Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (542) | 20 апреля 2015г.
 

Фокус не удался

Сайгашкин наконец-то станет законным собственником доли Нагорнова на екатериновском причале

Андрей Неретин

В конце марта в Безенчукском райсуде завершилось разбирательство, в котором участник самарского ТК «Вива-Ленд» Валерий САЙГАШКИН отстаивал свое приоритетное право на покупку доли в имущественном комплексе причала с. Екатериновка м.р. Безенчукский. Оспариваемая доля в размере 30,5% была выставлена на продажу совладельцем причала Анатолием НАГОРНОВЫМ. Однако его замысел сбыть часть причала за 17,5 млн р. в обход прав бенефициара не удался. Суд, убедившись в мнимости отдельных соглашений между Нагорновым и ЗАО «Самараагропромпереработка» (САПП), полностью удовлетворил требования Сайгашкина. Похоже, Нагорнову требуется серьезно пересмотреть свои взгляды на методы ведения бизнеса, которые он приобрел в эпоху лихих 90-х.

В погоне за длинным рублем

ОАЕ «Хронограф» стало известно, что мотивированное решение Безенчукского районного суда по этому делу было изготовлено 30 марта. Нюансы, описанные в решении, демонстрируют, какие сюрпризы Анатолий Нагорнов может преподнести своим партнерам по бизнесу.

Убедиться в фокусах Нагорнова довелось Валерию Сайгашкину. Сайгашкин является бенефициаром причала в с. Екатериновка, стенка которого позволяет пришвартовываться судам и баржам класса «река — море». Долю в 30,5% в указанном имуществе имел и Нагорнов.

25 октября 2014 г. Сайгашкин, которому на тот момент принадлежало 69% долей в имуществе, получил извещение о том, что Нагорнов принял решение о продаже своей доли. Тогда он, реализуя свое преимущественное право на покупку продаваемой долевой собственности, предусмотренное ст. 250 ГК РФ, дал согласие на приобретение доли в соответствии с условиями, изложенными в извещении. Однако ответа на свое согласие Сайгашкин не получил. Зато позднее узнал, что Нагорнов вопреки требованиям закона уже успел продать свою долю, заключив договор купли-продажи с САПП. САПП управляет активами Безенчукского маслоэкстракционного завода и входит в холдинг «Русагро» сенатора Совета Федерации от Белгородской обл. Вадима Мошковича.

Договор между Нагорновым и САПП был подписан 14 ноября 2014 г. Причем к этому времени шустрый Нагорнов уже успел удержать с покупателя аванс в размере 5 млн р. на основании предварительного договора купли-продажи от 8 октября 2014 г., т.е. еще до уведомления о сделке других совладельцев. «Проигнорировав акцепт Сайгашкина В.К., в т.ч. повторный от 20.11.2014 на полученную истцом (Сайгашкиным. – Прим. ред.) оферту, 14.11.2014 между Нагорновым А.И. и ЗАО «Самараагропромпереработка» в нарушение положений ст. 250 ГК РФ был заключен основной договор купли-продажи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок и находящихся на нем объектов недвижимого имущества», — говорится в мотивировочной части решения суда. Общая сумма сделки составила 17,5 млн р.

Трюки Нагорнова

1 декабря 2014 г. Валерий Сайгашкин обратился в Безенчукский райсуд с иском к Нагорнову и САПП, потребовав перевести на себя права покупателя по договору купли-продажи 30,5% долей в имуществе причала.

Выяснилось, какие трюки Нагорнов проделывал с документами. Так, будто из рукава, он достал соглашение о расторжении договора купли-продажи между собой и САПП, подписанное 25 ноября

2014 г. Мол, договора купли-продажи теперь нет, поэтому и нет оснований для перевода прав покупателя долей на Сайгашкина. Примечательно, что до момента обращения Сайгашкина в суд Нагорнов и САПП не утруждали себя представлением соглашения о расторжении договора в Росреестр с целью отмены регистрационных действий. Суд этот ход Нагорнова раскусил и сделал однозначный вывод: «Ответчики не намеревались расторгать договор, поэтому данное соглашение является лишь мнимым, формальным документом, с помощью которого ответчики, злоупотребляя своими правами, нарушили законные права и интересы истца и пытаются ввести суд в заблуждение, поскольку их фактические действия подтверждают обратное».

