Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (542) | 20 апреля 2015г.
 

Виктор Попов:

После лицензирования спрос с УК будет жестче

Сейдамет Абреков

10 апреля комиссия по лицензированию в результате проведенного заседания проголосовала за предоставление лицензии управляющей компании (УК) ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» (ДЖКХ). Такое решение комиссии, председателем которой является Виктор ЧАСОВСКИХ, вполне логично. Департамент ЖКХ г. Тольятти не только крупнейшая УК г. о. Тольятти, но и выделяется среди других применением современных технологий в области управления жилфондом и энергосбережения. Директор УК ДЖКХ Виктор ПОПОВ в интервью «Хронографу» рассказал о том, как его компания готовилась к лицензированию, какие были сложности в этом процессе, а также о том, по каким направлениям ДЖКХ будет развиваться в дальнейшем.

- Виктор Иванович, в ходе заседания комиссии по лицензированию выяснилось, что небольшим УК или тем компаниям, которые появились на рынке недавно, т. е. компаниям без истории, оказалось проще пройти лицензионную процедуру. Тогда как крупным компаниям, таким как ДЖКХ, соответственно, было тяжелее это сделать. Да Ваш взгляд, почему такое произошло?

- Этому есть вполне логичное объяснение. Дело в том, что при оценке деятельности той или иной компании лицензионная комиссия учитывала в т. ч. и количество жалоб, которые граждане направляли на УК. Но если рассчитывать количество жалоб на 1 кв. м, то такое соотношение у нас будет, пожалуй, одним из минимальных среди всех управляющих организаций. А если же говорить о простом количестве, то тогда, действительно, может показаться, что жалоб у нас было много. Но если компания небольшая, которая управляет, например, четырьмя домами, то и жалоб у нее будет немного. Допустим, две за год. Но много это или мало в относительном плане? Этого никто не считает. Считают простое количество, если оказывается, что жалоб мало, тогда говорят, отлично, пять баллов.

Но давайте порассуждаем о ДЖКХ, у которого 829 МКД, в которых проживают более 235 тыс. жителей. Сколько жалоб у компании? Около двухсот... При этом около 50 актов привлечения к административной ответственности. У всех сразу глаза округляются. Ничего себе! Но если понимать, сколько домов у компании и какая в них жилая площадь, то тогда среднее число жалоб будет меньшим, чем у многих. К большому сожалению, такую аналитику никто не производит, нет такой методики расчета. Хотя она гораздо более объективна и дает более четкую картину происходящего.

Кроме того, анализируя положение вещей на таком рынке, как управление многоквартирными домами, необходимо собирать и учитывать больший объем информации. Не только о проверках Государственной жилищной инспекции Самарской обл., запросы и проверки по должникам, данные Роспотребнадзора, Пожарной инспекции, ФНС... У УК деятельность многоплановая и находится в сфере контроля множества госструктур. А у нас картина какая получается? Новая компания открылась, два-три дома получила в управление, какие у них могут быть проблемы? Никаких, потому что у них истории нет.

С них нечего спрашивать. Через год — да, к ним появятся вопросы. Поэтому в данной ситуации проще тем, кто только начинает.

В связи с этим мы считаем, что компанию нужно оценивать по многим параметрам, не только по количеству жалоб в ГЖИ. Безусловно, необходимо учитывать такие показатели, как степень внедрения энергосберегающих технологий. Анализировать, насколько той или иной УК удалось снизить уровень потребления тепла, электроэнергии, воды. Т. е. системно оценивать эффективность работы самого предприятия. Также важное в деятельности УК — качество предоставляемой услуги. Исследовать, насколько бесперебойно подаются тепло, вода, электроэнергия, насколько стабильно работают лифты, стабильно вывозится мусор и т. д. Причем получать не только абсолютные, но и относительные цифры, т. е. рассчитываемые с учетом количества домов или их площади. Вот тогда мы получим максимально объективную картину.

- Что можно сказать о самом процессе лицензирования, его организации?

- Обучение и принятие квалификационных экзаменов у руководителей УК, прошедшее накануне, было достойно организовано. Положительную роль в этом сыграл председатель комиссии по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Самарской обл. Виктор Часовских. Вот только один пример. Когда мы сдавали квалификационные экзамены, то результаты незамедлительно озвучивались. Как сдал, какую получил оценку. Другие регионы не могли похвастаться таким оперативным раскрытием результатов. В частности, представители ДЖКХ сдавали квалификационные экзамены в Москве. Так там результаты озвучивались только через 7 дней. Разница очевидна.

- Вы сделали акцент на том, что оценивать УК нужно по более широкому набору показателей и параметров, необходимо учитывать площадь обслуживаемого жилого фонда. С учетом того, что жизнь после получения лицензии не заканчивается, наверняка работа по совершенствованию системы управления многоквартирными домами не остановится. Каковы ближайшие планы и перспективы Вашей компании?

