправдами выводятся в офшор, потом под видом инвестиций часть возвращаются обратно, фактически отмытые. По странному стечению обстоятельств, деньги в российскую экономику приходят именно из офшоров, имеющих славу мировой финансовой помойки. Т. е. не немецкие или французские деньги крупных корпораций, а именно офшорные.

Александр КОБЕНКО, министр экономического развития инвестиций и торговли Самарской обл.

- Александр Владимирович, прокомментируйте, пожалуйста, каким образом ЗАО «ФСК «Лада-Дом» оказалось на Британских Виргинских островах?

- А почему вы задаете мне эти вопросы?

- Это близкий вам бизнес, бизнес ваших очень хороших знакомых, давних партнеров...

- Я не могу комментировать бизнес моих очень хороших знакомых. Им и задавайте вопросы.

- Ну а ваше мнение по ситуации какое? Была компания, ушла в офшор...

- Пришел инвестор, купил какую-то компанию. Это его дело, каким образом он регистрирует и устраивает форму собственности. Форму владения этим активом. Бизнес идет в России, налоги платятся в России, никаких денег никто никуда не выводит. Какие вопросы к инвестору? Точно такие же, как и ко всем остальным инвесторам.