Помимо этого «подельники» представили суду копии приходно-кассового ордера и кассовых чеков, якобы служащих подтверждением возврата Нагорновым средств в САПП вследствие расторжения договора. Оригиналы указанных документов так и не были представлены суду. И тогда суд счел их, по сути, ни имеющими силы бумажками, поскольку денежные средства, поступившие на счет Нагорнова по договору купли-продажи от САПП, никуда с этого счета не уходили, что и подтвердил ответ ОАО «Сбербанк России». «Целью предоставления их, как и соглашения о расторжении договора, является исключительно нанесение вреда законным правам и интересам истца», — говорится в том же решении суда.

Однако Нагорнов на этом не остановился. В феврале 2015 г. суду был предъявлен уже новый договор купли-продажи все тех же 30,5% долей в имуществе. Как выяснилось, для подстраховки Нагорнов оформил 0,5% отчуждаемых долей в имуществе на юриста САПП (то самое третье лицо), а суду выдал очередной договор купли-продажи с указанным «участником» причала, датированный тем же 25 ноября 2014 г. Данные обстоятельства суд расценил как лишнее свидетельство того, что «ответчики пытаются приобрести спорное имущество в нарушение законных прав и интересов истца».

Перспектива рецидива

Ни один из трюков Нагорнова суд не впечатлил. 23 марта было принято решение применить к соглашению о расторжении договора купли-продажи от 25 ноября 2014 г. последствия недействительности сделки в силу ее мнимости, а права и обязанности покупателя 30,5% долей в имуществе причала перевести на Валерия Сайгашкина. Также суд решил перечислить на расчетный счет САПП 17,5 млн р., внесенные Сайгашкиным на депозит управления судебного департамента в Самарской обл. в качестве обеспечения своих исковых требований. Решение с момента его вступления в законную силу будет являться основанием для государственной регистрации прав Сайгашкина на бывшую долю Нагорнова.

С учетом изложенного есть повод задуматься о том, что Анатолий Нагорнов вряд ли склонен считаться с интересами своих партнеров по бизнесу, когда речь заходит о больших деньгах. Причем подобные мысли возникают не впервые. Так, без согласия Сайгашкина Нагорнов ранее требовал расторжения договора аренды мощностей причала с ООО «Евротел» из-за якобы образовавшейся задолженности. Спор по этому факту в том же Безенчукском райсуде завершился не в пользу Нагорнова (см. «Хронограф» № 5 (533) от 16.02.15.). Однако этот урок, похоже, не пошел на пользу Нагорнову. Придется усваивать второй урок, завершившийся в конце марта. Почему-то надежды, что на этот раз Нагорнов сделает правильные выводы, мало. Ведь такую фигуру, как Нагорнов, наблюдатели склонны относить к той не меняющей свои методы плеяде деятелей, которая в начале 90-х годов вела активную «прихватизацию» народной собственности. Кто-то мог прибрать себе фабрики и заводы, а такие, как Нагорнов, вполне могли не побрезговать причалом в с. Екатериновка.

Как правило, подобные «предприниматели» с легкостью «кидают» партнера при любом удобном случае. Отсюда можно предположить, что если Нагорнов не остепенится, то третий суд станет уже не гражданским, а уголовным.

Кстати, к началу уголовного преследования определенных лиц может привести проверка деятельности рынка «Нимфа», расположенного по ул. Советской, 164, в пос. Безенчуке. Собственником рынка является Анатолий Нагорнов. Причем такой поворот событий может задеть как самого Нагорнова, так и его сына Игоря Нагорнова, работающего начальником отдела комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Самарской губернской думы.

По всей видимости, данная должность Нагорнова-младшего, позволяющая ему задействовать солидный административный ресурс, включая влияние своего руководства, сыграла немаловажную роль в приобретении семейством Нагорновых и другого сельскохозяйственного объекта в Безенчукском р-не. Речь о крупном земельном участке сельхозназначения площадью ни много ни мало 2,6 тыс. га (по советским меркам, это средний колхоз) близ с. Верхнепечерское. Как будто случайно именно по этому участку проходит нефтепровод ОАО «Самаранефтепродукт», за что наш «герой» якобы взимает немалую мзду. Именно нефтепровод вполне мог явиться главным мотивом «прихватизации» указанного земельного участка, а никак не намерение заниматься сельским хозяйством.

По данным источников редакции ОАЕ «Хронограф», бизнес Нагорновых в ближайшее время привлечет внимание соответствующих органов как на местном, так и на региональном уровне.