- Что касается нашей работы, то в текущем 2015 г. мы будем заниматься сокращением расходов по электроэнергии. Это не только энергосберегающее освещение, но и аудит потребления на предмет незаконного подключения. Также предусмотрены мероприятия по сокращению потребления других ресурсов. Потребление воды у нас в среднем 160-180 л в сутки на человека, 60-70 из них — горячая, остальное — холодная. Соответственно, снижение потребления горячей воды в объемном исчислении приводит к сокращению тепла, необходимого для нагрева воды. В последние годы фиксируем экономию по отоплению. Это следствие проводимых на домах работ по утеплению стен, замене окон на современные пластиковые, внедрению автоматизированных систем погодного регулирования подачи тепла и т. д. В целом же мы пытаемся автоматизировать или механизировать все процессы как раз для того, чтобы минимизировать издержки.

Другое дело, что достигнутая экономия должна идти частично на дальнейшее улучшение состояния дома, частично на возврат затрат инвестору и собственнику. При таком распределении выигрывают все. Ведь мы же не можем за счет собственных средств развивать энергоэффективность и другие проекты. В прошлом году мы начали широко внедрять проекты «Автоматизированная система контроля и учета потребления энергоресурсов, диспетчеризации и управления инженерным оборудованием жилых домов «Умный город» и «Автоматизированная информационно-расчетная система «1С: ЕРЦ Расчет квартплаты». Эти проекты появлялись, внедрялись и корректировались исходя из реальной практики управления большим количеством многоквартирных домов. Ведь на управлении ДЖКХ находится около трети всех многоквартирных домов Тольятти. Такая автоматизация позволяет существенно сократить административные расходы компании, сделать работу более динамичной и прозрачной. Оптимизация систем расчета дает нам возможность минимизировать в расчетах с населением доначисления, перерасчет и ОДН. Это то, что всегда вызывает множество вопросов со стороны начисления.

От перерасчетов за теплоснабжение пытаемся уйти путем выставления счетов исходя из среднего потребления по тому или иному дому за предыдущий год. Соответственно, с каждым годом учет производится все более точно, что, в свою очередь, помогает избежать больших доначислений и перерасчетов. Таким образом соблюдаем баланс.

С ОДН все намного сложнее. Есть проблемные объекты, где разница между домовыми узлами учета ресурсов и суммарным показателем квартирных приборов учета колоссальна. И это несмотря на то, что УК провела комплекс энергосберегающих мероприятий. Причин множество. Основная — то, что не все граждане ведут поквартирный учет ресурсов либо ведут его некорректно. Эту разницу из-за существующих нормативов по ОДН УК предъявить потребителям не может, а вот поставщики ресурсов именно по факту отгрузки требуют плату с УК.

Кроме того, не только нам, но и другим УК, поставщикам ресурсов и властям всех уровней необходимо решать проблему долгов населения. У нас есть процент недосбора, он колеблется от 5 до 7%. Всегда возникает разница между той суммой, что нам выставляет поставщик, и той, что мы собираем с населения. Причем УК собирает эти деньги не для себя, а для поставщика, но делает это за счет собственных средств. А если возникает задолженность перед поставщиком, то УК отвечает за эти долги также собственными средствами. За несколько лет набегают колоссальные суммы. А ведь вместо таких убытков могли быть инвестиционные проекты! Парадокс! Все это начинают понимать, но никто не хочет начать решать эту задачу на законодательном уровне. Именно на законодательном уровне необходимо определить, как и где недосбор должен учитываться: в тарифе, в потерях поставщика, в рентабельности управляющей организации. Варианты есть. Если эта ситуация разрешится, то УК могут начать работать вполне эффективно. Думаю, ситуация в ближайшем будущем стабилизируется, укрепится рубль и будут новые государственные проекты по развитию отрасли ЖКХ.

- Часто собственники домов, находящихся на обслуживании ДЖКХ, интересуются вопросами о том, что необходимо сделать, чтобы подъезды были красивыми и ухоженными. Поскольку Вы по инженерным сетям, которые скрыты от глаз обывателей, уже провели комплексную системную работу, что будет сделано в плане улучшения эстетического вида подъездов?

- В Автозаводском р-не мы будем уделять особое внимание внешнему виду подъездов. На придомовых территориях будем укладывать тротуарную плитку, будем менять зеленые насаждения, производить ремонт входной группы в подъезды. Эти работы стали актуальными ввиду того, что, действительно, инженерно-техническую сторону вопроса управления многоквартирными домами в Автозаводском р-не максимально довели до нормального режима. Такой путь вполне логичен. Кому захочется жить в красивом доме, но без воды, тепла, электроэнергии и нормально работающей канализации? Конечно, можно и дальше углублять, но это, что называется, другие деньги. Того, что уже сделано, достаточно. Поэтому главное — удержать имеющиеся позиции. В Центральном и Комсомольском р-нах будем идти таким же путем, что и в Автозаводском. Сначала модернизация инженерных систем и коммуникаций и только затем -внешний вид.

Сегодня после лицензирования спрос с УК будет жестче. Опять же спрашивать с УК будут за качество обслуживания, за жалобы и т. д., тем более что жалоб будет больше по той простой причине, что дома стареют. В этом смысле очень острая ситуация будет наблюдаться в Центральном р-не Тольятти. Там необходимо поменять более 50 бойлеров, которые пришли в негодность. Если сейчас этого не сделать, то жители останутся без горячей воды. Но это вопросы не текущего ремонта, а капитального. Соответственно, средства должны быть заложены по капитальному ремонту. А их пока нет.